Решение по делу № 33а-2657/2019 от 11.04.2019

Хасавюртовский районный суд РД судья А.Ж. Дибирасулаев

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 апреля 2019 года, по делу /19, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гончарова И.А., судей Джарулаева А-Н.К., Омарова Д.М., при секретаре Таджибовой Э.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по РД к администрации МО СП «<адрес>» <адрес>, РД о признании бездействия, выразившегося в необеспечении населения доброкачественной питьевой водой, незаконным и обязании устранения допущенных нарушений закона - разработать План мероприятий по приведению питьевой воды в надлежащее качество, - инвестиционную программу мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоснабжения, - проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и проводить лабораторный контроль качества питьевой воды,

по апелляционной жалобе главы МО СП «<адрес>» ФИО4 на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено:

Административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МО «<адрес>» <адрес> РД по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.

Обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда разработать:

на основании технического задания План мероприятий по приведению качества питьевой воды села <адрес> и представить на согласование в ТО Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес>;

инвестиционную программу мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов централизованной системы холодного водоснабжения <адрес> РД (на основании Технического задания);

проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> и получить санитарно- эпидемиологические заключения на проекты ЗСО; проводить лабораторный контроль качества питьевой воды строго в соответствии с программой производственного контроля качества питьевой воды;

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в лице ТО Роспотребнадзора по РД в <адрес> обратилось в суд с приведенным выше административным иском. Требования мотивированы тем, что Управлением Роспотребнадзора по РД <дата> во исполнение п. 6 ч. 1 ст. 44, ч. 1 ст. 50 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) и Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) было направлено в МО СП «<адрес>» письмо с перечнем мероприятий, необходимых в целях создания условий для обеспечения гарантийной безопасности водоснабжения и внедрения на системах водоснабжения населенного пункта требований Закона № 416-ФЗ и соблюдения Закона № 52-ФЗ. В указанные сроки не была представлена информация об исполнении, а именно: не разработан проект зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения в населенном пункте, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО (ст. 18 ч.4 Закона № 52-ФЗ и СанПиН 2.<дата>-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»), не заключен договор с аккредитованной лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля качества холодной питьевой воды (радиологические, вирусологические, паразитологические, микробиологические, санитарно-химические исследования) - п.4 ст.25 Закона № 416-ФЗ, постановление Правительства РФ от <дата> «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п. 19). Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения Решением Собрания депутатов МР «<адрес>» -VI СД от <дата> на основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставлены полномочия - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе главой МО СП «<адрес>» ФИО4 не отрицается наличие выявленных нарушений, однако не согласны с решением суда, поскольку оно вынесено без учета того, что у муниципального образования отсутствуют финансовые средства для устранения нарушений.

В письменных возражениях начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО5 указывается о законности судебного акта и о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.

От апеллянта ФИО4 поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (ст.ст. 150, 307 КАС РФ).

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ, заслушав доклад судьи, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Решение суда соответствует требованиям ст. 176 КАС РФ и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от <дата> «О судебном решении» о законности и обоснованности.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Так, Управлением Роспотребнадзора по РД установлено, что в МО СП «<адрес>» не обеспечивается население доброкачественной питьевой водой, не разработаны План мероприятий по приведению питьевой воды в надлежащее качество, инвестиционная программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоснабжения, проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и проводить лабораторный контроль качества питьевой воды.

Считая выявленные нарушения со стороны администрации МО СП «<адрес>», нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц, Роспотребнадзор по РД обратился в суд с иском.

В соответствии со ст. 40 КАС РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.ст. 2 и 42 Конституции России, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании статей 11 и 19 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.

Согласно положениям гл.4 Закона № 416-ФЗ:

-организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

-органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

-организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Производственный контроль качества питьевой и горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль качества питьевой и горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой и горячей воды устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации (ст. 25 Закона № 416-ФЗ).

Согласно ст. 40 Закона № 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления. Инвестиционная программа утверждается органом местного самоуправления.

В соответствии СанПиН 2.<дата>-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения ЗСО организуются на всех источниках и водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пункт 1.5. СанПиН 2.<дата>-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организация ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6 СанПиН 2.<дата>-02).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

В соответствии со ст. 6 Закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ, в т.ч. определение для централизованной системы холодного водоснабжения гарантирующей организации.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения, Решением Собрания депутатов МР «<адрес>» -VI СД от <дата> на основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ предоставлены полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Довод апеллянта об отсутствии средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения спора и действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления указанных требований законодательства с их финансовыми возможностями.

По положениям ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.

Судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене решения суда не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу главы МО СП «<адрес>» Албулатова А.Х. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-2657/2019

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителейи благополучия человека по РД
Ответчики
Админитсрация МО "с. Солнечное" Хасавюртовского района
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Джарулаев Абдул-Насыр Курбанович
12.04.2019[Адм.] Передача дела судье
25.04.2019[Адм.] Судебное заседание
06.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2019[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее