АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2015 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Перовой М.В., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мартынова Александра Васильевича, Мартыновой Веры Ивановны, Петровой Елены Александровны, Петровой Екатерины Евгеньевны, Петрова Александра Евгеньевича, Мартынова Александра Александровича, Доценко Тамары Александровны на решение Крымского районного суда от 12 ноября 2014 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Мартынов А.В., Мартынова В.И., Петрова Е.А., Петрова Е.Е., Петров А.Е., Мартынов А.А., Доценко Т.А., действующая в собственных интересах и интересах несовершеннолетнего сына < Ф.И.О. >1 обратились в суд с иском к администрации Пригородного сельского поселения Крымского района об оспаривании решения органа местного самоуправления, признании жилого помещения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Требования мотивированы тем, что истцы постоянно проживают в квартире, расположенной по адресу: <...>. Квартира находится в одноэтажном двухквартирном доме и имеет общую площадь - <...> кв.м., принадлежит на праве собственности Мартынову А.В. В результате наводнения, произошедшего в ночь с 06 июля 2012 г. на 07 июля 2012 г. на территории Крымского района, квартира, в которой они проживают, была повреждена, истцами утрачено личное имущество. Истцы обратились в орган местного самоуправления с заявлением об оказании мер государственной поддержки. Однако в удовлетворении просьбы им было отказано, поскольку факт затопления домовладения не подтвержден. Истцы полагают решения органа местного самоуправления незаконными, нарушающими их права.
На основании изложенного Мартынов А.В. и другие просят суд признать незаконным решение администрации Пригородного сельского поселения, изложенное в письме N 183 от 30 января 2014 г. об отказе в признании квартиры N <...> пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и требующей капитального ремонта. Признать указанную квартиру пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 06 июля 2012 г. – 07 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район и требующей капитального ремонта. Обязать администрацию Пригородного сельского поселения Крымского района в полном объеме устранить допущенные нарушения, путем внесения квартиры <...> в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением 06 июля 2012 г. – 07 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район исходя из площади - <...> кв.м. Признать незаконным решение администрации Пригородного сельского поселения Крымского района, изложенное в письме N 329 от 25 февраля 2014 г. об отказе в признании истцов утратившими имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. Обязать администрацию Пригородного сельского поселения Крымского района в полном объеме устранить попущенные нарушения путем включения истцов в соответствующие списки.
Решение Крымского районного суда от 12 ноября 2014 г. в удовлетворении требований истцов отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истцы выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить. В обоснование жалобы указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Мартынова А.В. на основании доверенности Тиньгаева К.В., настаивавшего на удовлетворении жалобы, представителя администрации муниципального образования Крымский район на основании доверенности Сидорову А.В., представителя министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края на основании доверенности Князеву Е.А., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что Мартынов А.В. на основании договора купли-продажи от 15 августа 1991 г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> от 16 ноября 2010 г.
По сведениям домовой книги для прописки граждан, проживающих по адресу: <...>, по состоянию на 06 июля 2012 г. – 07 июля 2012 г. в квартире были зарегистрированы по месту жительства: Петрова Е.А. <...> года рождения, Мартынов А.А. <...> года рождения, Мартынова В.И. <...> года рождения, Мартынов А.В. <...> года рождения. < Ф.И.О. >1 <...> года рождения, Доценко Т.А. <...> года рождения, Петрова Е.Е. <...> года рождения, Петров А.Е. <...> года рождения.
Является общеизвестным и не нуждается в доказывании, что в ночь с 06 июля 2012 г. на 07 июля 2012 г. в г. Крымске и Крымском районе произошло наводнение (чрезвычайная ситуация).
Согласно справке МКУ «Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты муниципального образования Крымский район» N 23/46-27447 от 16 января 2014 г. дом, расположенный по адресу: <...> находился в зоне затопления 07 июля 2012 г. на территории муниципального образования Крымский район.
Актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Крымский район в июле 2012 г. от 16 июля 2012 г. установлено, что по адресу: <...> - вода во дворе, затоплен огород и колодец.
Актом обследования частного жилого помещения по указанному адресу от 16 июля 2012 г., установлено, что воды в доме не было. Каких-либо повреждений данного жилого помещения в акте не зафиксировано.
Вышеуказанные акты подписаны председателем и членами комиссии, собственником жилого помещения Мартыновым А.В., согласованы руководителем МКУ «Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты муниципального образования Крымский район», и утверждены Главой Пригородного сельского поселения Крымского района.
