Решение по делу № 33-1273/2019 от 06.03.2019

Дело № 33-1273/2019

Судья: Обухова И.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 апреля 2019 года                            г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Бучневой О.А.,

судей Горелика А.Б., Юдиной И.С.,

при секретаре Топильской А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комовой Валентины Сергеевны к администрации Тамбовской области, управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, администрации Черняновского сельсовета Тамбовской области, Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области и Министерству Финансов РФ об оспаривании бездействия, признании права на улучшение жилищных условий, возложении обязанности реализовать право, истребовать денежные средства, вручить жилищный сертификат, о вынесении частного определения

по апелляционной жалобе Комовой Валентины Сергеевны на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 30 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Комова В.С. обратилась в суд с иском к администрации Тамбовской области, управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, администрации Черняновского сельсовета Тамбовской области, Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области и Министерству Финансов РФ об оспаривании бездействия, признании права на улучшение жилищных условий, возложении обязанности реализовать право, истребовать денежные средства, вручить жилищный сертификат, о вынесении частного определения, указав, что она является вдовой К., который был участником боевых действий в Венгрии 1956 г., и в соответствии с ФЗ «О ветеранах» по правовому статусу приравнивается к участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Она в настоящее время проживает одна по адресу: ***. Указанный дом пришёл в негодность вследствие продолжительной эксплуатации, к проживанию не пригоден, ремонт и восстановление дома экономически нецелесообразны. Указанный дом является её единственным жильем, самостоятельно улучшить свои жилищные условия она не имеет возможности в силу возраста и отсутствия денежных средств. 19.02.2018 г. она обратилась с заявлением об оказании помощи в улучшении жилищных условий и была поставлена в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, до настоящего времени каких-либо иных мер по реализации её права на жильё не принято. Очередь на получение жилья движется крайне медленно. Бездействие административных ответчиков нарушает её законные права.

Просила обязать ответчиков признать и реализовать право Комовой В.С., как вдовы ветерана, приравненного к ветерану Великой Отечественной войны, на улучшение жилищных условий, признать незаконным бездействие, выразившееся в задержке постановки Комовой В.С. на учёт по улучшению жилищных условий, непринятии мер по улучшению её жилищных условий, обязать ответчиков истребовать денежные средства, необходимые для улучшения жилищных условий, вручить истцу в торжественной обстановке жилищный сертификат, взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 75000 руб. и вынести частное определение.

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 30 января 2019 года в удовлетворении исковых требований Комовой В.С. отказано.

В апелляционной жалобе Комова В.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что им нарушены её социальные права, созданы неодолимые препятствия к реализации имущественных и личных неимущественных прав, такое положение временно узаконено.

В возражениях на апелляционную жалобу управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и администрация Тамбовской области просят оставить решение суда без изменения.

Истец Комова В.С., будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Об уважительных причинах неявки в суд не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчиков администрации Тамбовской области и управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Авдееву И.В., представителя ответчиков Министерства финансов РФ и УФК по Тамбовской области Яковлеву Ю.В., представителя ответчика администрации Черняновского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области Скрипка А.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К., *** года рождения, участвовал в боевых действиях на территории Венгрии в период с 24.10.1956 г. по 10.11.1956 г., ему выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны серии ****** от *** г., что подтверждается справкой Военного комиссариата Тамбовской области №213 от 26.11.2018 г.

Из копии удостоверения Комовой В.С. серии *** от *** г., следует, что истец имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.

12.03.2018 г. Комова В.С. обратилась в администрацию Тамбовской области и в областную межведомственную комиссию с заявлениями о приобретении жилого помещения и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья из федерального бюджета, так как она является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Актом обследования жилищных условий от 12.03.2018 г. установлено, что Комова В.С., являющаяся членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., нуждается в улучшении жилищных условий.

Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 27.04.2018 г. установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: ***, признано несоответствующим установленным требованиям и непригодным для проживания инвалида.

Согласно постановлению администрации Черняновского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области № 32 от 27.04.2018 г. состояние части строительных конструкций жилого дома *** признано находящимися в аварийном состоянии, дальнейшая эксплуатация жилого дома не допускается.

Постановлением администрации Черняновского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области № 33 от 27.04.2018 г. Комова В.С. признана вдовой участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, и поставлена в очередь на улучшение жилищных условий под №*** от 27.04.2018 г.

На основании решения межведомственной комиссии по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 11.05.2018 года №12 и приказа Управления социальной защиты и семейной политики от 22.05.2018 № 1029-ф истец как член семьи погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны, проживающая по адресу: ***, была включена в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета.

