Решение по делу № 2-1553/2015 от 08.05.2015

Дело № 2-1553/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2015 года                                 г.Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Найденова А.В.,

при секретаре Есиной Е.С.,

с участием представителя истца помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Виджилаевой М.А.,

представителя ответчика ООО «Водсервис Орловский» по доверенности Салоухина Р.И.,

представителя третьего лица Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области, по доверенности Назлуханова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Водсервис Орловский» о приостановлении незаконного пользования водным объектом,

УСТАНОВИЛ:

Орловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в Орловский районный суд Орловской области с иском к «Водсервис Орловский» о приостановлении незаконного пользования водным объектом, в обосновании иска указал, что по информациям Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области и Отдела водных ресурсов по Орловской области МОБВУ Росводресурсы Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства в отношении предприятий, осуществляющих пользование поверхностными водными объектами на территории области, в результате которой установлено, что одним из основных видов деятельности ООО «Водсервис Орловский» является прием и отведение хозяйственно-бытовых сточных вод от населения и организаций <адрес> района. Для осуществления указанной деятельности организация фактически эксплуатирует находящиеся в муниципальной собственности объекты поселковой коммунальной канализации: неработающие очистные сооружения и сети водоотведения <адрес>. В существующей системе водоотведения принимаемые хозяйственно-бытовые сточные воды от абонентов по сетям канализации поступают на очистные сооружения, которые находятся в нерабочем состоянии и свойственных им функций очистки не выполняют, и далее сбрасываются без очистки в ручей Журавинка, который находится в федеральной собственности, зарегистрирован в Государственном водном реестре под кодом , входит в бассейн притоков реки Ока. Правовые основы комплексного рационального использования и охраны водных объектов в целях защиты интересов государства и граждан Российской Федерации установлены Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ). На территории Орловской области реализация этих полномочий возложена на Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области в силу п.п. 46 п. 4 Положения о нем, утвержденного. постановлением Правительства области от 22.12.2014 № 401. В нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды на протяжении длительного времени ООО «Водсервис Орловский» осуществляет пользование водным объектом - ручьем Журавинка, находящимся в федеральной собственности, для сброса хозяйственно-бытовых сточных вод от <адрес>, не имея решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях. Конкретные меры для получения разрешительных документов на водопользование в разумные сроки организацией не принимаются. Нормативы допустимых сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты для организации не установлены, проект НДС не разработан и не утвержден. Существующие очистные сооружения п. Куликовский находятся в не рабочем состоянии, свойственных им функций не выполняют, не обеспечивают очистку принимаемых сточных вод до установленных приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 нормативов качества воды в водных объектах. По этим причинам результаты производственного контроля показывают значительные превышения нормативов в сбрасываемых сточных водах по многим показателям вредных (загрязняющих) веществ: нефтепродуктам, БПК5, железу, азоту аммонийному, азоту нитритному, фосфатам, что является нарушением основных принципов водного законодательства и создает реальную угрозу причинения вреда водному объекту. План природоохранных мероприятий на 2014 год, предусматривающий проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений для очистки сточных вод, организацией не реализуется. Постановлением Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области от 03.06.2013 № 51 В за использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, генеральный директор ООО «Водсервис Орловский» Ревкова Ю.В. привлекалась к административной ответственности по ст. 7.6. КоАП РФ. Организации выдано предписание об устранении допущенных нарушений от 24.05.2013 № 43 В, сроки исполнения которого неоднократно продлевались до февраля 2015 года, но которое до настоящего времени не исполнено. В силу п. 4 ст. 4.1. КоАП РФ, ч. 2 ст. 68 ВК РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой в отношении него были применены меры административной ответственности. В данном случае принятые меры административного воздействия явились недостаточными и не позволили устранить нарушения законодательства в деятельности ответчика, что требует применения к нему гражданско-правовой ответственности путем понуждения к устранению этих нарушений в судебном порядке. Такие нарушения не отвечают основным требованиям к рациональному использованию и охране водных объектов, поскольку не обеспечивают стабильность и сохранность водных ресурсов, их поддержание в состоянии, соответствующем нормативам качества окружающей среды, соблюдение правил водопользования, не позволяют своевременно принять меры по предупреждению и ликвидации последствий оказываемых техногенных нагрузок. Незаконная деятельность ООО «Водсервис Орловский» нарушает интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта, на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, недопустимость его самовольного использования, на достоверную гидрологическую информацию о его состоянии. Такое бездействие ответчика нарушает гарантированное статьями 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право граждан Российской Федерации (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на её защиту от негативного воздействия хозяйственной деятельности, на стабильное, качественное и безопасное удовлетворение жизненно-важных потребностей в водных ресурсах. На основании ст. 56 Федерального закона и ч. 4 ст. 44 ВК РФ деятельность юридических лиц, осуществляемая с нарушением перечисленных выше природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена. Поскольку в данном случае у ответчика не возникло право пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным законодательством, в целях защиты интересов государства и граждан РФ приостановлению подлежит фактически осуществляемая им незаконная деятельность по сбросу сточных вод в водный объект. Так как ответчиком нарушены установленные законодательством требования к порядку и условиям пользования водными объектами, интересы государства и граждан РФ на рациональное использование и охрану природных ресурсов, характер данного спора свидетельствует о его возникновении исключительно из экологических правоотношений. Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц в области использования и охраны природных ресурсов. На основании вышеизложенного, истец просит обязать ООО «Водсервис Орловский» приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод с неработающих очистных сооружений в <адрес> до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда - три месяца со дня его вступления в законную силу. Взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном размере

В судебном заседании представитель истца помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Виджилаева М.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске обстоятельствам.

Представителя ответчика ООО «Водсервис Орловский» по доверенности Салоухин Р.И. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области, по доверенности Назлуханов Д.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.

Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, руководствуясь ст. 39, 173 ГПК РФ, суд принимает признание представителем ответчика ООО «Водсервис Орловский» по доверенности Салоухиным Р.И. иска.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Правовые основы комплексного рационального использования и охраны водных объектов в целях защиты интересов государства и граждан Российской Федерации установлены Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ).

         Водное законодательство основывается на следующих основных принципах, закрепленных ст. 3 ВК РФ:

значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

приоритета охраны водных объектов перед их использованием, недопустимости негативного воздействия использования водных объектов на окружающую среду.

Статьей 8 ВК РФ гарантировано право федеральной собственности на поверхностные водные объекты - водотоки (реки, ручьи, каналы) в границах территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование юридическим лицам для сброса сточных вод осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти в пределах их полномочий, предусмотренных ст.ст. 24-27 ВК РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти своих субъектов полномочия по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на их территориях, в пользование на основании указанных выше решений.

На территории Орловской области реализация этих полномочий возложена на Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области в силу п.п. 46 п. 4 Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства области от 22.12.2014 № 401.

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, форма и содержание такого решения регламентированы ст. 22 ВК РФ и постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №844.

Указанными нормами предусматривается, что решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на основании заявления потенциального водопользователя и предоставленных им документов по перечню.

Среди прочего, в таком перечне заявителем должна быть предоставлена информация о намечаемых водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации, которая в последующем включается в условия водопользования.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должно содержать:

сведения о водопользователе;

цель, виды и условия использования водного объекта;

сведения о водном объекте, включая описание границ, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование;

срок водопользования;

указание места сброса сточных вод;

объем сброса сточных вод и требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса.

Исходя из понятий, данных в ст. 1 ВК РФ, права и обязанности водопользователей, включая охрану и рациональное использование водных ресурсов, предусмотренные ст. 39 ВК РФ, возникают у юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлено право пользования водным объектом.

Отсюда следует, что отсутствие у юридического лица официального решения о предоставлении водного объекта в пользование делает невозможным возложение на него и исполнение им обязанностей по соблюдению требований законодательства о рациональном использовании и охране водных ресурсов и перечисленных выше условий, закрепленных таким решением.

Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Наряду с выполнением условий водопользования, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование, поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты в соответствии со ст. 35 ВК РФ.

В силу ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых вредных веществ и микроорганизмов превышает установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

          В п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ указано, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

         Отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, также регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон).

Статьей 39 Федерального закона на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, возложены обязанности по соблюдению нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды

В силу п. 4 ст. 4.1. КоАП РФ, ч. 2 ст. 68 ВК РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой в отношении него были применены меры административной ответственности.

На основании ст. 56 Федерального закона и ч. 4 ст. 44 ВК РФ деятельность юридических лиц, осуществляемая с нарушением перечисленных выше природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

Статьями 76, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что споры в области охраны окружающей среды, включая требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц в области использования и охраны природных ресурсов.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая, что представитель ответчика ООО «Водсервис Орловский» по доверенности Салоухин Р.И., признал в полном объеме исковые требования, принимая во внимание то обстоятельство, что признание представителем ответчика иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц, суд принимает признание представителем ответчика ООО «Водсервис Орловский» по доверенности Салоухиным Р.И. исковых требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о приостановлении незаконного пользования водным объектом.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика ООО «Водсервис Орловский» в доход муниципального образования «Город Орел» в размере 6000 рублей.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 39, 173, 191 - 198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять признание представителем ответчика ООО «Водсервис Орловский» по доверенности Салоухиным <данные изъяты> исковых требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ООО «Водсервис Орловский» о приостановлении незаконного пользования водным объектом

Обязать ООО «Водсервис Орловский» приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод с неработающих очистных сооружений в <адрес> до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях.

Предоставить ООО «Водсервис Орловский срок для добровольного исполнения решения суда - три месяца со дня его вступления в законную силу

Взыскать с ООО «Водсервис Орловский» в доход муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 6000 рублей

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме 15.06.2015 путем подачи апелляционной жалобы через Орловский районный суд Орловской области.

Председательствующий

судья                                                                                      А.В.Найденов

2-1553/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
"Водсервис Орловский" ООО
Суд
Орловский районный суд Орловской области
Дело на странице суда
orlovsky.orl.sudrf.ru
08.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2015Передача материалов судье
12.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2015Судебное заседание
08.06.2015Судебное заседание
15.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее