Решение в окончательной форме принято 18 декабря 2018 года.
Дело № 2-1254/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.В.,
с участием истца Садиловой И.И.,
представителя ответчика Медведевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садиловой Ирины Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Осинском районе Пермского края о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, возложении обязанностей выплачивать пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Садилова И.И. обратилась в суд с иском в ГУ-УПФ РФ в Осинском районе Пермского края о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов предоставления дополнительных отпусков для заочного обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности выплачивать досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что 13.08.2018 обратилась к ответчику для назначения пенсии, 23.08.2018 в назначении пенсии было отказано, указанные периоды в специальный стаж не включены. С данным решением не согласна, так как обучалась заочно в Пермском государственном педагогическом университете и проходила курсы повышения квалификации по специальности.
В судебном заседании истец Садилова И.И. на требованиях искового заявления настаивала по доводам, изложенным в нем. Пояснила, что в периоды нахождения на сессии при заочном обучении ей предоставлялись дополнительные учебные отпуска, сохранялась заработная плата. Курсы проходила с отрывом от основной работы, сохранялась ли заработная плата на их период, не знает. На повышение квалификации направлялась по приказам работодателя, обязана повышать свою квалификацию. Приказы о предоставлении дополнительных учебных отпусков не сохранились.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Осинском районе Пермского края с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что включение периодов нахождения на учебе и на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в специальный стаж законодательством не предусмотрено, так как работник не был занят педагогической деятельностью в течение полного рабочего дня, отсутствовала вредная психологическая нагрузка. Периоды были исключены по индивидуальным сведениям, заработная плата в течение указанных периодов сохранялась, отчисления в Пенсионный фонд производились.
Ответчиком представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых приведены аналогичные доводы (л.д. 27 - 28).
Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, в том числе обозрев пенсионное дело №, установил следующие обстоятельства.
Истец Садилова И.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-УПФ РФ в Осинском районе Пермского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Согласно решению ГУ-УПФ РФ в Осинском районе Пермского края от 23.08.2018, специальный стаж истца по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ составил 24 года 8 месяцев 22 дня при необходимых 25 годах, в специальный стаж не включены в том числе периоды предоставления дополнительных учебных отпусков и периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В назначении пенсии отказано в связи с отсутствием стажа по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (л.д. 21 - 22)
В соответствии с записями трудовой книжки (л.д. 19 - 20), уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ № (пенсионное дело 1800429), Садилова И.И. принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в МДОУ «Детский сад № «<адрес>», в дальнейшем учреждение неоднократно переименовывалось. В настоящее время продолжает работать воспитателем МБДОУ «Детский сад «<адрес>».
По приказам была направлена на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 - 14). Прохождение курсов повышения квалификации в названные периоды также подтверждается удостоверениями о повышении квалификации, представленными истцом в судебное заседание.
Согласно табелям учета рабочего времени в период работы воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Садиловой И.И. предоставлялись дополнительные учебные отпуска (л.д. 6 - 9). Из академической справки установлено, что Садилова И.И. обучалась на заочно в Осинском филиале ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет» по специальности дошкольная педагогика и психология с 2007 по 2009 гг.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ст. 8). В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 11).
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно статье 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимого от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка (в редакции, действовавшей на период обучения Садиловой И.И.).
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 11.07.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а до 01.01.1991 - на государственное социальное страхование единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из того, что повышение квалификации является профессиональной обязанностью всех педагогических работников, при отсутствии систематической и планомерной учебы будет происходить снижение уровня их квалификации, что, в свою очередь, будет вести к нарушению одного из конституционных прав - права на образование. Направление на курсы повышения квалификации и их прохождение напрямую и непосредственно связано с конкретным направлением деятельности и функциональными обязанностями каждого педагогического работника, которые ими выполняются по основному месту работы.
В спорные периоды истец повышала свою квалификацию и направлялась на курсы и семинары на основании приказов, изданных работодателем. За время курсов и учебы за ней сохранялись заработная плата, должность, место работы, выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, что ответчиком не опровергнуто, в лицевых счетах (л.д. 15 - 18), в выписке из индивидуального лицевого счета (пенсионное дело 1800429) сведения об обратном отсутствуют.
Установленные обстоятельства не опровергают возражения стороны ответчика о том, что действующими правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, включаются периоды работы, которые выполняются в течение полного рабочего дня и характер данной работы должен быть постоянный, досрочные пенсии предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека, что во время нахождения на курсах и в дополнительном учебном отпуске отсутствует, в связи с чем спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж.
Пунктом 9 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002, предусмотрен перечень периодов работы, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии. В данный перечень не входят курсы повышения квалификации и периоды нахождения в дополнительном учебном отпуске.
Ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, законом возложена на страхователя (работодателя), а не на застрахованное лицо (работника). Прием данных сведений, проверка правильности их составления возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд полагает необходимым обязать ответчика включить истцу в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости спорные периоды, не смотря на то, что в индивидуальных сведениях они представлены без указания кода льготы педагогической деятельности.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, учитывая, что истец обратилась за назначением досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ, выработав необходимый стаж для назначения пенсии 25 лет, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Садиловой Ирины Ивановны удовлетворить.
Включить в специальный стаж для назначения Садиловой Ирине Ивановне досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды предоставления дополнительных отпусков для заочного обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Осинском районе Пермского края назначить и выплачивать Садиловой Ирине Ивановне досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья