Дело №3-487/2018
Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Уфа 23 апреля 2018 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием представителя Байрашевой Л.П. Аминева М.М.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Байрашевой Л.П. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Байрашева Л.П. обратилась в Верховный суд Республики Башкортостан с административным иском к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации ГО г.Уфа РБ об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером №... общей площадью 927 кв.м., расположенного по адресу: адресб; с кадастровым номером №... общей площадью 1596 кв.м., расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером №... общей площадью 877 кв.м., расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером №... общей площадью 464 кв.м., расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером №... общей площадью 360 кв.м., расположенного по адресу: адрес. Постановлением Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года №5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.06.2014 года установлена в размере: с кадастровым номером №... – 3183902,01 руб., с кадастровым номером №... – 5552547,84 руб., с кадастровым номером №... – 3021019,44 руб., с кадастровым номером №... – 9086535,20 руб., с кадастровым номером №... – 7236504 руб. Согласно выполненным ООО «Альпари» отчетам об оценке от 28.11.2017 №318/11/17, №316-4/11/17, №316-2/11/17, №316-1/11/17, №316-3/11/17 рыночная стоимость спорных земельных участков на эту дату составляет: с кадастровым номером №... – 474000 руб., с кадастровым номером №... – 779000 руб., с кадастровым номером №... – 450000 руб., с кадастровым номером №... – 2049000 руб., с кадастровым номером №... – 2131000 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков завышена, что нарушает ее права, так как ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей. Просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости.
В судебное заседание представители административных ответчиков, заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В предварительном судебном заседании представитель административного истца от административного иска в части требований по земельным участкам с кадастровыми номерами №... в связи с разрешением данного спора в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, просил прекратить производство по делу в данной части (л.д. 114 т.3).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 27.02.2018 г. принят отказ представителя административного истца от административного иска в части требований по земельным участкам с кадастровыми номерами №... производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца против выводов эксперта, проведшего исследование участка по определению суда, не возражал, заключение его не оспорил. Указал, что с выводами эксперта согласен. Просил удовлетворить иск, установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 14.02.2018 г. № 01123 сообщило, что земельные участки с кадастровыми номерами №... поставлены на государственный кадастровый учет 15.04.2010 г. с видом разрешенного использования «под склад», площадью соответственно 877 кв.м. и 1596 кв.м., с кадастровым номером №... – 23.09.2002 г. с видом разрешенного использования «под складские помещения» площадью 927 кв.м., все участки категории земель: земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость участков определена в ходе работ по ГКОЗ населенных пунктов, утверждена постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 года №5860 и составила: с кадастровым номером №... – 3183902,01 руб., с кадастровым номером №... – 5552547,84 руб., с кадастровым номером №... – 3021019,44 руб., имеет дату определения 01.06.2014 г. (л.д.9-11 т. 2).
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО4 пояснил, что оценивал 3 участка по ул. Ахметова г.Уфы, провел их осмотр. Подобрал 4 аналога – все в Ленинском районе г.Уфы, назначение – коммерческое. Исследование проведено методом сравнения продаж, сделаны корректировки на право, торг, красную линию и площадь. Один из участков №... – на нем магазин – выходит на красную линию на ул.Ахметова, фактическое использование – торговое, поэтому корректировка на красную линию необходима и произведена. Разница с отчетом произошла, потому что он подобрал аналоги в Ленинском районе ближе к объекту, а оценщик – в Черниковке, Орджоникидзевском районе. Это допустимо, но когда есть аналоги вблизи объекта, надо их брать. Корректировку можно сделать, но это несет некую погрешность. Оценщик не применил корректировку на красную линию. Все аналоги оценщика под производство, склады, а его - все торговые. Оцениваемые участки тоже все под коммерцию.
Допрошенный специалист ФИО5 пояснил, что объекты исследования – 3 участка под производство, склады, один под магазин на красной линии. Исследование проведено методом сравнения продаж, подобраны 4 аналога, все в Затоне, назначение смешанное, как и у объектов оценки. Экспертом подобраны универсальные аналоги – и под торговлю, и промышленность, и под придорожный сервис. Может быть, что в кадастровой карте указано промышленное использование, а фактически используется под торговлю. Корректировки сделаны на права, торг, красную линию по одному участку, и на площадь. Все аналоги корректные, получившаяся цена более, чем адекватна. В его практике такая же получается цена: 1000-1500 р/кв.м. – под торговлю, 700-800 р/кв.м. – под промышленность. В отчете же 3 аналога – на ул.Ульяновых и 2 на ул.Энергетиков. Рынок достаточно развит, в т.ч. в Затоне. Можно их было взять. Можно, конечно, Черниковку взять и сделать корректировку. Но есть негласное правило – брать близкие к объекту аналоги. В Затоне свое ценообразование. Изначально у оценщика аналоги некорректные. У оценщика ВРИ под производство в чистом виде, что тоже не совсем корректно. Если есть универсальные аналоги, берут их. Разница с отчетом именно в этом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 7 ст. 1, ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, органом регистрации прав на основании документов, поступивших в этот орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц – в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. № 275-О-О и от 3 июля 2014 г. № 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. № 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Установлено, что Байрашева Л.П. является собственником земельных участков: с кадастровым номером №... общей площадью 927 кв.м., расположенного по адресу: адресб; с кадастровым номером №... общей площадью 1596 кв.м., расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером №... общей площадью 877 кв.м., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных правах от 21.11.2017 года (л.д.21, 30, 33 т. 1).
Материалами дела подтверждается, что земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет: с кадастровыми номерами №... – 15.04.2010 г. с видом разрешенного использования «под склад», площадью соответственно 877 кв.м. и 1596 кв.м., с кадастровым номером №... – 23.09.2002 г. с видом разрешенного использования «под складские помещения» площадью 927 кв.м., все участки категории земель: земли населенных пунктов (л.д.20-22, 29-31, 32-34 том 1).
Постановлением администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года №5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе «КонсультантПлюс».
Кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с названным постановлением определена по состоянию на 01.06.2014 года в размере: с кадастровым номером №... – 3183902,01 руб., с кадастровым номером №... – 5552547,84 руб., с кадастровым номером №... – 3021019,44 руб., что также подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.11.2017 года (л.д.17-19 том 1).
Байрашева Л.П. просит установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налога на землю, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельных участков, затрагивает права заявителя, как плательщика земельного налога.
Заявителем предоставлены отчеты от 28.11.2017 №318/11/17, №316-4/11/17, №316-2/11/17, выполненные ООО «Альпари», согласно которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.06.2014 г. составляет: с кадастровым номером №... – 474000 руб., с кадастровым номером №... – 779000 руб., с кадастровым номером №... – 450000 руб. (л.д. 123-200 том 1, л.д. 84-158, 160—237 том 2).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 27.02.2018 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено эксперту ООО «Партнер» ФИО4, на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении по состоянию на 01.06.2014 года рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером №... общей площадью 927 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «под складские помещения», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адресб; с кадастровым номером №... общей площадью 1596 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «под склад», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес; с кадастровым номером №... общей площадью 877 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «под склад», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес.
Согласно заключению эксперта ООО «Партнер» от 30.03.2018 года №18.03.36 рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером №... – 803000 руб., с кадастровым номером №... – 1901000 руб., с кадастровым номером №... – 762000 руб. (л.д.11-80 том 4).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО «Партнер» от 30.03.2018 года №18.03.36, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта «Партнер» от 30.03.2018 года №18.03.36 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО «Партнер» от 30.03.2018 года №18.03.36 и отчеты от 28.11.2017 №318/11/17, №316-4/11/17, №316-2/11/17 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненные ООО «Альпари», представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО «Партнер» от 30.03.2018 года №18.03.36, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным доказательством размера кадастровой стоимости спорного земельного участка. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки «на вид права», «на торг», «на красную линию», «на площадь» (л.д.28-33 том 2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО «Партнер» от 30.03.2018 года №18.03.36.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №... установлена по состоянию 01.06.2014 года, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.11.2017 года (л.д.17, 18, 19 том 1). На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельных участков.
Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной Байрашевой Л.П. рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, права заявителя – собственника земельных участков, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельных участков, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Байрашевой Л.П., вытекающие из отношений по уплате налогов.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Байрашевой Л.П. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации ГО г.Уфа РБ об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 29.12.2017 года, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.06.2014 года кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером №... общей площадью 927 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «под складские помещения», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 803000 рублей;
с кадастровым номером №... общей площадью 1596 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «под склад», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 1901000 рублей;
с кадастровым номером №... общей площадью 877 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «под склад», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 762000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева