Дело № 2-358/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года г.Болгар РТ
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Латыповой Г.З.,
при секретаре Костиной О.В.,
истца Иванова Г.Ф.,
представителя ответчика Пугачевой Ю.А.,
третьего лица Хамидулиной А.В. и ее законного представителя Хамидудлиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Г.Ф. к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района РТ о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л :
Г.Ф. первоначально обратился в суд с иском к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района РТ о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указывая, что он состоит на очереди, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, проживает в жилом помещении, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания. В этой связи он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Однако орган местного самоуправления письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказался предоставлять заявителю благоустроенное жилое помещение по причине отсутствия дома, в котором проживает истец, в Программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Между тем, включение или отсутствие граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и чей дом признан непригодным для проживания, в данную программу не влияет на их право получить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, со снятием с общей очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ истец Г.Ф. свои исковые требования уточнил – просил предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания жилого помещения.
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ истец свои требования поддержал по основаниям, указанным в его исковом заявлении, дополнив, что в <адрес> в <адрес> он не проживает несколько лет, так как там проживать невозможно, данный дом непригоден для проживания. Он находится в <адрес> РТ у Хамидуллиной М.А., с которой проживает в гражданском браке, в принадлежащем ей доме. В доме по <адрес>, который ему был предоставлен по договору социального найма, кроме него зарегистрирована инвалид 3 группы Хамидуллина А.В., дочь Хамидуллиной М.А.. А. также признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и также состоит в очереди на жилье отдельно от него, так как они не являются членами одной семьи.
Представитель ответчика – Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ – Пугачева Ю.А. исковые требования Г.Ф. не признала и пояснила, что постановлением Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", согласно которой на расселение граждан были выделены денежные средства из федерального и республиканского бюджета. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, на 2013-2017 годы", согласно которой утверждены мероприятия по расселению граждан из аварийного жилья муниципальных образований Республики Татарстан, выделены и распределены денежные средства федерального и республиканского бюджетов на выполнение указанных мероприятий, определены перечни многоквартирных домов, подлежащих сносу. Спорное жилое помещение в программы не включено, так как признано непригодным для проживания в 2017 году, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Средства федерального и республиканского бюджетов в соответствии с жилищным законодательством и действующими программами переселения на расселение жилого дома, в котором проживает Г.Ф., не предусмотрены и не выделялись. Г.Ф. состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Болгарский городской Исполнительный комитет не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение в связи с отсутствием свободного жилищного фонда. Просит в удовлетворении исковых требований Г.Ф. отказать.
Выслушав истца Г.Ф., представителя ответчика Пугачеву Ю.А., законного представителя третьего лица Хамидуллину М.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Пункт 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Положениями пунктов 3 и 4 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договору социального найма применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685, правила частей первой и второй статьи 678, пункта 3 статьи 681 и статьи 686 данного Кодекса. Другие положения этого же Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Следовательно, при наличии правового регулирования, предусмотренного жилищным законодательством, положения Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в части не противоречащей жилищному законодательству.
Пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого же Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Исходя из положений статей 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанному основанию другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, выданному ДД.ММ.ГГГГ Территориальным пунктом УФМС России по <адрес> в <адрес>, Иванов Г.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Татарской АССР, зарегистрирован проживающим по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Болгарским городским Исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан и Г.Ф. заключён договор социального найма, согласно которому Г.Ф., а также его падчерице (так указано в договоре) – Хамидуллиной А.В., 1970 года рождения, в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат, общей площадью 36,6 кв.м. по адресу: <адрес>.
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> эксплуатируется 60 лет, капитальный ремонт квартиры не производился. В результате эксплуатации кухня разрушена (оконные блоки, отопление, полы в аварийном состоянии), в передней потолочная балка прогнулась, фундаменты разрушены, оконные блоки прогнили, крыша протекает. В доме отсутствует водопровод, газ, слив, отопление печное.
Постановлением Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за №а жилой <адрес> муниципального района Республики Татарстан признан непригодным для проживания.
Согласно письму Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ, адресованному Г.Ф. Распоряжением руководителя Болгарского городского Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № Г.Ф. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под №.
Таким образом, судом установлено, что жилое помещение - <адрес> РТ, предоставленное Г.Ф. по договору социального найма, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания. Г.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включён в очередь под №. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у органа местного самоуправления возникла обязанность предоставить Г.Ф. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом суд учитывает, что с 2017 года действенных мер по переселению истца и членов его семьи из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, ответчиком предпринято не было. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников). При этом, отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Согласно положениям статей 57 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчик обязан предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36,6 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах <адрес> Республики Татарстан.
Вместе с тем, поскольку Г.Ф. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоит на нем по настоящее время, за ним сохраняется право на улучшение жилищных условий в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд считает законным и обоснованным уточненные исковые требования Г.Ф. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 57, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
уточненные исковые требования Г.Ф. удовлетворить.
Обязать Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан предоставить Иванову Г.Ф. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 36,6 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах <адрес> Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд РТ.
Председательствующий судья Латыпова Г.З.
Копия верна: судья Латыпова Г.З.