Судья Сарахов А.А. Дело № 33-1460/2014г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2014г. г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего судьи Макоева А.А.
судей Пазовой Н.М., Тхагалегова З.Т.
при секретаре Байсиеве Т.Х.
с участием прокурора Башиева Р.А., представителя прокурора г.Прохладного, Калмыкова А.А., представителя ГУ-РОФСС РФ по КБР
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. гражданское дело по иску прокурора г.Прохладного в интересах Савельевой Зинаиды Васильевны к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о возложении обязанности обеспечить Савельеву Зинаиду Васильевну путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год
по апелляционной жалобе ГУ-РОФСС РФ по КБР на решение Нальчикского городского суда от 15 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., выслушав Калмыкова А.А., представителя ГУ-РОФСС РФ по КБР по доверенности №01-07/04/9502 от 24.07.2014 года, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Башиева Р.А., представителя прокурора г.Прохладного по доверенности от 26.08.2014 года, полагавшего решение законным и обоснованным, в отсутствие Савельевой З.В., извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Прохладного КБР обратился в суд в интересах инвалида Савельевой Зинаиды Васильевны с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту Региональное отделение Фонда) о возложении обязанности обеспечить инвалида Савельеву З.В. путевкой на санаторно-курортное лечение.
В обоснование заявленных требований указано, что Савельева З.В. признана инвалидом 3 группы по общему заболеванию 01.11.2013г. на срок до 01.11.2014г. и нуждается в санаторно-курортном лечении по профилю заболевания.
Савельева З.В. обратилась в региональное отделение Фонда 10 июня 2013 года с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки, представив справку о нуждаемости в такой путевке, однако ей не была предоставлена путевка, в связи, с чем она обратилась к прокурору г. Прохладного с просьбой об обращении в суд в защиту ее интересов.
Истец Савельева З.В. в судебное заседание не явилась. Суд в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в ее отсутствие.
Представитель прокурора города Прохладного Кармов М.М., поддержал исковые требования и просил их удовлетворить, уточнив требование об обеспечении Савельевой З.В. санаторно-курортной путевкой за 2013 календарный год.
Представитель ответчика – Ульбашева Д.Х. иск не признала, пояснив, что на предоставление путевок не хватает финансирования из федерального бюджета, так как в очереди стоит большое число инвалидов, что лишает возможности обеспечения санаторно-курортными путевками всех нуждающихся.
Решением Нальчикского городского суда от 15 июля 2014 года исковые требования прокурора г. Прохладного удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике просит отменить решение Нальчикского городского суда от 15 июля 2014 года и отказать прокурору г. Прохладного в удовлетворении его исковых требований.
В жалобе указано следующее.
Ссылаясь на позицию Конституционного суда РФ, изложенную в пункте 2.4 Определения от 11.05.2012 №817-О, ГУ РОФСС РФ по КБР, автор жалобы указывает, что ФЗ «О государственной социальной помощи» допускает возможность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за пределами срока, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи», а значит, не содержат гарантий предоставления путевки в год обращения в исполнительный орган Фонда.
Возложение обязательств на региональное отделение Фонда социального страхования по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан-получателей социальных услуг сверх выделяемых субвенций из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, является незаконным.
Вместе с тем, ФЗ «О государственный социальной помощи» не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний.
Отделение Фонда при выделении санаторно-курортной путевки руководствуется справкой по форме №070/у -04, подтверждающей нуждаемость в санаторно-курортном лечении, срок действия которой шесть месяцев.
Савельева З.В. обратилась с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки 25.07.2013 года.
Истечение срока действия справки формы N 070/у-04 является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, т.к. для получения путевки на санаторно-курортное лечение наличие справки формы N 070/У-04, как подтверждение права на такой вид социальных услуг, обязательно.
Региональное отделение Фонда неоднократно обращалось в Фонд социального страхования Российской Федерации, Правительство и Парламент Кабардино-Балкарской республики с просьбой оказать содействие в увеличении финансирования из федерального бюджета на эти цели, во избежание роста очередности на получение санаторно-курортных путевок.
Из вышеизложенного следует, что отделение Фонда не бездействует и не нарушает права инвалидов.
Прокуратура, требуя предоставить санаторно-курортную путевку Савельевой З.В., заставляет Фонд нарушить права других инвалидов, ранее подавших документы на получение санаторно-курортной путевки.
В силу ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено таких нарушений.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья39), одновременно относит вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72).
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов (преамбула, статьи 1 и 9).
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Санаторно-курортное лечение направлено на: активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 3, 4, 5 статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и инвалиды.
Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, регулируется главой второй Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ч.2 статьи 6.3 ФЗ РФ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12,2004 г. N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам, при наличии медицинских показаний, санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Согласно п. 3.3 указанного Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В силу п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Как видно из приведенных федеральных норм, условиями для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются, во-первых, обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение и, во-вторых, наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Судом установлено, что Савельева З.В. признана инвалидом3группы по общему заболеванию 01.11.2013 года на срок до 01.11.2014 года, и что, она нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении по профилю заболевания.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что Савельева З.В., имея право на получение санаторно-курортной путевки обратилась к ответчику с соответствующим заявлением 10.06.2013 года, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, право на получение санаторно-курортной путевки у нее имелось в 2013 году, суд обоснованно пришел к правильному выводу о том, что Савельевой З.В. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что предоставление субъектом Российской Федерации указанной услуги в соответствии с очередностью постановки граждан на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения обусловлено недостатком бюджетных средств, не может являться основанием для отмены решения.
Размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с заключенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашениями полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно рассчитывается и распределяется в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №1118, исходя из численности граждан в субъекте Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", а также исходя из утверждаемого ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации норматива финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению.
Размер субвенции может быть пересмотрен и утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в течение финансового года с учетом изменений, вносимых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на основании федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период при соответствующем изменении общего объема субвенций, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что требование прокурора, действующего в защиту интересов Савельевой З.В. о предоставлении последней путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год, подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение граждан санаторно-курортными путевками по удовлетворенным искам прокурора приведет к нарушению очередности, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Не является таким основанием и довод жалобы об истекшем действии медицинской справки, поскольку на момент подачи заявления данная справка не была просрочена. Кроме того, доказательств того, что по медицинским показаниям Савельевой З.В. в 2013 году не рекомендовано санаторно-курортное лечение, ответчиком не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, а сводятся к изложению правовой позиции, выраженной ответчиком в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской республике – без удовлетворения.
Председательствующий: Макоев А.А.
Судьи: Пазова Н.М.
Тхагалегов З.Т.