№ 2а-255/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 23 января 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Шенфельд Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Хамедова А.А. к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконными бездействия, отказа, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Хамедов А.А. обратился в суд с административным иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района, признании незаконным отказа МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о возложении обязанности на администрацию Емельяновского района повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и принять решение по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка. Требования мотивировал тем, что 26 декабря 2017 года он обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему для ведения огородничества земельного участка площадью 1494 кв.м. 09 января 2018 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреации. Считает отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок к землям рекреации не относится; кроме того, решение принято неуполномоченным органом.
В судебное заседание административный истец Хамедов А.А. не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил.
В судебное заседание представители административных ответчиков администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены, ходатайств об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направили. Ранее в судебном заседании представитель ответчиков МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края против удовлетворения административного искового заявления возражала, ссылаясь на то обстоятельство, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне рекреации, в которой запрещено осуществлять деятельность для ведения огородничества; МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» является органом, уполномоченным на рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 19 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ.
Судом установлено, что 26 декабря 2017 года Хамедов А.А. обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка – просил предварительно согласовать ему предоставление земельного участка площадью 1 494 кв.м для ведения огородничества, с целью дальнейшего его предоставления в аренду сроком на 3 года. В качестве основания предоставления земельного участка указал пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. К заявлению заявителем была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка в кадастровом квартале 24:11:0140101.
09 января 2018 года руководителем Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края принято решение № 14 об отказе Хамедову А.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреации, зоны рекреационного назначения предназначены для обеспечения правовых условий сохранения и использования природных объектов для кратковременного и долговременного отдыха, спорта и проведения досуга населения на обустроенных открытых и закрытых пространствах, в связи с чем формирование указанного земельного участка не представляется возможным.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Органом местного самоуправления, обладающим полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Емельяновского района, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация Емельяновского района Красноярского края.
В соответствии с п. 1.5 Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», утвержденном постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 15.05.2017 № 1082, Управление является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации Емельяновского района Красноярского края, в том числе по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесными участками и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.п. 3.1.9, 3.2.2, 3.2.3, 3.4.7, 3.4.8 указанного Положения Управление в соответствии с возложенными на него задачами по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территории Емельяновского района; осуществляет действия по процедуре оформления необходимой документации на земельные участки, находящиеся в собственности Емельяновского района; осуществляет согласование землеустроительной документации; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Таким образом, решение руководителя Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края № 14 от 09 января 2018 года принято лицом, наделенным соответствующими полномочиями.
С учетом изложенного, правовые основания для признания незаконным бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края, выраженного в нерассмотрении заявления Хамедова А.А. от 26 декабря 2017 года, отсутствуют, поскольку полномочиями по рассмотрению вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории наделено МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края».
Между тем, у суда имеются правовые основания для признания незаконным решения МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» № 14 от 09 января 2018 года.
Так, принимая решение об отказе Хамедову А.А. в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, руководитель МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» сослался на п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, при этом указав на то обстоятельство, что испрашиваемый Хамедовым А.А. земельный участок расположен в зоне рекреации.
Между тем, административным ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, достоверно подтверждающих нахождение испрашиваемого административным истцом земельного участка в зоне рекреации, в том числе координат зоны Р, которые бы позволили проверить достоверность доводов стороны ответчика, в то время, как на основании ст. 226 КАС РФ именно на административных ответчиках лежит бремя доказывания правомерности своих действий и соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Напротив, согласно пояснениям представителя МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края Хасиевой Н.Э., данных в судебном заседании 18 декабря 2018 года, территориальные зоны незакоординированы, в настоящее время лишь начато проведение соответствующих работ.
В порядке восстановления нарушенного права Хамедова А.А. суд считает необходимым возложить на МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Хамедова А.А. о предварительном согласовании предоставления ему для ведения огородничества земельного участка площадью 1 494 кв.м.
В удовлетворении административного иска в части требования о возложении обязанности на администрацию Емельяновского района Красноярского края повторно рассмотреть заявление Хамедова А.А. и принять решение по вопросу предварительного согласования предоставления ему земельного участка, суд считает необходимым отказать, поскольку полномочия по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесными участками и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по рассмотрению обращений граждан по вопросам предоставления земельных участков, утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории отнесены к компетенции МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» на основании п.п. 1.5, 3.1.9, 3.2.2, 3.2.3, 3.4.7, 3.4.8 Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Хамедова А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» № 14 от 09 января 2018 года.
Возложить на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Хамедова А.А. от 26 декабря 2017 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В удовлетворении административного иска к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2019 года.