Письмом администрации Пригородного сельского поселения Крымского района N 183 от 30 января 2014 г. Мартынову А.В., как собственнику жилого помещения по адресу: <...>, отказано во включении в списки на социальную выплату для проведения капитального ремонта дома, в связи с наводнением 6-7 июля 2012 г., на том основании, что согласно актам обследования утраченного имущества и обследования домовладения не подтвержден факт затопления жилых помещений домовладения, вода зашла в хозяйственные постройки, домовладение на дату обследования (визуально) находилось в удовлетворительном состоянии, заключение межведомственной комиссией администрации Пригородного сельского поселения в отношении вышеуказанного жилого помещения о необходимости его капитального ремонта в связи с чрезвычайной ситуацией не составлялось.
Письмом администрации Пригородного сельского поселения Крымского района N 329 от 25 февраля 2014 г. Мартынову А.В. и другим отказано во включении в списки на предоставление социальной выплаты в размере по 150 000 рублей каждому за утрату имущества первой необходимости в результате наводнения 6-7 июля 2012 г., поскольку согласно актам обследования утраченного имущества и обследования домовладения по адресу: <...>, не подтвержден факт затопления жилых помещений домовладения, порчи имущества первой необходимости не зафиксировано.
Давая оценку оспариваемым решения органа местного самоуправления, суд правильно применил нормы материального права.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае» от 17 июля 2012 г. N 1015 предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья в населенных пунктах, пострадавших от наводнения, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру).
Пунктом 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 июля 2012 г. N 830 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 августа 2012 г. N 910) определено предоставить социальную выплату гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра поврежденного жилья 5000 рублей (общая сумма выделяется на одно жилое помещение, поврежденное от наводнения).
По смыслу приведенных выше норм, включению в списки граждан, которым предоставляется социальная выплата на капитальный ремонт, подлежат только собственники жилых помещений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной именно наводнением в Крымском районе Краснодарского края в июле 2012 года, а не в результате иных причин.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, являющимся собственниками жилых помещений, собственниками доли жилого помещения, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года (утвержденного Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 июля 2012 г. N 830) - социальная выплата предоставляется гражданам при условии, если в отношении жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в установленном порядке принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.
Согласно пункту 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 г. признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу пункта 33 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 г. основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Межведомственная комиссия проводит оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям, и по результатам своей работы, в соответствии с пунктом 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, о необходимости и возможности проведения их капитального ремонта, реконструкции или перепланировки, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Заключение межведомственной комиссии, которое явилось бы основанием для принятия органом местного самоуправления решения и издания распоряжения о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <...> его включения в перечень жилых домов, подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края в июле 2012 г., не принималось.
Истцами в обоснование заявленных требований представлено заключение экспертизы N 218 от 03 февраля 2014 г., выполненное НПСОГТ «СТРОЙОБЪЕДИНЕНИЕ».
При этом заключение правильно отвергнуто судом, поскольку не может считать достоверно установленным то обстоятельство, что выявленные в ходе осмотра спустя 1 год 7 месяцев повреждения жилого дома возникли именно в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков в виде дождя и розлива рек на территории Крымского района 06 июля 2012г. -07 июля 2012 г. Кроме того, выводы заключения опровергаются актом обследования от 16 июля 2012 г.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконным решения администрации Пригородного сельского поселения Крымского района, изложенного в письме N 183 от 30 января 2014 г.; признания жилого помещения истцов подлежащих капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением.
На основании пункта 2 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07 июля 2012 г. N 816 «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года и о внесении изменения в постановление главы администрации Краснодарского края от 31 марта 2005 г. N 237 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 марта 2013 N 271) гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года оказывается единовременная материальная помощь в размере 10000 (десяти тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека и единовременная финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека за полностью или частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации.
Основанием для предоставления мер государственной поддержки в виде единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости является утвержденный акт обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле 2012 года, и первичный утвержденный акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации.
Под пострадавшими гражданами в соответствии с пунктом 4 «Порядка оказания помощи гражданам, пострадавшим и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года», утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07 июля 2012 г. N 816 понимаются граждане Российской Федерации, оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации, местом жительства которых по состоянию на 6,7 июля 2012 г. являлись жилые помещения, поврежденные в результате чрезвычайной ситуации.
При этом основным из фактов, подлежащим доказыванию, является факт утраты истцами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Из первичного акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации по адресу: <...> от 16 июля 2012 г., усматривается, что данное жилое помещение затоплено не было. Вышеуказанный акт не содержит указания на то, что проживавшими по данному адресу лицами в результате наводнения 06-07 июля 2012 г. было утрачено какое-либо имущество первой необходимости.
Акт является допустимым и достоверным доказательством, поскольку таковой подписан собственником жилого помещения Мартыновым А.В.
Доказательств утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в материалах дела не имеется.
Таким образом, требования истцов о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, утратившими имущество первой необходимости, отклонены судом верно.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского районного суда от 12 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартынова Александра Васильевича, Мартыновой Веры Ивановны, Петровой Елены Александровны, Петровой Екатерины Евгеньевны, Петрова Александра Евгеньевича, Мартынова Александра Александровича, Доценко Тамары Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда: