Судья Ситникова С.Ю. дело № 33а-1663 2016 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 октября 2016 года город Майкоп
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Кулинченко О.М.
судей – Бзегежевой Н.Ш. и Сиюхова А.Р.
при секретаре – Беспаловой А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного ответчика Федеральной службы исполнения наказания (далее – ФСИН России) на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08 июля 2016 года, которым постановлено:
«Административный иск Терентьева С.В. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Адыгея о признании незаконным бездействия - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФСИН России в части непринятия в установленный законом срок решения о постановке Терентьева С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Возложить на ФСИН России обязанность рассмотреть заявление Терентьева С.В. и принять решение о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении административного иска к УФСИН России по Республике Адыгея – отказать»,
заслушав доклад судьи Кулинченко О.М., объяснения представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Цей Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Терентьев С.В. обратился в суд с административным иском к ФСИН России, УФСИН России по Республике Адыгея о признании незаконным бездействия. В обоснование своих требований указал, что он с 2001 года по настоящее время проходит службу в УФСИН России по Республике Адыгея в должности начальника отдела технической эксплуатации ИТСОНиПС ФКУ ЦИТОВ УФСИН России оп Республике Адыгея. Решением комиссии УФСИН России по РА по вопросам предоставления сотрудникам УФСИН России по РА единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ пакет документов, предоставленных им, направлен в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты. Документы для получения единовременной выплаты в силу закона рассматриваются комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов. Его документы должны были быть рассмотрены до ДД.ММ.ГГГГ с принятием комиссией ФСИН России решения. ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России сообщило ему, что до настоящего времени документы не рассмотрены по причине значительного объема поданных гражданами документов. Полагает, что данные основания для не рассмотрения заявления законодательством не предусмотрены. Указывает, что ФСИН России препятствует ему в получении гарантированного государством единовременного пособия, а указанные действия должностных лиц являются незаконными. Просит суд признать бездействие должностных лиц ФСИН России и УФСИН России по Республике Адыгея по не рассмотрению в установленный 3-месячный срок документов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - незаконными. Также просит обязать ФСИН России рассмотреть его документы о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08.07.2016 исковые требования Терентьева С.В. к ФСИН России о признании незаконным бездействия удовлетворены, а в удовлетворении аналогичных исковых требований к УФСИН России по Республике Адыгея – отказано. Суд исходил из того, что ФСИН России допущено бездействие в части непринятия в установленный законом срок решения о постановке Терентьева С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты. Поскольку обязанность по разрешению вопроса о постановке на учет отнесена исключительно к компетенции ФСИН России, то оснований для признания иска в части, адресованной к УФСИН России по Республике Адыгея, у суда не имелось.
Не согласившись с решением, административный ответчик ФСИН России подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08.07.2016 и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что увеличение срока рассмотрения документов происходит по причине значительного объема поданных гражданами документов. В соответствии с пунктом 23 «Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369, единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, вследствие чего комиссия имеет право рассмотреть документы Терентьева С.В. только в порядке общей очередности, чтобы не нарушить процедуру рассмотрения ранее поданных документов сотрудниками учреждений и органов УИС, а также их законные права и интересы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отклонении жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Материалами дела установлено, что Терентьев С.В. с 2001 года по настоящее время проходит службу в УФСИН России по Республике Адыгея в должности начальника отдела технической эксплуатации ИТСОНиПС ФКУ ЦИТОВ УФСИН России оп Республике Адыгея.
В соответствии со статьей 4 Закона №283-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Порядок и условия предоставления такой социальной выплаты регламентирован Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369, Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 16.10.2014 №550.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в данном пункте, или представлены их оригиналы.
Согласно пункту 7 названных Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных части 3 статьи 4 Закона №283-ФЗ от 30.12.2012, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Согласно пункту 16 раздела 4 Порядка: документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения указанных документов), отраженной в книге учета заявлений.
ДД.ММ.ГГГГ Терпентьев С.В. обратился в УФСИН по РА с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с предоставлением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ заседанием комиссии УФСИН России по РА принято решение о направлении пакета документов в ФСИН России для постановки на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указанные документы были направлены Управлением ФСИН России по РА в ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ.
ФСИН России в определенный трехмесячный срок документы для получения единовременной выплаты, поступившие из УФСИН России по Республике Адыгея, не рассмотрены.
Поскольку срок рассмотрения заявления Терентьева С.В. о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты ФСИН России нарушен, вывод суда первой инстанции в указанной части об удовлетворении требований заявителя является правильным и судебная коллегия с ним соглашается.
УФСИН России допущено бездействие, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления Терентьева С.В. и непринятии решения о постановке его на учет или отказе для получения единовременной социальной выплаты, поэтому судом первой инстанции решение о возложении обязанности рассмотреть документы и сообщить о принятом решении заявителю принято правомерно.
Доводы жалобы о том, что рассмотрением по существу заявления Терентьева С.В. будут нарушены права иных сотрудников, также подавших аналогичные заявления, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Часть вторая статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Приведенными выше нормативными документами установлены и определены сроки рассмотрения комиссией документов для получения выплат, которые существенным образом нарушены, при этом никаких сведений относительно конкретных сроков рассмотрения заявления ответчиком не указано, равно как и не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин по длительному не рассмотрению документов заявителя.
Кроме того, суд возложил обязанность рассмотреть документы в срок, установленный «Правилами предоставления единовременной социальной выплаты...».
Согласно положениям частей 1, 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24-26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет право суда выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Суд первой инстанции полно и объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил фактические обстоятельства, верно применил материальный закон; совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ФСИН России основаны на неверном толковании действующего законодательства. Решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 08.07.2016 подлежит оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказания – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Кулинченко О.М.
Судьи: подпись Бзегежева Н.Ш.
подпись Сиюхов А.Р.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Кулинченко О.М.