№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 июля 2016 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Демидовой Е.А.,
с участием представителя ответчика Маташковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноокова В.А. к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании действий незаконными
У С Т А Н О В И Л:
Чернооков В.А. обратился в суд к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, мотивируя свои требования следующим.
Истец является инвалидом II группы. ДД.ММ.ГГГГ в филиал № Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации истцом подано заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
В связи с тем, что путевка истцу предоставлена не была, решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Черноокова В.А., на фонд была возложена обязанность обеспечить Черноокова В.А. путевкой на санитарно-курортное лечение за 2012 год по профилю рекомендуемого лечения.
Филиал № не предоставив истцу путевку до ДД.ММ.ГГГГ, решение суда подменил выдачей путевки исполнением решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, используя выделяемую субвенцию не по назначению.
Просит признать действия Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № в части нарушения Закона «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ путем подмены предоставления путевки на курортно-санаторное лечение на предоставление путевки во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В судебное заседание истец Чернооков В.А. не явился, о времени и месте слушания гражданского дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Маташкова Л.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Приказом ГУ – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ № от ДД.ММ.ГГГГ реализация права граждан на получение путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в порядке электронной очереди граждан льготной категории, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления гражданина. В настоящее время Чернооков В.А. состоит на учете по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ под № электронной очереди. Ему предлагались путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий «Тесь» с датой заезда с ДД.ММ.ГГГГ и санаторий «Красноярское Загорье» с датой заезда с ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ путевка истцу предоставлена в ноябре 2014 года в санаторий «Красноярское Загорье» с датой заезда с ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Черноокову В.А. было направлено уведомление ДД.ММ.ГГГГ о выделении путевки за 2012 год в санаторий «Красноярское Загорье» с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Черноокову В.А. неоднократно предлагались путевки на санаторно-курортное лечение за период с 2011 года по 2016 год.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от ДД.ММ.ГГГГ N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с ДД.ММ.ГГГГ
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Как следует из материалов дела, Чернооков В.А. является инвали<адрес> группы по общему заболеванию.
ДД.ММ.ГГГГ Чернооков В.А. обратился в филиал № ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложил справку о нуждаемости в санаторно-курортном лечении по форме 072/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ Заявление было принято фондом и истец поставлен на учет в список нуждающихся в санаторно-курортном лечении за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ, о чем Черноокову В.А. было направлено соответствующее уведомление.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Черноокова В.А., на Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации была возложена обязанность по обеспечению Черноокова В.А. путевкой на санитарно-курортное лечение за 2012 год по профилю рекомендуемого лечения.
Согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Черноокову В.А. выделена путевка за 2012 год на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в санаторий «Красноярское Загорье» с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, право истца нарушено не было, путевка была предоставлена. Каких либо нарушений закона в действиях ответчика суд не усматривает.
В силу чего оснований для удовлетворения исковых требований Черноокова В.А. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Черноокову В.А. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании действий незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Шабалина Н.В.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий: Шабалина Н.В.