Приказом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области №70-ф от 18.01.2019 г. Комова В.С. была исключена из списка ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием у неё статуса члена семьи погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны, необходимого для предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём.

Из протокола заседания межведомственной комиссии по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 17.01.2019 г., следует, что исходя из содержания обращения адвоката Турбина Д.Ф., действующего в интересах Комовой В.С., направленного в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, было выявлено, что Комова В.С. является членом семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, тогда как включена была в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий как член семьи погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что К. непосредственным участником событий Великой Отечественной войны не являлся. Он прнинимал участие в боевых действиях на территории Венгрии и был приравнен к категории ветеранов боевых действий. Однако приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объёме.

Инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета вне зависимости от срока их постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения. Реализация же прав инвалидов и ветеранов боевых действий на такую меру социальной поддержки ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и право на данную меру они имеют лишь в случае их постановки на учёт нуждающихся до 1 января 2005 г. Инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Таким образом, Комова В.С., как вдова участника боевых действиях на территории Венгрии 1956 года, не имеет права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём в порядке, предусмотренном для нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», согласно которому необходимо завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Других оснований для предоставления жилья Комова В.С. не заявляет.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, и при этом исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что исковые требования Комовой В.С. о возложении обязанности предоставить социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путём выдачи свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения основаны именно на том, что она является вдовой ветерана, приравненного к ветерану Великой Отечественной войны, и имеет право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.

Однако, супруг истицы ФИО9 непосредственным участником событий Великой Отечественной войны не являлся. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

В приложении к Федеральному закону «О ветеранах» указано, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах 1 и 2 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, распространяется действие статей 2 (ветераны Великой Отечественной войны) и 4 (инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий) Федерального закона «О ветеранах». В разделе 1 данного Перечня указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году.

Вместе с тем, Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильём разнятся.

Статьей 1 Федерального закона «О ветеранах» установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны труда.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В данный перечень не включены участники боевых действий в Венгрии 1956 года.

Статьей 3 Федерального закона «О ветеранах» определены категории лиц, относящиеся к ветеранам боевых действий. Так, в силу подпункта 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Как указывалось выше, лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году относятся к ветеранам боевых действий.

Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, к категории ветеранов боевых действий.

Согласно положению, содержащемуся в Разделе II Приложения к Федеральному закону «О ветеранах», на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Перечня, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах», то есть норм, определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.

Следовательно, законодатель приравнял к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий, указанных в разделах I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предоставив им единый статус и определив объём мер предоставляемой социальной поддержки.

Между тем, приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объёме.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15 и подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» указанные категории граждан имеют право на такую меру социальной поддержки как обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного закона, однако основания и условия ее предоставления различны. В частности, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета вне зависимости от срока их постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения. Реализация же прав инвалидов и ветеранов боевых действий на такую меру социальной поддержки ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и право на данную меру они имеют лишь в случае их постановки на учёт нуждающихся до 1 января 2005 года. Инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть на общих основаниях.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Данный Указ предписывает обеспечить жильем в строго установленные сроки лиц из числа двух категорий ветеранов: ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. На иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Федеральному закону «О ветеранах», данный Указ, имеющий целевое назначение, не распространяется. Венгерские события 1956 года не входят в период Великой Отечественной войны.

Такая правовая позиция полностью соответствует разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от *** ***-О-О, согласно которым установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и основано на объективных критериях. Аналогичная позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года № 40-О, от 20 ноября 2003 года № 435-О, от 21 декабря 2006 года № 603-О.

Принимая во внимание, что супруг истицы являлся участником боевых действий в Венгрии 1956 года, истица как вдова участника боевых действий не подлежит обеспечению жильём в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714.

Комова В.С. является получателем мер социальной поддержки, установленных ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)) предоставляется мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

На основании изложенных норм Комова В.С. подлежит обеспечению жильём в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Исключением Комовой В.С. из Списка ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищные права истца не нарушены, поскольку она признана в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и находится на соответствующем учёте в органе местного самоуправления.

Требований о предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями жилищного законодательства истец не предъявляла.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе Комовой В.С. в удовлетворении иска.

На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комовой Валентины Сергеевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1273/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Комова Валентина Сергеевна
Ответчики
Администрация Тамбовской области
УФК по Тамбовской области
администрация Черняновского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Министерство Финансов РФ
Другие
Турбин Денис Федорович
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Бучнева Оксана Александровна
07.03.2019[Гр.] Передача дела судье
03.04.2019[Гр.] Судебное заседание
12.04.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее