Решение по делу № 12-5/2020 (12-100/2019;) от 19.11.2019

Дело № 12-5/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Яранск Кировской области «23» декабря 2019 года

Судья Яранского районного суда Кировской области Кренев А.Н.,

при секретаре судебного заседания Ефремовой Н.М.,

с участием заявителя Токтаева А.А.,

рассмотрев жалобу

Токтаева А.А., <ДД.ММ.ГГГГ> рождения, уроженца <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике <К.М.> от 31 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике <К.М.> от 31 октября 2019 года Токтаев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Согласно указанного постановления, Токтаеву А.А. вменяется в вину то, что он являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, имея обязанность по осуществлению мероприятий по охране земель, не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожению земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, допустил зарастание земельного участка древесной растительностью, чем не выполнил обязательные мероприятия по защите земель от зарастания сорной и древесной растительностью, что свидетельствует о не проявлении Токтаевым А.А. должной степени заботливости и осмотрительности по соблюдению вышеназванных правил и норм земельного законодательства.

20 сентября 2019 г. в 10 час. 30 мин. во время проведения плановой выездной проверки администрацией Яранского района Кировской области в отношении Токтаева А.А., в соответствии с п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, на земельном участке с кадастровым номером № <...>, расположенном на территории Никольского сельского поселения Яранского района Кировской области, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, общая площадь - 25,9029 га, правообладатель - Токтаев А.А., собственность от 28.11.2013 № <...>, выявлены нарушения, выразившееся в несоблюдении установленных требований земельного законодательства Российской Федерации, а именно Токтаев А.А. не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания древесно-кустарниковой растительностью, не выполняет обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению для ведения сельскохозяйственного производства. Контуры № 2 и № 3 общей площадью 17 га земельного участка с кадастровым номером № <...> не используются для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности с момента приобретения участка в собственность с 28.11.2013 и заросли древесной растительностью (березой, елью).

Токтаев А.А. обратился в Яранский районный суд Кировской области с жалобой на данное постановление, где просит признать его незаконным.

Свою позицию мотивирует тем, что земельный участок с кадастровым номером № <...> отмежеван не пригодным к сельскохозяйственному производству с зарослями древесной растительности (береза, ель), отсутствием подъездных путей (хозяйственных дорог) к контурам 2 и 3 земельного участка. Также Токтаев А.А. указывает на тяжелое материальное положение, изложенное в ходатайстве, направленном Отдел земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике.

Просит обжалуемое постановление отменить и прекратить производство по делу вследствие малозначительности, отсутствия события административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В судебном заседании Токтаев А.А. доводы жалобы поддержал, указал, что просит производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения. Показал, что проверка 20.09.2019 г., администрацией Яранского района Кировской области проводилась в его присутствии, земельный участок в отношении которого проводилась проверка принадлежит ему на праве собственности, он показывал в ходе проверки указанный участок, согласен с тем, что там имеются березы и ель, данный факт он не оспаривает, убрать их и использовать участок по целевому назначению не имеется финансовых возможностей, кроме того к участку не проехать, так как нет подъездных путем со смежными участками принадлежащими, в том числе Яранскому лесхозу. С заявлением в администрацию района о предоставлении пользования соседними участками с целью приведения своего участка в нормативное состояние земель сельскохозяйственного назначения он в письменном виде не обращался. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении он был извещен, направил соответствующие документы о семейном и материальном положении.

Представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике <В.В.> в судебное заседание не явилась, была извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, направила письменный отзыв на жалобу. В отзыве настаивает на законности вынесенного в отношении Токтаева А.А. постановления и необоснованности доводов его жалобы. В обоснование своих доводов указывает, что Токтаев А.А. является собственником вышеуказанного земельного участка, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, граница земельного участка состоит из 3 контуров. Часть земельного участка (контур № 1) очищена Токтаевым А.А. от сорной и древесно-кустарниковой растительности и используется по назначению, для восстановления остальной части участка у Токтаева А.А. нет средств. Документов о том, что Токтаевым А.А. проведено межевание не представлено. Доводы Токтаева А.А. о его тяжелом материальном положении уже были учтены при рассмотрении дела и назначении наказания. Вопрос о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ также был рассмотрен при рассмотрении дела и по нему дано мотивированное решение. Токтаев А.А. был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, его законные права и интересы при рассмотрении дела были соблюдены. Просит обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу Токтаева - без удовлетворения, просит рассмотреть жалобу в отсутствии представителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав заявителя, приняв к обозрению материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 ч. 2 п. 8 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются иные процессуальные действия в соответствии с настоящим кодексом.

В то же время судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3 ст.30.6 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Далее, в целях охраны земель часть 2 статьи 13 ЗК РФ устанавливает обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно статей 77, 78, 79 ЗК РФ для ведения сельскохозяйственного производства выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

А согласно п. 1 ст. 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Кроме того, в соответствии со ст. 8 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а так же исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а так же нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

П. 15 ГОСТ 26640-85. Земли. Термины и определения: «Охрана земель - комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями».

Приказом МЧС России от 26.01.2016 № 26 «Об утверждении порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса» установлены определенные ограничения. Также п. 218(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», установлено, что правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах. Не соблюдение данных требований может создать угрозу причинения вреда окружающей среде, а также нанести непоправимый урон близлежащим от земельного участка населенным пунктам, то есть вред жизни и здоровью граждан, и их имуществу. Зарастание земель сельскохозяйственного назначения сорной и древесно-кустарниковой растительностью - это всегда не соблюдение противопожарного режима и возможность создания очага возгорания.

Согласно материалам дела, на основании распоряжения заместителя главы администрации Яранского района Кировской области от 11.09.2019г. № <...> проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства. Согласно вынесенному акту от 20.09.2019г. по результатам проверки в отношении Токтаева А.А., проживающего по адресу - <адрес>, являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 25,9 га, расположенного по адресу - с/п Никольское, Яранский район, Кировская область, в ходе проведенной проверки установлено неиспользование земельного участка для сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в результате чего часть земельного участка заросла древесно-кустарниковой растительностью.

Далее материалы проверки были направлены в Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике, по результатам рассмотрения которой Токтаев А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Изучив представленным материалы дела, суд приходит к выводу о доказанности вины Токтаева А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Таким образом, суд соглашается с доводами вынесенного в отношении Токтаева А.А. постановления о том, что обязанность по содержанию и обеспечению плодородия земельных участков лежит на собственнике земельного участка.

В судебном заседании подтвердился факт того, что Токтаев А.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, имея обязанность по осуществлению мероприятий по охране земель, не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожению земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, допустил зарастание земельного участка древесной растительностью, чем не выполнил обязательные мероприятия по защите земель от зарастания.

Факт зарастание земельного участка с кадастровым номером № <...> древесной растительностью не оспаривает и сам Токтаев А.А. Вместе с тем, в своей жалобе Токтаев А.А. указывает, что земельный участок отмежеван не пригодным к сельскохозяйственному производству с зарослями древесной растительности (береза, ель), отсутствием подъездных путей (хозяйственных дорог) к контурам 2 и 3 земельного участка.

Исходя из анализа действующего земельного законодательства и представленных материалов дела, суд признает доводы Токтаева А.А. об отсутствии его вины в связи с тем, что земельный участок отмежеван не пригодным к сельскохозяйственному производству с зарослями древесной растительности, несостоятельными.

Токтаев А.А. является собственником указанного земельного участка. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством все обязанности по содержанию и обеспечению плодородия земельных участков возлагаются на собственника земельного участка и именно он несет административную ответственность за правонарушения, связанные с неисполнением возложенных на него обязанностей.

Поэтому суд приходит к выводу, что вышеуказанное постановление вынесено с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Наказание Токтаеву А.А. в виде административного штрафа назначено правильно, обоснованно при назначении наказания применены положения ч.ч. 2.2-2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при этом учтен характер совершенного административного правонарушения, его последствия, личность и имущественное положение Токтаева А.А. При назначении наказания правильно установлено смягчающее административную ответственность обстоятельство и отсутствие отягчающих.

Давая оценку возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, суд приходит к следующим выводам. Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Положения закона о малозначительности может быть применено ко всем составам административных правонарушений, в том числе имеющим формальный характер, поскольку иное не следует из содержания КоАП РФ.

При этом надлежит учитывать, что по смыслу вышеназванных положений закона, существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению предусмотренных законом обязанностей.

При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5, правонарушение, совершенное Токтаевым А.А., нельзя признать малозначительным, поскольку он проявил пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей собственника земель, допусти зарастание земель сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковой растительностью, нарушения выявленные в ходе проверки не устранены.

При этом характер совершенного административного правонарушения, его последствия, личность и имущественное положение Токтаева А.А. уже учтены административным органом при применении положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ о назначении наказания менее минимального размера административного штрафа.

Административное наказание назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании вышеизложенного и руководствуясь 30.6 - 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике <К.М.> от 31 октября 2019 года № <...> по делу об административном правонарушении в отношении Токтаева А.А. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Токтаева А.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Яранский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии этого решения.

Судья-                          Кренев А.Н.

12-5/2020 (12-100/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Токтаев Алексей Анатольевич
Суд
Яранский районный суд
Судья
Кренев А. Н.
Статьи

КоАП: ст. 8.7 ч.2

20.11.2019Материалы переданы в производство судье
20.11.2019Истребованы материалы
04.12.2019Поступили истребованные материалы
23.12.2019Судебное заседание
24.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее