Мотивированное решение составлено 13 мая 2019 года
Дело № 2а-905/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.
при секретаре Никулиной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
08 мая 2019 года
административное дело по административному иску Вельковского Владислава Станиславовича к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения,
у с т а н о в и л:
Вельковский В.С. обратился в суд с административным иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, просил признать незаконным уведомлении о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть уведомление Вельковского В.С..
В обоснование заявленных требований Вельковский В.С. указал, что 16.02.2019 года обратился в Администрацию ЯМР ЯО с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>
Административным ответчиком было выдано уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в виду того, что в соответствии с правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР ЯО параметры жилой застройки в сельском поселении должны соответствовать следующим требованиям: минимальная ширина земельного участка, подлежащего застройке, – не менее 20 метров.
Административный истец полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным.
Определением суда от 08.04.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (л.д. 1).
Определением суда от 25.04.2019 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (л.д. 38).
Административный истец Вельковский В.С. и представитель административного истца по ордеру адвокат Нагорная О.А. в суде поддержали требования.
Представитель административного ответчика в лице Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Стрекаловская Е.В. в удовлетворении требований просила отказать, ссылаясь на законность принятого административным ответчиком решения.
Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в частности, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
В силу п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством объектов капитального строительства признается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.
Вступившим в силу 4 августа 2018 г. Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 340-ФЗ) введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка.
Часть 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывает застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, с приложением необходимых документов, перечисленных в ч. 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности необходимо представить: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Вельковский В.С. приобрел земельный участок общей площадью 1225 кв. м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Ранее на указанном участке был расположен жилой дом, который в 2009 году был полностью уничтожен огнем, что подтверждается справкой ГУПТИ и УН по Ярославской области № 1406 от 22.05.2009 г. и справкой Управления ГПН ГУ МЧС России по Ярославской области от 23.03.2009 года.
Постановлением главы администрации Рютневского сельсовета Ярославского муниципального округа Ярославской области от 15.04.1996 года № 46 дому и земельному участку был присвоен адрес: <адрес>
16 февраля 2019 года Вельковский В.С. обратился в Администрацию района с Уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №
27 февраля 2019 года Управление архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР выдало заявителю Уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Отказывая в согласовании размещения на земельном участке индивидуального жилого дома, административный ответчик сослался на Правила землепользования и застройки Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО, в соответствии с которыми параметры жилой застройки в сельском поселении должны соответствовать следующим требованиям: минимальная ширина земельного участка, подлежащего застройке - не менее 20 м.
Между тем, административным ответчиком не учтено следующее.
Система регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании, определяется в Кузнечихинском сельском округе на основании Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения, утвержденных решением Муниципального совета Кузнечихинского сельского поселения от 15.09.2009 г. № 43.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения Ярославской области принадлежащий административному истцу земельный участок имеет площадь 1225 кв.м, расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж-3 (зона индивидуальной жилой застройки).
В соответствии с указанными Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ведение личного подсобного хозяйства предусмотрено в качестве основного вида разрешенного использования зоны Ж-3.
Статьей 42 Правил землепользования и застройки предельные параметры ширины участка, предназначенного для застройки индивидуальными жилыми домами, не предусмотрены и содержат лишь следующие параметры: на территориях с застройкой индивидуальными жилыми, одно-, двухквартирными домами, расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, автостоянки, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 15 метров.
Минимальный размер земельного участка предназначенного для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, составляет 600 кв. м.
Указанная в Уведомлении административного ответчика минимальная ширина земельного участка, подлежащего застройке, - не менее 20 метров, предусмотрена при проектировании территории коттеджной застройки и должна учитываться при предоставлении участка государственными органами.
Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения не установлена минимальная ширина земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.
С учетом изложенного, уведомление Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства от 27.02.2019 года является незаконным и необоснованным.
С учетом конкретных обстоятельств дела с целью устранения допущенных нарушений прав административного истца на ответчика возлагается обязанность в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление административного истца о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № с учетом представленных к заявлению документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Требования Вельковского Владислава Станиславовича удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, выраженное в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке № 08-23-439-2019 от 27.02.2019 года.
Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу повторно рассмотреть уведомление Вельковского Владислава Станиславовича о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Ш. Сайфулина