Судья Аверкиева Е.В. Дело № 33-1574/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Адайкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 февраля 2016 года апелляционную жалобу администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 20 августа 2015 года по делу по заявлению Макаровой И. В., Бурениной А. В., Шестопаловой Т. А., Никольской Е. А. о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, администрации Люберецкого муниципального района Московской области и созданных ими межведомственных комиссий,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Макаровой И.В., Бурениной А.В., Шестопаловой Т.А., Никольской Е.А., представителя заявителей – Зуморина А.В., представителя администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области – Мялова С.Д.,
установила:
Макарова И.В., Буренина А.В., Шестопалова Т.А., Никольская Е.А. обратились в суд с заявлением и с учетом уточнения требований просили признать незаконным бездействие администрации городского поселения Люберцы и администрации Люберецкого муниципального района Московской области, а также созданных ими межведомственных комиссий при рассмотрении вопроса о проведении процедуры оценки соответствия жилых многоквартирных домов № <данные изъяты>, расположенных по адресу: Московская область, городское поселение Люберцы, п. Калинина, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47; обязать администрацию городского поселения Люберцы и администрацию Люберецкого муниципального района Московской области, а также созданные ими межведомственные комиссии в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилых многоквартирных домов №№ <данные изъяты> по адресу: Московская область, городское поселение Люберцы, п. Калинина, установленным в указанном Положении требованиям.
В обоснование заявления Макарова И.В., Буренина А.В., Шестопалова Т.А., Никольская Е.А. указали, что они являются жителями домов №№ <данные изъяты>, расположенных по адресу: Московская область, городское поселение Люберцы, п. Калинина. Данные дома являются непригодными для проживания вследствие их физического износа и морального устаревания (в домах нет горячей воды, ванные комнаты не предусмотрены проектом), а также в связи с их несоответствием требованиям инженерно-технической, пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
Жители указанных домов неоднократно обращались в Государственную жилищную инспекцию Московской области, в прокуратуру и в администрацию городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области с жалобами на состояние домов и с просьбой признать их аварийными и подлежащими сносу.
На основании требования Государственной жилищной инспекции Московской области, вынесенного по результатам рассмотрения обращения жителей вышеназванных домов, постановлением администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 7 апреля 2014 года № 404-ПА была создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
13 мая 2014 года межведомственная комиссия признала дома №№ <данные изъяты> соответствующими техническим нормам и отказала в удовлетворении заявления о признании их аварийными. В связи с незаконностью данного решения межведомственной комиссии оно было отменено. До настоящего времени решение о признании указанных домов непригодными для проживания межведомственной комиссией не принято.
Таким образом, администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области и созданная ею межведомственная комиссия проявили бездействие, в результате которого может быть причинен вред здоровью или жизни граждан, проживающих в жилых домах №№ <данные изъяты> по адресу: Московская область, городское поселение Люберцы, п. Калинина.
4 июня 2015 года между администрацией городского поселения Люберцы и администрацией Люберецкого муниципального района Московской области было заключено соглашение № 66/С, в соответствии с которым администрация городского поселения Люберцы передала администрации Люберецкого муниципального района Московской области свои полномочия в части создания межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и жилых домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции и в части принятия соответствующих решений. Указанная межведомственная комиссия была создана постановлением главы администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 5 июня 2015 года № 945-ПА.
2 июля 2015 года заявители обратились в администрацию Люберецкого муниципального района Московской области с заявлением о признании домов аварийными, к которому приложили копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, а также заключения специализированной организации, проводившей обследование данных многоквартирных домов. Однако в нарушение пункта 46 Положения сформированная администрацией Люберецкого муниципального района Московской области межведомственная комиссия не рассмотрела поступившее заявление в течение 30 дней с даты его регистрации и не приняла одно из решений, указанных в пункте 47 Положения.
В судебном заседании заявители Макарова И.В., Буренина А.В., Шестопалова Т.А. и их представитель Зуморин А.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области – Мялов С.Д. - с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 32-36 т. 2).
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 20 августа 2015 года заявление Макаровой И.В., Бурениной А.В., Шестопаловой Т.А., Никольской Е.А. удовлетворено частично: суд признал незаконным бездействие межведомственной комиссии администрации городского поселения Люберцы и межведомственной комиссии администрации Люберецкого муниципального района Московской области при рассмотрении вопроса о проведении процедуры оценки соответствия жилых многоквартирных домов № <данные изъяты> по адресу: Московская область, городское поселение Люберцы, п. Калинина по выполнению требований, установленных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47; обязал администрацию Люберецкого муниципального района Московской области, а также созданную при ней межведомственную комиссию в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда провести оценку соответствия многоквартирных домов № <данные изъяты> по указанному адресу установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, требованиям.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Люберецкого муниципального района Московской области, представитель ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения Макаровой И.В., Бурениной А.В., Шестопаловой Т.А., Никольской Е.А., представителя Бурениной А.В., Шестопаловой Т.А., Макаровой И.В. – Зуморина А.В., представителя администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области – Мялова С.Д., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Часть 2 указанной статьи возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.
Статьей 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.
Разделом IV (пункты 42-52) Положения установлен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Так, пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Пунктом 45 Положения предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; …
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; …
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Из материалов дела усматривается, что заявители проживают в домах №№ <данные изъяты>, расположенных по адресу: Московская область, городское поселение Люберцы, п. Калинина.
Макарова И.В. является сособственником квартиры <данные изъяты> в доме <данные изъяты>, Буренина А.В. – нанимателем квартиры <данные изъяты> в доме <данные изъяты>, Шестопалова Т.А. – собственником квартиры <данные изъяты> <данные изъяты> в доме <данные изъяты>, Никольская Е.А. – собственником квартиры <данные изъяты> в доме <данные изъяты> по указанному адресу.
Заявители и другие жители указанных домов неоднократно обращались в администрацию городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, администрацию Люберецкого муниципального района Московской области, в ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области», в прокуратуру с жалобами на состояние домов и с просьбой признать их аварийными и подлежащими сносу, что подтверждается приобщенными к делу копиями обращений и ответов на них.
Постановлением администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 11 марта 2009 года № 280-ПА была создана межведомственная комиссия администрации города Люберцы по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также утвержден состав межведомственной комиссии (приложение № 1).
Постановлением администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 7 апреля 2014 года № 404-ПА в вышеуказанное постановление внесены изменения, а именно приложение № 1 «Состав межведомственной комиссии администрации города Люберцы по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» изложено в новой редакции.
13 мая 2014 года межведомственная комиссия администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области признала дома №№ <данные изъяты> по адресу: Московская область, городское поселение Люберцы, п. Калинина соответствующими техническим нормам и отказала в удовлетворении заявления о признании домов аварийными (заключение от 13 мая 2014 года № 2/5/14).
16 октября 2014 года указанное заключение было отменено (заключение межведомственной комиссии от 16 октября 2014 года № 3/5/14).
После указанной даты обследование состояния домов №№ <данные изъяты> по адресу: Московская область, городское поселение Люберцы, п. Калинина комиссией не проводилось, решение о признании указанных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции либо об отказе в признании домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции не принималось.
4 июня 2015 года между администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (Поселение) и администрацией Люберецкого муниципального района Московской области (Район) было заключено соглашением № 66/с, в соответствии с которым Поселение передало Району полномочия, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации в части:
- создания межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- принятия решений о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
5 июня 2015 года администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области было издано постановление № 945-ПА, которым создана межведомственная комиссия администрации Люберецкого муниципального района Московской области по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и утвержден состав данной комиссии.
2 июля 2015 года заявители обратились в администрацию Люберецкого муниципального района Московской области с заявлением о проведении обследования жилых домов №№ <данные изъяты> по адресу: Московская область, городское поселение Люберцы, п. Калинина и признании их аварийными и подлежащими сносу, к которому были приложены копии свидетельств о государственной регистрации права собственности Макаровой И.В., Шестопаловой Т.А., Никольской Е.А. на жилые помещения, копия договора социального найма, заключенного с Бурениной А.В., копии технических заключений по результатам инженерно-технического обследования технического состояния строительных конструкций здания, составленных в отношении указанных многоквартирных жилых домов.
До настоящего времени ответа на свое обращение от 2 июля 2015 года заявители не получили, обследование домов межведомственной комиссией не проведено, какое-либо решение, предусмотренное пунктом 47 вышеуказанного Положения, не принято.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что как со стороны межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, созданной администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, так и со стороны межведомственной комиссии администрации Люберецкого муниципального района Московской области имело место незаконное бездействие.
При этом суд обоснованно отклонил доводы представителя администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области о пропуске заявителями установленного законом срока обращения в суд, поскольку возникшие между сторонами спора правоотношения являются длящимися.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на заявление, не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: