Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера
Дело №а-171-2019
46RS0№-97
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> 01 ноября 2019 года
Судья Прохорова Л.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
В порядке ст. 39 КАС РФ прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в нарушении требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории <адрес> <адрес> находится не огороженная и надлежащим образом не оборудованная несанкционированная свалка бытовых отходов (отходов от жилищ, бытового мусора, веток от деревьев) размерами 10х10 кв. м, сбор и утилизация бытовых отходов, находящихся на ее территории, не производится.
Поскольку в результате бездействия Администрации «<адрес>» <адрес> нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение, несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью, эксплуатация несанкционированных свалок создает угрозу нарушений указанных прав, то прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации «<адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> <адрес> размерами 10х10 кв.м, а также обязать Администрацию «<адрес>» <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> <адрес> размерами 10х10 кв.м, и привести земельный участок в надлежащее состояние в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства в отсутствие сторон.
Изучив письменные материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды "с последующими изменениями, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Как следует из пункта 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03», введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, временное складирование отходов производства и потребления допускается на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ №, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями, к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «<адрес>» <адрес>, принятого решением Собрания депутатов поселка Касторное № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями), к вопросам местного значения поселка Касторное относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
По делу установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления - Администрацией «<адрес>» <адрес> нарушаются требования действующего экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, никем не оспаривается и подтверждается имеющимися материалами дела, что на территории <адрес> <адрес> установлено наличие несанкционированной свалки бытовых отходов (отходов от жилищ, бытового мусора) размерами 10х10 кв. метров. По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотографий обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований, один экземпляр которого вручен главе Администрации, замечаний при этом от него не поступило.
По делу также установлено, и никем не оспаривалось, что занимаемая отходами территория <адрес> для складирования отходов не предназначена.
Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов на территории <адрес> свидетельствует о том, что Администрация «<адрес>» <адрес> не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия Администрации «<адрес>» <адрес> нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение.
Таким образом, непринятие Администрацией «<адрес>» <адрес> мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования и граждан, приезжающих на территорию указанного муниципального образования, на благоприятную окружающую среду и влечет вред их здоровью.
В этой связи суд приходит к выводу, что бездействие Администрации «<адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> <адрес>, является незаконным, и считает необходимым обязать Администрацию поселка Касторное принять меры к ликвидации данной несанкционированной свалки бытовых отходов и привести занимаемый земельный участок в надлежащее состояние.
Исходя из положений ст. 46 Конституции РФ, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Как следует из ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения Администрации «<адрес>» <адрес> и граждан, приезжающих на территорию указанного муниципального образования, в целях защиты их прав и охраняемых законом интересов, для предупреждения причинения вреда не выходят за рамки предоставленных ему законом полномочий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из части 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, резолютивная часть решения должна содержать указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание значимость защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, объем работы по устранению выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить для исполнения решения суда 3 месяца с момента вступления его в законную силу, поскольку такой срок является разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации «<адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> <адрес> размерами 10х10 кв. м.
Обязать Администрацию «<адрес>» <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории <адрес> <адрес>, размерами 10х10 кв. метров и в этот же срок привести земельный участок в надлежащее состояние.
Обязать Администрацию «<адрес>» <адрес> сообщить об исполнении решения суда и устранении допущенных нарушений прокурору <адрес> и суду не позднее, чем в течение месяца со дня исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Л.А. Прохорова