Дело №12-588/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Никитин А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Васильева А.А.
Товарищества собственников жилья «Шанс», <данные изъяты>
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
постановлением № заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ Товарищество собственников жилья «Шанс» (далее по тексту - ТСЖ «Шанс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., выразившегося в том, что ТСЖ «Шанс» в многоквартирном <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ начисляет плату за вывоз твердых бытовых отходов в размере 500, 00 рублей за куб.м и отражает её в платежных документах отдельной строкой в нарушение требований части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ; в платежном документе для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги за ДД.ММ.ГГГГ в составе платы за содержание жилого помещения не начислены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома в нарушение требований части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Расходы электрической энергии, горячей воды, холодной воды, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, ТСЖ «Шанс» в ДД.ММ.ГГГГ были включены в состав платы за коммунальные услуги по электроснабжению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, отразив данные в разделе «Общедомовые нужды», в нарушение требований пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по строкам: «ГВС» в размере 0,00 руб.; «ХВС» в размере 0,00 руб.; «Электроснабжение» в размере 68,42 руб. ДД.ММ.ГГГГ В нарушение требований частей 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ТСЖ «Шанс» в ДД.ММ.ГГГГ в размер платы за содержание жилого помещения не включены расходы по отведению сточных вод в целях использования и содержания общего имущества в доме.
Не согласившись с указанным постановлением, председатель правления ТСЖ «Шанс» Васильев А.А. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого постановления, указывая, что коллектив собственников жилья «Шанс» считает данное постановление существенно нарушающим права и свободы граждан, права членов некоммерческого жилищного объединения граждан на принятие решений по совместному управлению многоквартирным домом, утвержденным в положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, и подлежащим отмене как незаконное и необоснованное по следующим основаниям, являющимся существенным нарушением материального права и процессуальных норм статей 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указал, что все решения по размерам взносов на содержание жилья, включая повышение взносов за расчетный период на сумму услуги «Вывоз ТБО» с указанием в отдельной строке платёжной квитанции, что не запрещено нормами права - приняты общим собранием ТСЖ «Шанс» в полном соответствии с нормами права, что исключает привлечение к ответственности субъект права (ЮЛ), исполняющего правомочные (законные) решения высшего органа управления жилищного объединения граждан - общего собрания. По мнению заявителя юридическое лицо, - организация, как комплекс правовых отношений, - не может совершать что-либо с умыслом или неосторожно. Уставом Товарищества и Жилищным кодексом РФ предусмотрено, Высшисм Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ установлено, что ТСЖ, как юридическое лицо, не является самостоятельным хозяйствующим субъектом, отличным от интересов его учредителей - физических лиц из числа собственников помещений в многоквартирном доме и исполняет решения общего собрания Товарищества и (или) собственников жилья, что исключает совершение противоправных действий органами управления ТСЖ от имени юридического лица. Совершение правонарушений возможно только при самоуправных действиях должностного лица или правления - доверенных лиц собственников жилья. Все решения ОС ТСЖ обязательны для исполнения правлением, юридически действительны для всех контрольных органов и организаций, пока не оспорены и не признаны судами недействительными. Указал, что товарищество не нарушало нормы КоАП РФ и Жилищного кодекса РФ, доказательства административного правонарушения по вменяемой ТСЖ «Шанс» статье КоАП РФ, с обязательными расчётами по суммам материального ущерба потребителям - не имеются, не существуют и не могут быть представлены, т.к. ТСЖ действовало исключительно в рамках норм права законодательства Российской Федерации. Должностному лицу Роспотребнадзора, рассматривавшему дело, ТСЖ «Шанс» представлены доказательства отсутствия события административного правонарушения: протокол ОС ТСЖ «Шанс» с решениями собственников жилья; договоры и уведомления подрядчика с изменениями цены на вывоз ТБО и КГМ. Законами закреплено право Товарищества на выбор вариантов начисления оплаты коммунальных ресурсов на обслуживание общего имущества (КР на СОИ), относящихся с 2017 года к жилищным услугам; право на компенсацию расходов на оплату объемов КР на СОИ из доходов бюджета организации за пользование отдельными собственниками жилья общим имуществом, сумм начисленных пеней; право на применение скидок по оплате жилищный услуг с целью активизировать собственников и улучшить собираемость платы за жилищные услуги. По факту «небаланс» по показаниям ОДПУ ГВС, ХВС на КР на СОИ компенсируется за счёт квартир, где не установлены индивидуальные приборы учёта ГВС/ ХВС и недобросовестных, неразумных потребителей с давно «вышедшими из строя» ИПУ по причине истечения сроков поверки. Считает, что недоначисление КР на СОИ Потребителям не может являться правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обвинения юридического лица по начислениям КР на СОИ, относящимся к жилищным услугам, считает юридически несостоятельными и ничтожным, так как сами собственники жилья по праву распоряжаются и принимают бюджет на оплату расходов жилищных услуг в своих решениях на общем собрании Товарищества; ни Госжилинспекция, ни Роспотребнадзор не имеют права вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность ТСЖ по данной статье - оказанию жилищных услуг.
В судебном заседании заявитель – представитель ТСЖ «Шанс» Николаев Л.Т. после разъяснения положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положений статьи 51 Конституции Российской Федерации доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, вновь привел их суду.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии Анисимов А.Г. в судебном заседании в удовлетворении жалобы просил отказать, полагая, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения: иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
Ответственность по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ с 01 января 2016 года плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В соответствии с частью 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N176- ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти Чувашской Республики и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно информации, представленной на сайте Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, следует, что в рамках перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами 27 апреля 2018 г. на территории Чувашской Республики заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Обществом с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр».С момента установления единого тарифа для Регионального оператора и выставления потребителям платы за обращение с твердыми коммунальными отходами отдельной строкой в квитанциях за ЖКУ исполнителями услуг расходы по сбору, вывозу, захоронению (утилизации) твердых коммунальных отходов будут исключены из состава платы за содержание помещения и будут относиться к коммунальным услугам.
До 27 апреля 2018 года региональный оператор по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики определен не был, тарифы на услугу по обращению с ТКО не установлены.
На территории Чувашской Республики до 27 апреля 2018 года сбор и вывоз твердых бытовых отходов входил в перечень работ и услуг, связанных с содержанием жилого помещения, и оплачивался из статьи «содержание жилого помещения».
В соответствии с частью 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года №1498 в Правила предоставления коммунальных услуг, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регламентирующее перенос платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды из коммунальных услуг в стоимость содержания общего имущества, с января 2017 года расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, ТСЖ, ЖК (ЖСК).
С 10 августа 2017 года часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ начала действовать в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, согласно которому размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании обще имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Чувашской Республики применяются тарифы на коммунальные ресурсы (услуги), установленные Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам.
Однако порядок проведения перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, на сегодняшний день Правительством Российской Федерации не утвержден.
Согласно распоряжения Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ гола № было поручено провести внеплановую проверку ТСЖ «Шанс».
На основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Шанс», общая продолжительность проверки 6 рабочих дней.
ТСЖ «Шанс» ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание № на основании которого необходимо было:
-исключить из платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений <адрес> строку «Вывоз ТБО», начиная с февраля 2018 года;
-произвести перерасчет (возврат) излишне предъявленных сумм по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (строка «Вывоз ТБО») в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Перерасчет (возврат) платы отразить в платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ
-включить расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в состав платы за содержание жилого помещения в соответствии с требованиями ч.9.1, ч.9.2 ст.156 ЖК РФ, п.29 Правил № 491 с февраля 2018 года;
-включить в платежный документ для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений <адрес> плату за горячее водоснабжение и отопление, потребляемых в жилых помещениях (квартирах) дома. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении материалов проверки в отношении ТСЖ «Шанс», поступивших в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии из Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики обнаружено следующее: на 10 час. 30 мин. «05» апреля 2018 г. в кабинете № Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, расположенного по адресу: <адрес> в ходе проведения правовой экспертизы материалов проверки в отношении ТСЖ «Шанс», адрес: <адрес> установлено:
ТСЖ «Шанс» в нарушение требований законодательства в ДД.ММ.ГГГГ начисляет плату за вывоз твердых бытовых отходов в размере 500,00 руб. за куб.м и отражает ее в платежных документах отдельной строкой «Вывоз ТБО».
ТСЖ «Шанс» в нарушение требований жилищного законодательства в платежном документе для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги за ДД.ММ.ГГГГ в составе платы за содержание жилого помещения не начислены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Расходы электрической энергии, горячей воды, холодной воды, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, ТСЖ «Шанс» ДД.ММ.ГГГГ были включены в состав платы за коммунальные услуги по электроснабжению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, отразив данные в разделе «Общедомовые нужды», в нарушение требований п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, по строкам: «ГВС» в размере 0,00 руб.; «ХВС» в размере 0,00 руб.; «Электроснабжение» в размере 68,42 руб. за ноябрь 2017 года.
ТСЖ «Шанс» в рассматриваемом периоде в размер платы за содержание жилого помещения не включены расходы по отведению сточных вод в целях использования и содержания общего имущества в доме в нарушение требований жилищного законодательства.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что в действиях ТСЖ «Шанс» содержится состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальный порядок привлечения ТСЖ «Шанс» к административной ответственности не нарушен.
При вынесении постановления о привлечении ТСЖ «Шанс» к административной ответственности заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии Егоров В.Г. дал правильную оценку всем обстоятельствам дела, принял законное и обоснованное решение о назначении ТСЖ «Шанс» административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное ТСЖ «Шанс» наказание соответствует требованиям закона, обстоятельствам его совершения.
Административное наказание определено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. В связи с этим жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Срок на подачу жалобы заявителем не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление № заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников жилья «Шанс» о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.
Судья А.И.Никитин