Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2014 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., с участием прокурора Хорошевой О.Я., при секретаре судебного заседания Барнаковой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казазаева Д.Н. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Казазаев Д.Н. обратился в суд с иском к УФК по РБ о взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб., в связи с содержанием в ИВС по Кяхтинскому району.
В обоснование иска указано, что помещение ИВС по Кяхтинскому району находится в подвальном помещении, под зданием гаража, где находятся автомобили, что создает опасность обвала потолка. В камерах отсутствуют оконные проемы, из-за чего не хватает чистого воздуха и дневного света. Отсутствует система водоснабжения, из-за чего лица, содержащиеся в ИВС, вынуждены пользоваться туалетом в бочках, выбрасывая потом содержимое я специальную яму, которая находится на прогулочном дворе. При выходе на прогулку лица, содержащиеся в ИВС вынуждены дышать таким воздухом. В камерах установлен один плафон освещения, света недостаточно. Отсутствует душ, система пожарной безопасности, в камерах повышенная влажность и сырость, ползают мокрицы. По углам и на стенах пыль, стены зацементированы, но не окрашены, камеры не соответствуют нормам площадей, нет электророзеток, из-за чего нельзя кипятить воду, разносимая сотрудниками вода недостаточной температуры. В связи с указанным со ссылкой на ст.151 и 1069 ГК РФ просит взыскать компенсацию морального вреда
Истец Казазаев Д.Н. находится в ФКУ ИК №15 УФСИН России по Новосибирской области, в его адрес направлено разъяснение процессуальных прав и обязанностей. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Ринчино М.В. возражала против удовлетворения исковых требования, пояснив, что истцом не доказано совершение должностными лицами органов внутренних дел виновных неправомерных действий, которые повлекли за собой причинения вреда истцу.
Представитель третьего лица МВД по РБ по доверенности Шалаев В.В. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом не доказано причинение вреда и вина должностных лиц.
Представитель третьего лица О МВД РФ по Кяхтинскому району по доверенности Думнова Л.С. исковые требования не признала, пояснив, что в ИВС имеется 7 камер на 12 мест, площади камер отвечают нормам, предусмотренным ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в свершении преступлений». Из-за расположения ИВС в подвальном помещении имеется принудительная вытяжная вентиляция. В камерах созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии: индивидуальное спальное место, выданы постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Лица, находящиеся в ИВС, пользовались ежедневной прогулкой не менее одного часа. Согласно журнала учета письменных обращений граждан жалобы и обращения по условиям содержания в ИВС от истца не поступали.
Третье лицо начальник ИВС по Кяхтинскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Прокурор Хорошева О.Я. дала заключение об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истцом не представлены доказательства причинения вреда.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из смысла приведенной статьи, требование о взыскании ущерба может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов гражданско-правовой ответственности: факта причинения вреда и его размера, вины лица, обязанного к возмещению вреда, противоправности поведения этого лица и юридически значимой причинной связи между поведением указанного лица и наступившим вредом.
При этом, презумпция противоправности причинения вреда законодателем не распространена на случаи причинения вреда актами государственных органов, действиями (бездействием) должностных лиц, поскольку общий постулат деятельности государственных органов сводится к тому, что всякое действие (бездействие) органа, должностного лица основано на законе, а вред, причиненный ими, правомерен и не подлежит возмещению, за исключением случаев, когда доказано обратное.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела следует, что Казазаев Д.Н. содержался в ИВС по Кяхтинскому району в следующие периоды: с 15.09.2010 года по 24.09.2010 года, с 30.09.2010 года по 04.10.2010 года, с 14.10.2010 года по 24.10.2010 года, с 04.11.2010 года по 14.11.2010 года, с 14.12.2010 года по 24.12.2010 года, с 04.01.2011 года по 14.01.2011 года, с 14.03.2011 года по 24.03.2011 года.
Судом установлено, что помещение ИВС по Кяхтинскому району находится под зданием гаража, отсутствуют окна, водоснабжение и канализация.
Однако в нарушение требований ч.1 ст.56 ГПК РФ Казазаевым Д.Н. не представлены доказательства наступления неблагоприятных для него последствий.
Как следует из амбулаторной карты, сведений о том, что содержание в камерах ИВС по Кяхтинскому району привело к ухудшению состояния здоровья истца, не имеется. Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требования, поскольку факт причинения вреда истцу в результате содержания в ИВС пл Кяхтинскому району не доказан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Казазаева Д.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: А.А. Тумурова