Дело № 3а-57/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 февраля 2018 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурова А.И.,
при секретаре Токаревой М.В.,
с участием:
представителя административного истца – Наговицыной И.А., Представителя Правительства Удмуртской Республики Тихомировой К.Ю., представителя Управления Росреестра по УР Лазаревой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казначеева М. В. об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Казначеев М.В. (далее по тексту административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики и ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 4 859 00 рублей.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником указанного нежилого помещения. Кадастровая стоимость нежилого помещения определена в размере 18 422 386 рублей 15 копеек, в то время как, согласно отчету об оценке, рыночная стоимость нежилого помещения составляет 4 859 00 рублей.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость нежилого помещения не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.
В судебном заседании представитель административного истца – Наговицына И.А. требования, изложенные в административном иске, поддержала в полном объеме. Не мотивировала свою позицию о том, каким образом Правительство Удмуртской Республики нарушает права административного истца.
Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – Тихомирова К.Ю. в судебном заседании возражений по заявленному требованию не высказала. Пояснила, что удовлетворение иска приведет к снижению поступлений в бюджетную систему. В постановлении Правительства Удмуртской Республики, которым установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости указанного объекта не включено. Кадастровая стоимость объекта установлена решением ФГБУ «ФКП Росреестра».
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике – Лазарева М.В. также возражений по заявленному требованию не высказала. Пояснила, что удовлетворение иска приведет к снижению поступлений в бюджетную систему. В постановлении Правительства Удмуртской Республики, которым установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости указанного объекта не включено. Кадастровая стоимость объекта установлена решением ФГБУ «ФКП Росреестра».
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и заинтересованного лица – Администрации МО «Город Ижевск» в судебное задание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 02.12.2013 г. (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости на л.д.152).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года №419 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республике" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики по состоянию на 29.11.2011.
Названное нежилое помещение не вошло в перечень объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была утверждена указанным нормативным правовым актом, поскольку государственный кадастровый учет осуществлен как ранее не учтенного 02.12.2013 г.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости определена на 02.12.2013 г. и составляет 18 422 386 рублей 15 копеек.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьёй 24.19 Закона предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 N П/531 (действовавшего на момент определения кадастровой стоимости в отношении спорного объекта) федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по настоящему делу является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Согласно статье 24.18 Закона, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абз. 4 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Закона, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
В рассматриваемом случае датой определения кадастровой стоимости указанного нежилого помещения является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, то есть 02.12.2013 г., поскольку внесение указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости, повлекло за собой необходимость определения кадастровой стоимости названого объекта недвижимости.
В связи с чем, суд признаёт, что кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно 02.12.2013г. Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п.1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации – далее НК РФ). Как следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ, к объектам обложения налогом на имущество физических лиц могут быть отнесены расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение и помещение, не поименованные в подпунктах 1-5 пункта 1 данной статьи. Статья 24.18 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда. Для физических лиц обращение в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона). В связи с этим суд приходит к выводу, что на административного истца не распространяются требования Закона о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию. При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость нежилого помещения не соответствует рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением 02.12.2013 г., рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст.3 Закона). Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет). Общие требования к содержанию отчета приведены в ст.11 Закона. При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст.15 Закона). Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст.14 Закона). Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона). Стандарты оценочной деятельности отражены в ст.20 Закона. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст. 24.20 Закона). В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке № от 19.12.2017 об определении рыночной стоимости объекта с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере 4 859 00 рублей, составленный ООО «<данные изъяты>». Данный отчёт об оценке рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющими необходимое образование. При этом отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке № от 19.12.2017, достоверным, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим указанную в нём по состоянию на 02.12.2013 г. величину рыночной стоимости нежилого помещения: с кадастровым номером №. В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца. Однако, таких ходатайств не заявлено, поскольку размер рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 4 859 000 рублей, установленный в Отчёте об оценке участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили. В соответствии с абзацем 5 ст. 24.20 Закона предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости. Судом констатируется, что административным истцом названный пятилетний срок не пропущен.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости нежилого помещения по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера налога на имущество физических лиц, поэтому размер кадастровой стоимости нежилого помещения непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требование об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере рыночной стоимости, является обоснованным.
При таких обстоятельствах требование административного истца к ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, административным истцом не мотивирована позиция в соответствии с которой им заявлены требования и к Правительству Удмуртской Республики. Как следует из письменных доказательств и объяснения сторон, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года №419 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республике" кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости не утверждалась. Кадастровая стоимость объекта определена решением ФГБУ «ФКП Росреестра».
При таких обстоятельствах Правительство Удмуртской Республики надлежащим ответчиком по настоящему делу не является. В удовлетворении иска к данному ответчику следует отказать.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Казначеева М. В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить на основании заявления от 29.12.2017 кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 4 859 00 рублей, по состоянию на 2 декабря 2013 года.
В удовлетворении административного искового заявления Казначеева М. В. к Правительству Удмуртской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27 февраля 2018 года.
Председательствующий А.И. Буров