РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 июля 2014 года <адрес>
Заводской районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судья Дауркина И.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к МВД по Чеченской Республике о зачёте в выслугу лет для назначения пенсии стаж службы в льготном исчислении,
установил:
ФИО3, действующая по доверенности в интересах ФИО1, обратилась в суд с исковым заявлением к МВД по Чеченской Республике (далее-МВД по ЧР), в котором, просит признать за ФИО1 право на зачет в выслугу лет для назначения пенсии стаж службы в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня; засчитать в выслугу лет для назначения пенсии стаж службы в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня за фактическое участие в контртеррористических операциях (далее-КТО) на территории Чеченской Республики (далее- ЧР) за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика издать соответствующие приказы и сделать необходимые записи в послужном списке личного дела ФИО1.
В обоснование заявленных требований указывает, что ФИО1, проходя службу в должности милиционера ППСМ, с 17.11.2004 выполнял служебно-боевые задачи в зоне вооруженного конфликта, участвовал в проведении КТО в составе МВД по ЧР и Объединенной группировки войск (сил) (далее ОГВ(с)) в Северо-Кавказком регионе на территории ЧР (далее-СКр РФ) в соответствии с указом Президента РФ от 23.09.1999 № 1255 «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона РФ". Соотвественно, на него распространяются постановление Правительства РФ от 28.10.1999 № 1197-68 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсации военнослужащим, сотрудникам уголовно-исполнительной системы выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и членам их семей», Указ Президента РФ № 1054 от 07.06.2000 и постановления Правительства РФ от 27.02.2001 № 135-9 и от 21.04.2001 № 135-22, то есть за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в выслугу лет ФИО1 для назначения пенсии на льготных условиях из расчета один день службы за три дня.
В судебное заседание, будучи извещенным о времени и месте, истец не явился, о причинах неявки не сообщил, его представитель - ФИО3.В. исковые требования и изложенные в заявлении обстоятельства поддержала. Дополнительно пояснила, что установление права на льготное исчисление срока службы направлено на последуещее принятие решения о выходе на пенсию по выслуге лет, считает, что в данных правоотношениях наличиствует спор, поскольку с требованиями о засчете в выслугу лет для назначения пенсии стаж службы в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня за указанный период службы истца в органах внутренних дел (далее – ОВД) на территории ЧР ФИО1 обращался к руководству МВД по ЧР, но ему отказали. С ходатайством ответчика о применении к заявленным исковым требованиям исковую давность не согласна, так как истец продолжает службу в ОВД, право исца на льготное исчисление срока службы сохраняется за ним до обращения с соответствующим заявлением о назначении пенсии.
Представитель МВД по ЧР ФИО4, действующий по доверенности, с иском не согласился, ссылаясь на письменный отзыв, считает требования не обоснованными и вновь поддержал ходатайство о примении к заявленным требованиям последствия пропуска процессуального срока для обращения в суд, считая, что требования истца вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, и учитывая, что заявление о восстановлении пропущенных процессуальных сроков истцом не подано, документов об уважительности пропуска процессуальных сроков не представлено, полагает, возможным в иске отказать по основанию пропуска срока для обращения в суд.
Свои возражения по существу иска ответчик обосновывает тем, что в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 №130-Ф3 "О борьбе с терроризмом", Указом Президента РФ от 23.09.1999 №1255с образована ОГВ(с) по проведению КТО на территории СКр РФ с привлечением в ее состав объединений, соединений, воинских частей, подразделений, различных федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ от 22.01.2001 № 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" создан Оперативный штаб по управлению КТО. На Оперативный штаб возложено руководство ОГВ(с) по проведению КТО на территории СКр РФ. Для непосредственного руководства специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации осуществлении террористических акций на территории СКр РФ создан Региональный оперативный штаб (далее - РОШ), подчиненный Оперативному штабу. На РОШ возложено руководство и управление специальными силами и средствами, а также установлено, что военнослужащие и сотрудники, входящие в состав специальных сил, подчиняются руководителю РОШ, который принимает решения об использовании специальных сил и средств. В отдельные периоды прохождения службы на территории ЧР, сотрудники ОВД могут привлекаться РОШ по управлению КТО на территории Скр РФ в установленном порядке для участия в проведении КТО.
На основании п. 2 ст. 19 Федерального закона социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленном Правительством РФ.
До 1 марта 2001г. порядок установления факта участия сотрудников в боевых действиях регламентировались постановлением Правительства РФ от 28.10.1999 № 1197-68, в п п. 3 которого установлено, что «...Перечень частей, подразделений и групп, принимающих участие в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории СКр РФ, а также время и место выполнения ими указанных боевых действий определяются командующим ОГВ(с) по проведению КТО на территории СКр РФ. Определить, что период участия каждого военнослужащего, сотрудника ОВД и сотрудника уголовно-исполнительной системы в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории СКр РФ оформляется приказами командиров указанных воинских частей, оперативных и иных групп с последующим их утверждением командующим ОГВ(с) по проведению КТО на территории СКр РФ в порядке, согласованным с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ».
Приведенными нормами, постановлениями Правительства РФ предусмотрено, что установление факта участия истцов в КТО (перечня подразделений, времени и места участия в КТО) является исключительной прерогативой соответствующего должностного лица (руководителя РОШ).
Единственными документами, подтверждающими факт участия сотрудника в КТО, являются только соответствующие приказы, утвержденные руководителем РОШ. Никакие другие документы, в том числе командировочные удостоверения, справки о нахождении в районе боевых действий, боевые распоряжения, журналы индивидуального участия в боевых действиях, заключения служебных проверок не могут служить подтверждением факта участия сотрудников в КТО. Данные документы не отвечают критерию допустимости доказательств, поскольку согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Введение журналов учета боевых действий, книг временно отсутствующих и прибывших, приказов о фактическом участии личного состава в боевых действиях, журналов индивидуального участия сотрудников в боевых действиях, не предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Участие военнослужащих и сотрудников ОВД в обеспечении правопорядка и общественной безопасности на территории СКр РФ на территории ЧР, не является идентичным понятием участия в проведении конкретной КТО на территории СКр РФ в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, привлеченных РОШ в отдельные дни (периоды) в установленном порядке. Льготы и компенсации предоставляются сотрудникам не за участие в боевых столкновениях с применением оружия, и, тем более, не за службу на территории ЧР, а за периоды, когда конкретные сотрудники ОВД ЧР привлекались в установленном порядке к участию в конкретных КТО в составе сил ВОГОиП. Следовательно, единственным полномочным органом, имеющим право привлекать военнослужащих и сотрудников к участию в КТО, является РОШ, руководитель которого несет всю полноту ответственности за проведение КТО и только его приказами утверждаются даты и периоды фактического участия военнослужащих и сотрудников в конкретных КТО.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 25.07.1998 года № 130-ФЭ военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении КТО - один день службы за три дня. Аналогичный порядок учета определен указом Президента РФ от 07.06.2000 № 1054, постановлениями Правительства РФ от 28.10.1999 № 1197-68, от 27.02.2001 № 135-9, от 09.02.2004 № 65.
Таким образом, основанием для применения льготного исчисления выслуги лет - один день службы за три дня, является совокупность двух составляющих: факт проведения КТО и факт привлечения истца к участию в проведении этих мероприятий. Установление же факта проведения КТО и факта участия истца в КТО, т.е. установлении перечня подразделений, времени и места участия в КТО, согласно указанным Постановлениям Правительства РФ является прерогативой соответствующего должностного лица - Руководителя оперативного штаба.
Учитывая тот факт, что весь период прохождения службы на территории СКр РФ не может быть в соответствии с законодательством РФ засчитан как период участия истца в КТО, доводы истца о неправомерном исчислении выслуги лет являются несостоятельными, требования истца не основано на нормах действующего законодательства.
Изложенное выше свидетельствует об отсутствии каких-либо правовых оснований для удовлетворения иска.
Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав предоставленные сторонами материалы, суд приходит к следующему.
Возражая против иска, представителем ответчика вновь заявлено ходатайство о применении судом последствия пропуска процессуального срока для обращения в суд по основаниям, предусмотренным статьями 196, 199 ГК РФ и не предоставлением истцом доказательств об уважительности причин пропуска срока исковой давности.
Между тем, исходя из исковых требований, правоотношения основываются на праве для назначения пенсии за выслугу лет в льготном порядке ввиду прохождения службы в ОВД <адрес> ЧР на должности милиционера батальона ППСМ, участвующих в составе ОГВ(С) в СКр РФ в период проведения КТО на территории ЧР. ФИО1 продолжает службу в ОВД в должности полицейского 9-ой роты полка полиции ФФГКУ УВО МВД по ЧР, в связи с чем порядок разрешения служебного спора регулируется ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ».
Исходя из представленной копии рапорта на имя министра МВД по ЧР с просьбой зачесть стаж службы в ОВД в выслугу лет (трудовой стаж) из расчета один месяц службы за три месяца ФИО1 обращался в июне 2014 г. (вх №/А-169 от ДД.ММ.ГГГГ), ответ на который (отказ) дан ДД.ММ.ГГГГ, то есть после обращения в суд без оснований о наличии служебного спора. При этом заявителю было разъяснено о наличии у него права зачета стажа службы на льготных условиях 1 месяц службы за 1,5 месяца.
Независимо от отсутствия документов, свидетельствующих об обращении истца по вопросу увольнения из органов ОВД с просьбой о зачете в выслугу лет периода прохождения службы в льготном исчислении и проведения предварительного расчета выслуги лет для назначения пенсии, нормы ГК РФ и ТК РФ, касающиеся исковой давности, не подлежат применению к возникшим правоотношениям, вытекающих из специальных законов и пенсионного законодательства РФ. Исходя из ст. 381 ТК РФ данный закон не содержит нормы регулирования стажа службы военнослужащих или сотрудников ОВД.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников ОВД, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому лица, указанные в ст. 1 Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в ОВД 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона, в льготном исчислении. Такая пенсия также может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба или правоохранительная службы (пункт "б").
В соответствии со ст. 18 данного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона, определяется Правительством РФ.
При таких обстоятельствах, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Правительством РФ во исполнение Законаот 12.02.1993 г. N 4468-1 принято постановление от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в подпункте «е» пункта 3 которого определено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня: время непосредственного участия в КТО - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения КТО, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению КТО не ранее 3 августа 1998г. или утвержденных руководителем КТО не ранее 10 марта 2006г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции;
Согласно выписке из приказа МВД по ЧР от 17.112004 № л/с ФИО1 назначен на должность милиционера роты № полка № ППСМ при МВД по ЧР. Исходя из выписки приказа командира полка милиции УВО при МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, прибывший из батальона ППСМ ОВД по <адрес> ФИО1 назначен на должность милиционера 7 роты полка милиции УВО при МВД по ЧР по охране объектов нефтегазового комплекса ЧР.
Истец продолжает службу в ОВД, по вопросу об увольнении со службы и с заявлением о назначении пенсии в установленном порядке не обращался, обстоятельств, связанных с тем, что ему произведен расчет выслуги лет, стаж службы в льготных условиях, с которым он не согласен и оспаривает, не приведено.
Между тем, истец просит признать за ним право и зачесть в выслугу лет для назначения пенсии стаж службы в льготных условиях (один день службы за три дня) в период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ, обосновывая свои требования:
- выписками из журнала учета участия в боевых действиях в феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2005 года.;
- рапортами сослуживцев ФИО5,ФИО6, ФИО7, ФИО8 о том, что ФИО1 принимал участие в КТО на территории ЧР в период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ, которые не имеют необходимых реквизитов: кому по команде поданы, дата подачи, регистрация рапортов и наличие резолюции (решения) должностного лица (командира).
-справкой о том, что ФИО1 с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ не использовал отпуск, не находился на больничном, не освобождался от служебных обязанностей, не выезжал за территорию зоны боевых действий, постоянно выполнял свои служебные обязанности. Справка официальных реквизитов не имеет.
- справкой (без реквизитов) начальника УРЛС МВД по ЧР ФИО9-С. о том, что приказами ВОГОиП МВД России №№ от ДД.ММ.ГГГГ, 3535 от ДД.ММ.ГГГГ, 5060 от ДД.ММ.ГГГГ, 5777 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачтено участие в КТО на территории Северо-Кавказского региона РФ соответственно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 дня).
Представитель истца полагает, что указанные 8 дней участия в КТО ему зачтены в стаж службы в льготных условиях из расчета один день службы за 3 дня.
Суд принимает во внимание, что территория ЧР была отнесена к зоне вооруженного конфликта ДД.ММ.ГГГГ г. п. 10 постановления Правительства РФ N1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа". Это решение было подтверждено постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" и отменено 26.12.2001постановлением Правительства РФ N896 "О зонах вооруженных конфликтов".
Суд отмечает, что понятия "нахождение в зоне вооружённого конфликта" и "участие в контртеррористической операции" не являются тождественными. В соответствии с Законом РФ от 21.01.1993 N 4328-1, при предоставлении льгот военнослужащим, проходящим службу на территории СКр РФ, юридически значимым обстоятельством являлось прохождение службы и выполнение задач именно в зоне вооружённого конфликта. В соответствии с п. 7 указанного Закона, Правительство РФ наделено полномочиями определять порядок предоставления военнослужащим льгот, однако не наделено полномочиями устанавливать дополнительные условия предоставления льгот. Из системного толкования всех вышеуказанных норм следует, что исчисление выслуги лет военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории ЧР, исходя из непосредственного участия в КТО, стало возможным лишь после снятия с территории ЧР статуса зоны вооружённого конфликта, то есть с 31.12.2001.
Истец, как сотрудник ОВД, в зоне вооружённого конфликта на территории ЧР не находился.
В соответствии со статьями 1,2 Закона РФ "О милиции" N 1026-1 от 18.04.1991, действовавшего до 01.03.2011, милиция в РФ призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Согласно статьям 3,10, 12 Федерального закона РФ "О борьбе с терроризмом" N 130-ФЗ от 25.07.1998, действовавшего до 01.01.2007, КТО признаются специальные мероприятия, направленные на пресечение террористических акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористических акций. Зоной проведения КТО признаются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которой проводится указанная операция. Для непосредственного управления КТО создается оперативный штаб по управлению КТО, руководитель которого определяет границы, зоны проведения КТО, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица, независимо от занимаемой должности, в оперативное руководство КТО не допускается.
Согласно постановлению Правительства РФ N 424 от 31.05.2000, на территории СКр РФ завершены масштабные войсковые операции при проведении КТО.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" N 65 от 09.02.2004, предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории СКр РФ, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению КТО на территории СКр РФ по представлению руководителя РОШ, а также сотрудникам и военнослужащим ОГВ(с) по проведению КТО на территории СКр РФ. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в КТО определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению КТО, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в КТО и которые утверждены руководителем РОШ, а начиная со 02 августа 2006 года - руководителем КТО.
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе КТО устанавливаются на основании соответствующих приказов.
При этом для определения дней фактического участия в боевых действиях необходимо применять п. 3 постановления Правительства РФ N 1197-68 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому перечень частей, подразделений и групп, принимавших участие в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории СКр РФ, а также время и место выполнения ими указанных боевых действий определяются командующим ОГВ(с), а с 01.03.2001 - руководителем РОШ по управлению КТО) на территории СКр РФ. Исключительно руководитель РОШ определяет, что в действиях подчиненных ему подразделений является боевой операцией. Период участия каждого сотрудника ОВД в боевых действиях оформляется и определяется приказами командиров воинских частей, оперативных групп с последующим их утверждением руководителем РОШ. Приказами руководителя РОШ устанавливаются дни реального участия сотрудников в боевых действиях (КТО).
Следовательно, сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории СКр РФ в период, начиная с 01 августа 1999 года в составе ОГВ (с), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории СКр РФ, без его участия в проведении каких-либо КТО, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя РОШ, не может являться основанием для зачета в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона, в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня.
Таким образом, единственным полномочным органом, имеющим право привлекать военнослужащих и сотрудников ОВД к участию в КТО, является РОШ, руководитель которого несет всю полноту ответственности за проведение КТО, только его приказами утверждаются даты и периоды фактического участия военнослужащих и сотрудников ОВД в конкретных КТО, место их проведения, в связи с чем, единственным документом, подтверждающим факт участия сотрудника в проведении КТО (боевых действиях), является только соответствующий приказ, утвержденный руководителем РОШ.
Выписки из журнала учета участия в боевых действиях, формальные рапорта сослуживцев об участии истца в КТО на территории ЧР, справка о том, что ФИО1 с 01 января по 31 декабря 2005 г. не использовал отпуск, не находился на больничном, не освобождался от служебных обязанностей, не выезжал за территорию зоны боевых действий, постоянно выполнял свои служебные обязанности, не являются решением уполномоченного на то органа или должностного лица об определении границ зоны проведения КТО, использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств, не утверждались руководителем РОШ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
С учётом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к МВД по Чеченской Республике о зачёте в выслугу лет для назначения пенсии стаж службы в льготном исчислении за время участия в КТО оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: И.В. Дауркин