Решение по делу № А11-985/2008 от 13.05.2008

г. Владимир                                                                         Дело №А11-985/2008-К2-22/65

“13”  мая   2008 г.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи

Кузьминой Т.К.,

при ведении протокола судебного заседания

судьей Кузьминой Т.К.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя

Кузнецовой Антонины Васильевны к межрайонной инспекции  Федеральной

налоговой службы  № 2 по Владимирской области о признании  незаконными действий,

выразившихся в отказе произвести возврат  излишне уплаченных страховых взносов,

зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации; об обязании Инспекции

произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное

пенсионное страхование, направленных на накопительную часть трудовой пенсии, в

сумме 1800 руб.,

при участии:

от заявителя

 - не явилась (почтовое уведомление № 29692);

от заинтересованного лица – не явились (почтовое уведомление №  29693);

от УПФ – не явились (почтовое уведомление № 29691)

        Индивидуальный предприниматель Кузнецова Антонина Васильевна (далее – Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий межрайонной  инспекции Федеральной налоговой  службы № 2 по Владимирской области (далее – Инспекция), выразившихся в отказе  произвести возврат излишне уплаченных страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование  в сумме  1800 руб.,  оформленном письмами  от 16.01.2008 № 10, от 08.02.2008 № 52; об обязании  Инспекции произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 1800руб.

В обоснование предъявленных требований она сослалась на статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статью 2 Федерального закона "О бюджетной классификации в Российской Федерации", приложение № 11.1 к указанному Закону, статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и указала, что данный отказ не соответствует законодательству и нарушает её права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

В отзыве на заявление Инспекция отклонила предъявленное требование, пояснив, что правила, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78 НК РФ). Однако указанной статьей не предусмотрено, что ее правила распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не являются налоговыми платежами.

Она также отметила, что статья 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на налоговые органы только контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов.

По мнению Инспекции, требование Предпринимателя не подлежит удовлетворению, поскольку Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, а также не установлено, что зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция в письме от 12.05.2008 № 2.3/7-1 не оспаривает факт переплаты страховых взносов в сумме 1800 руб., которая отражена на лицевом счете индивидуального предпринимателя Кузнецовой А.В. по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии на  момент рассмотрения дела в суде.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя, представителей Инспекции и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коврове, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Кузнецова А.В. зарегистрирована  в качестве индивидуального предпринимателя 19.02.2002 администрацией г. Коврова Владимирской области  (регистрационный номер 14389). Сведения о ней, как об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 23.11.2004 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области (основной государственный регистрационный номер 304333232800189).

В  соответствии  с  подпунктом  2  пункта  1  статьи  6  Федерального закона   от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об  обязательном  пенсионном  страховании  в  Российской Федерации»,  вступившего  в  силу с  20.12.2001,  индивидуальные   предприниматели  являются  страхователями.

Согласно  статье  28 указанного Закона индивидуальные предприниматели  уплачивают  сумму   страховых  взносов  в  виде   фиксированного платежа,  минимальный  размер  которого  установлен в  размере  150  руб.  в  месяц,  в  том  числе  100  руб.  на  финансирование  страховой  части  трудовой  пенсии,  50  руб.  -  на  финансирование  накопительной  части  трудовой   пенсии.

        Кузнецова А.В. 1937 года  рождения, поэтому исходя из пункта 2 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582, относится  к  числу  индивидуальных  предпринимателей,  которые  обязаны уплачивать  страховые  взносы  на  обязательное  пенсионное  страхование  в  виде  фиксированных  платежей  лишь  в  части,  направляемой  на  финансирование  страховой части  трудовой  пенсии.

        В 2006 – 2007 годах Кузнецова А.В. уплатила страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1800 руб. на финансирование страховой  части  трудовой  пенсии в виде фиксированного платежа,  предусмотренного  для  индивидуальных предпринимателей,  указав  код бюджетной классификации 18210202040061000160, предназначенный для уплаты страховых взносов на финансирование  накопительной части трудовой пенсии в виде фиксированного платежа.

        Данный факт  подтвержден  квитанциями об уплате страховых взносов от 12.04.2006, 10.07.2006, 16.10.2006, 18.01.2007, 05.12.2007, реестром  учета платежей  страхователя за 2006 – 2007 годы, данными  лицевого счета  по уплате страховых взносов  в виде фиксированного платежа. Этот факт Инспекция не оспорила.

10.01.2008 Кузнецова А.В. обратилась  в  межрайонную   инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области  с заявлением  о возврате  излишне  уплаченной  суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, составившей 1200  руб.

        Инспекция отказала в возврате  указанной  суммы  страховых взносов, изложив мотивы отказа в письме от 16.01.2008 № 10, подписанном  заместителем начальника Инспекции.

         05.02.2008 она обратилась в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на накопительную часть трудовой пенсии, составившей 600 руб.

         Инспекция отказала в возврате указанной суммы страховых взносов, изложив мотивы отказа в письме от 08.02.2008 № 52, подписанном заместителем начальника Инспекции.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд признал требования заявителя обоснованными.

        В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

        Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 167-ФЗ право страховщика – Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов на осуществление возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предусмотрено лишь для случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи произведены.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми  органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

        В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

        Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее – Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов  поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

        В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействия Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в представлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

        Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"  (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии,  является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по проведению зачета (возврата) страхователю излишне либо ошибочно уплаченных страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.

В силу изложенного выше следует, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Инспекцию подлежат отнесению расходы по государственной пошлине в сумме 600 руб.

         Руководствуясь  статьями 110, 167-170, 180, 200, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

        Признать незаконными проверенные на предмет соответствия Налоговому  кодексу Российской Федерации действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области, выразившиеся в отказе   индивидуальному предпринимателю Кузнецовой Антонине Васильевне в возврате излишне (ошибочно) уплаченной суммы страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии,  в размере 1800 руб., оформленном письмами от 16.10.2008 № 10, от 08.02.2008 № 52.

Обязать  межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы  № 2 по Владимирской области возвратить индивидуальному предпринимателю Кузнецовой А.В. излишне (ошибочно)  уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное  страхование, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в размере 1800 руб. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы              № 2 по Владимирской области  в пользу  индивидуального предпринимателя  Кузнецовой Антонины Васильевны расходы по государственной пошлине в сумме 600 руб.

        Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия  в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир,  ул. Березина, д. 4).

Судья                                                                            Т.К. Кузьмина

А11-985/2008

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Иск удовлетворить полностью
Ответчики
Кузнецов А.В
Суд
АС Владимирской области
Судья
Кузьмина Татьяна Константиновна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее