Дело №2-161/2019
Изготовлено 10.04.2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2019 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Казаковой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусаровой Ирины Валерьевны к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области о признании недействительным уведомления от 01.08.2018 года №03-01-17/38 об отказе в заключении договора о предоставлении единовременной выплаты, возложении обязанности включить ДОЛЖНОСТЬ поликлиники №1 ГУЗ Ярославской центральной районной больницы в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2019 год,
установил
Гусарова И.В. обратилась в суд с иском (в редакции уточненного от 01.03.2019 года, л.д. 117-119) к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области о признании недействительным уведомления от 01.08.2018 года №03-01-17/38 об отказе в заключении договора о предоставлении единовременной выплаты, возложении обязанности включить ДОЛЖНОСТЬ поликлиники №1 ГУЗ Ярославской центральной районной больницы в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2019 год.
В обоснование иска указала, что является с 24.01.2018 года работником ГУЗ ЯО ЯЦРБ в ДОЛЖНОСТЬ поликлиники №1. Предыдущим местом работы истца являлось .... При поступлении на работу в ЯЦРБ ей стало известно о наличии Федеральной программы помощи молодым специалистам в области здравоохранения при переезде на работу в сельский населенный пункт, выраженной в финансовой поддержке – 1 000 000 рублей. Данная выплата для истца является существенной. При изучении вакантных должностей истцу стало известно о ДОЛЖНОСТЬ поликлиники №1 ЯЦРБ. При общении с сотрудником отдела кадров ГУЗ ЯО ЯЦРБ истцу пояснили, что данная больница является постоянным участником программы помощи молодым специалистам в области здравоохранения при переезде на работу в сельский населенный пункт в рамках которой порядка 50 молодых врачей получили рабочее место и финансовую поддержу от Правительства Ярославской области. Такие же сведения были получены и от знакомых коллег при переходе на работу в ЯЦРБ. Истцом было принято решение о занятии вакантной должности у данного работодателя. 27.07.2018 года истец обратилась в Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области с заявлением о заключении договора о предоставлении в 2018 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, предоставив все необходимые документы согласно постановлению Правительства ЯО от 28.03.2018 года №193-П «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам в 2018 году». 01.08.2018 года истцом было получено уведомление об отказе в заключении договора о предоставлении единовременной выплаты №03-01-17/38, в котором было сообщено, что на основании приказа Директора Департамента здравоохранения и фармации ЯО от 30.07.2018 года №1 л/д истцу отказано в заключении договора в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством и Порядком заключения договора о предоставлении в 2018 году единовременных компенсационных выплат, утв. Постановлением Правительства от 28.03.2018 года №193-п. Истец полагает данный отказ незаконным, ссылается на Федеральный закон от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Конституцию РФ, Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», постановление Правительства ЯО от 28.03.2018 года №193-П «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам в 2018 году», указывает, что исчерпывающие основания для отказа в предоставлении льготы прямо предусмотрены постановлением №193-п, в данном случае они отсутствуют. 28.02.2018 года Департаментом вынесен приказ №137 «Об утверждении Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2018 год», далее 10.12.2018 года в данный приказ внесены изменения, согласно которым должность истца и лечебное учреждение подпадают под действие ст. 51 Федерального закона №326-ФЗ, однако, должность истца не включена в перечень, поскольку не являлась вакантной по состоянию на 01.01.2018 года. Вместе с тем, ссылка ответчика на нормативный акт, в силу которого должность должна быть вакантной на дату 01 января года не приведена. Истец ссылается на постановление Правительства РФ от 26.12.2017 года №1640, указывает, что органами исполнительной власти области более полугода не принималось постановление в целях реализации Федеральной программы, постановление Правительства ЯО от 28.03.2018 года №193-п опубликовано только 18.05.2018 года. Указывает, что каждый работник медицинского учреждения либо лицо, трудоустроившееся в 2018 году в медицинское учреждение, расположенное на территории РФ имеет одинаковые права в рамках Федеральной программы. Вместе с тем, при принятии Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременные компенсационные выплаты на 2018 год не были учтены интересы всех медицинских работников, подпадающих под критерии постановления Правительства №1640 от 26.12.2017 года. Истец указывает, что она, как субъект правоотношений, полностью подпадает под критерии, установленные Правительством РФ от 26.12.2017 года №1640. Ввиду бездействия Департамента в части непринятия программного реестра должностей, а также не включения в данный Перечень врачей, которые подпадают под его действие, но принятых до его утверждения, истец лишена возможности в получении причитающейся компенсационной выплаты. Лишение ее права на получение гарантированной ей единовременной компенсационной выплаты приводит к необоснованным различиям в реализации данного права медицинскими работниками (коллеги с аналогичными обстоятельствами из двух других медицинских учреждений получили такую выплату), прибывшими в 2018 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшими на работу в сельский населенный пункт РФ, и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 Конституции РФ и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных ст. 55 Конституции РФ. Указывает, что поскольку включение ее должности в приказ Департамента №137 в настоящее время является невозможным в виду окончания соответствующего финансового года, отсутствия финансирования и невозможности его реализации, ее должность должна быть включена в Перечень на 2019 год.
В судебном заседании истец Гусарова И.В. и ее представитель Селиванов А.А. доводы уточненного иска поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные его тексту. Истец дополнительно пояснила, что при поступлении на работу ей разъяснялось право на участие в программе, она неоднократно с отделом кадров больницы, а также Департамента здравоохранения и фармации ЯО обсуждала возможность включения ее должности в Перечень. Все заявления она писала по согласованию с отделом кадров, которые в свою очередь, консультировались с Департаментом здравоохранения и фармации ЯО. Намерена работать в данной поликлинике. Списки организованно в Департамент направлялись руководителем медицинского учреждения (как принято). Заявление на выплату было написано ею по согласованию с Департаментом. В настоящее время истец не сможет воспользоваться такой финансовой поддержкой, поскольку принята на работу в 2018 году, а не 2019 году, соответственно, не будет являться вновь прибывшим работником, то есть окончательно утрачивает право, закрепленное в Законе.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области по доверенности Болгар Д.В. в судебном заседании доводы иска Гусаровой И.В. не признала, дала пояснения аналогичные тексту письменного отзыва на иск (л.д.61-64). Указала, что у истца не возникло право на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку должность по состоянию на 01.01.2018 года не являлась вакантной. Финансирование на 2018 год позволяло предоставить единовременную выплату работнику.
Представитель Департамента финансов Ярославской области по доверенности Коровникова О.М. ранее в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования Гусаровой И.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2018 году является одним из мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», и осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которым существенно изменился порядок предоставления в 2018 году единовременных компенсационных выплат врачам в размере 1 миллиона рублей.
В Приложении № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее - государственная программа) содержатся Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы, которыми устанавливаются цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура (далее - субъекты Российской Федерации) на реализацию отдельных мероприятий государственной программы (далее - субсидия).
Указанная субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по финансовому обеспечению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (подпункт «е» пункта 2 Приложения № 3 к государственной программе).
Согласно подпункту «д» пункта 4 Приложения № 3 к государственной программе одним из критериев отбора субъектов Российской Федерации для получения субсидии на реализацию данного мероприятия является: наличие утвержденного уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (далее - Программный реестр должностей).
Таким образом, в Постановлении устанавливается необходимость уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждать Программный реестр должностей.
Согласно подпункту «а» пункта 6 Приложения № 3 к государственной программе условиями предоставления субсидии являются: а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации об утверждении перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в объеме, необходимом для их исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии; в) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации". Мероприятия, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидии, должны включать: порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный подпунктом "д" пункта 4 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров. Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), по которому медицинский работник принимает определенные обязательства.
Во исполнение подпункта «а» пункта 6 Приложения № 3 к государственной программе Правительством области принято Постановление от 28.03.2018 № 193-п, которым утвержден Порядок заключения договора о предоставлении в 2018 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - Порядок).
Согласно пп. 2, 3 Порядка единовременные компенсационные выплаты в 2018 году предоставляются медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной департаменту, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в утверждаемый приказом департамента Программный реестр должностей, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на данные цели в текущем финансовом году.
В целях устранения дефицита медицинских кадров приказом департамента от 28.02.2018 № 137 утвержден и направлен в Минздрав России Программный реестр должностей.
По итогам совместной работы с Минздравом России в рамках устранения замечаний к Программному реестру должностей, на основания решения оперативного совещания рабочей группы от 05.06.2018, приказами руководителя департамента от 21.06.2018 № 633 и от 10.12.2018 года утверждены его новые редакции, которые размещены в разделе «Деятельность» - «Единовременные компенсационные выплаты» на странице департамента на официальном портале органов исполнительной власти Ярославской области (www.yarregion.ru).
Решение вопросов кадрового обеспечения медицинских организаций области относится к компетенции департамента.
Судом установлено, что 24.01.2018 года между ГУЗ ЯО Ярославская центральная районная больница и Гусаровой И.В. заключен трудовой договор, согласно которому Гусарова И.В. с 24.01.2018 года принимается на работу на неопределенный срок в ГУЗ ЯО ЯЦРБ в ДОЛЖНОСТЬ поликлиники №1 (л.д.11-15).
27.07.2018 в Департамент поступило заявление Гусаровой И.В. о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и пакет необходимых документов.
По результатам проверки Департаментом выявлено несоответствие медицинского работника требованиям, установленным законодательством и Порядком ввиду того, что занимаемая должность медицинского работника не включена в Программный реестр должностей, утвержденный приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 28.02.2018 № 137 (с изм. от 21.06.2018, в настоящее время от 10.12.2018 года), что не соответствует требованиям, установленным пунктом 3 Порядка.
В соответствии с абзацем 4 пункта 9 Порядка основанием для отказа в заключении договора является несоответствие медицинского работника требованиям, установленным законодательством и настоящим Порядком (в том числе требованиям, указанным в пункте 3 Порядка).
Приказом Департамента от 30.07.2018 года №1л/д истцу отказано в заключении договора (л.д.57-58).
Согласно пункту 10 Порядка департамент направил медицинскому работнику – Гусаровой И.В. уведомление об отказе в заключении договора с указанием причин отказа заказным письмом с уведомлением о вручении.
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что должность истца по состоянию на 01.01.2018 года не являлась вакантной.
Вместе с тем, требование о вакантной должности по состоянию на 01.01.2018 года ни одним из выше перечисленных нормативно-правовых актов не предусмотрено.
Основания приема работника на должность врача имело место по согласованию работодателя с Департаментом здравоохранения и фармации ЯО, что было подтверждено в судебном заседании истцом, оснований не доверять показаниям которогог у суда не имеется. Как работодатель, так и Департамент знали о намерении истца получить единовременную компенсационную выплату в случае трудоустройства на работу в ГУЗ ЯЦРБ.
Должность врача и медицинское учреждение, в которое трудоустроилась истица, в свою очередь, подпадают под условия Порядка и подлежали включению в Перечень.
Истец до настоящего времени работает в больнице, выражает намерение работать в ней длительное время.
Из материалов дела также следует, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что приказ №137 принят Департаментом после трудоустройства истца в больницу, несмотря на изменение Порядка в декабре 2017 года.
В данном случае суд считает, что истец Гусарова И.В. приобрела (получила) право на получение единовременной компенсационной выплаты с момента трудоустройства (на постоянную должность) с 24.01.2018 года и ее должность подлежала включению в Перечень. При этом обращение за получением компенсационной выплаты имело место в течение 2018 года.
Таким образом, истец имеет право на получение денежных средств в порядке, установленном ч.12.1, 12.2 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Порядка №1640.
В данном случае отказ Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в заключении договора с истцом противоречит ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", нарушает права истца, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
В целях восстановления прав истца суд считает возможным удовлетворить её требования и возложить на Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области указанные в просительной части иска обязанности по включению ДОЛЖНОСТЬ поликлиники №1 ГУЗ Ярославской центральной районной больницы в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2019 год.
При этом суд исходит из того, что финансирование на 2018 год на момент вынесения судебного решения закрыто, что, в свою очередь, препятствует исполнению решения суда. Перечень на 2019 год Департаментом до настоящего время не утвержден.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.08.2018 ░░░░ №03-01-17/38 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №1 ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░