Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
........................ "___" ___________ г.г.
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Емельянова С.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора Шумерлинской межрайонной прокуратуры ЧР Можаева А.В.,
представителя ответчика, администрации г. Шумерля ЧР ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску
прокурора Шумерлинской межрайонной прокуратуры ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Шумерля Чувашской Республики о признании бездействия незаконным; об обязывании в течение _____________ дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о дальнейшем использовании помещений, расположенных по адресам: ........................,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации г. Шумерля о признании бездействия незаконным; об обязывании принять решение о дальнейшем использовании жилых помещений, расположенных по ......................... Иск обоснован тем, что проведена проверка о нарушении жилищных прав при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья. Установлено, что межведомственной комиссией при администрации ........................ "___" ___________ г.г. и "___" ___________ г.г. проведены обследования многоквартирных жилых домов, расположенных соответственно по адресам: ......................... По результатам обследований "___" ___________ г.г. и "___" ___________ г.г. приняты решения о признании указанных домов аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с п.п. 47, 51, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Правительством РФ 28 января 2006г. № 47), на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. На "___" ___________ г.г. распоряжения с указанием о дальнейшем использовании жилых помещений, расположенных по указанным адресам, администрацией г. Шумерля не изданы. Бездействие администрации г. Шумерля, выразившееся в непринятии решений с указанием о дальнейшем использовании помещений нарушает права жильцов указанных домов, что в свою очередь не обеспечивает условия для осуществления гражданами, проживающими по адресам: ........................ права на жилище при переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, просит удовлетворить требования.
Помощник прокурора Можаев А.В. в суде иск поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что после обследования и заключения межведомственной комиссии, администрация г. Шумерля как орган местного самоуправления обязана издать распоряжение о дальнейшем использовании спорных жилых домов, о сроках расселения. Жилые дома находятся в муниципальном реестре, и по ним решения не приняты. Данные дома были признаны непригодными для проживания в "___" ___________ г.., повторно - в "___" ___________ г. Поводом для обращения в суд послужили обращения граждан, т.к. ответчиком не исполняется п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Представитель администрации г. Шумерля ЧР ФИО4, действующий на основании доверенности от "___" ___________ г.г. № (л.д. _____________) в суде иск не признал. Пояснил, что администрация г. Шумерля выполнила п. 49 Положения, поскольку данные жилые дома уже включены в программу переселения. В "___" ___________ г.. были обследования и заключения межведомственной комиссии по указанным домам. Повторные обследования производились по требованию прокуратуры.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела и надзорного производства №, суд приходит к следующему.
В силу п. 6 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 8 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006г. (далее - Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
В силу п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В пункте 45 Положения установлен список документов, которые представляются на комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным.
Согласно п.п. 47, 51 Положения по окончанию работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и в пятидневный срок направляет по одному экземпляру акт обследования жилого помещения и заключения комиссии заявителю.
В соответствии с абзацем 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В Положении не содержится нормы обязывающей каждого собственника помещения или нанимателя обращаться в комиссию. Комиссия на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Установлено, что "___" ___________ г.г. межведомственной комиссией при администрации г. Шумерля проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ........................, что подтверждается соответствующим актом от "___" ___________ г.г. № (л.д. _____________).
Указанной комиссией "___" ___________ г.г. проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ........................, о чем свидетельствует акт обследования от "___" ___________ г.г. № (л.д. _____________).
На основании вышеуказанных актов комиссия "___" ___________ г.г. приняла заключение №, что жилой ........................ признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом (_____________%) в процессе его эксплуатации (л.д. _____________); "___" ___________ г.г. комиссия приняла заключение № о признании жилого ........................ аварийным и подлежащим сносу в связи с фактическим износом (_____________ %) в процессе его эксплуатации (л.д. _____________).
Доводы прокурора подтверждаются не только объяснениями помощника прокурора в судебном заседании, но и письменными доказательствами; в том числе объяснениями работников администрации ФИО5 и ФИО6 (л.д. _____________).
Ответчик суду не представил доказательства о том, что ими принято какое-либо решение с указанием о дальнейшем использовании жилых помещений, расположенных по адресу: ........................ по смыслу п. 49 Положения.
Такое бездействие посягает на права неопределенного круга жителей г. Шумерля, в частности на права жильцов указанных домов, не обеспечивает условия для осуществления гражданами права на жилище при переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (в порядке ст.ст. 85, 87 и др. ЖК РФ). Поэтому иск прокурора подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что постановлением администрации г. Шумерля от "___" ___________ г.г. № утверждена муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда города Шумерля» на 2012-2015 годы (л.д._____________), и что жилые многоквартирные дома №№ № по ........................ включены в перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации (что подтверждается Приложением № к Муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г. Шумерля» на 2012-2015 годы (л.д. 23-24)), не является основанием для отказа в иске.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения решения 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации г. Шумерля Чувашской Республики, выразившееся в непринятии решений об использовании жилых помещений и сроков отселения жильцов домов, проживающих по адресам: .........................
Обязать администрацию г. Шумерля Чувашской Республики принять решение о дальнейшем использовании жилых помещений, расположенных по адресам: ........................, с указанием сроков расселения физических лиц в данных многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Шумерлинский районный суд.
Председательствующий: С.Емельянов
Решение в окончательной форме принято "___" ___________ г.г.