Решение по делу № 2-51/2013 (2-1158/2012;) ~ М-1093/2012 от 05.12.2012

К делу № 2-51/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Тульский 22 января 2013 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего - Курочка О.И.,

при секретаре - Гайтян Р.Г.,

с участием прокурора – Тлехуч З.А., представителя администрации МО «Майкопский район» по доверенности - Толстых Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Майкопский район» и МБОУ средняя общеобразовательная школа №27 о возложении обязанности проведения аттестации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Майкопского района РА обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Майкопский район» и МБОУ средняя общеобразовательная школа №27 о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест. В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения организациями и учреждениями Майкопского района, требований трудового законодательства в части обеспечения жизни и здоровья работников.

Статьёй 37 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Аналогичные положения закреплены в ст.2 Трудового кодекса РФ, согласно которой одним из принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

В силу ст. 209 ТК РФ условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасными условиями труда являются такие условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Статьями 22, 212 ТК РФ определено, что одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569, под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществлению мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. При этом, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация каждого рабочего места по условиям труда должная проводиться не реже одного раза в пять лет.

Однако, как показала проверка, вышеуказанные требования законодательства не исполняются в МБОУ СОШ № 27, что подтверждается объяснениями директора Егорочкиной Н.Ф.

Из объяснений Егорочкиной Н.Ф. следует, что в МБОУ СОШ №27 осуществляют трудовую деятельность 16 работников. В течение года не менее 3-4 работников увольняются и на данные вакантные места принимаются иные работники.

При таких обстоятельствах нарушаются гарантированные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, как работников, осуществляющих трудовую деятельность в настоящее время, так и тех, которые могут быть приняты на работу в последующем.

Так, исходя из п.4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях контроля состояния условий труда на рабочих местах; правильности обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; предоставления гарантий в области медицинского обслуживания и страхования жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

Уставом МБОУ СОШ №27 закреплено, что деятельность финансового обеспечения МБОУ СОШ №27 осуществляется учредителем - администрацией МО "Майкопский район".

В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, исходя из требований вышеуказанного законодательства, обязанность по проведению аттестации рабочих мест в Школе возложена на МБОУ СОШ №27 и администрацию МО "Майкопский район", являющейся его учредителем.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокуратура Майкопского района, является неопределенным, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. На момент обращения в суд с настоящим заявлением невозможно индивидуализировать круг лиц, которые в дальнейшем могут быть приняты на работу в МБОУ СОШ №27 и соответственно, невозможно привлечь таких лиц к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.

Вышеотмеченная позиция о возможности обращения прокурора в суд с требованиями о понуждении работодателя провести аттестацию рабочих мест по условиям труда подтверждена Верховным Судом РФ в Определении от 19.11.2009 N8-BпрO9-9.

В иске прокурор Майкопского района просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27, расположенную в с.Новопрохладном по ул.Садовая, 12, провести в установленном законном порядке аттестацию рабочих мест по условиям труда. При недостаточности средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №27 на указанные цели обязать администрацию МО "Майкопский район" выделить денежные средства учреждению для проведения аттестации рабочих мест.

Ответчик – администрация МО «Майкопский район» - представил письменные возражения на исковые требования, в которых полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования прокурора Майкопского района в части возложения обязанностей на администрацию муниципального образования «Майкопский район» выделить денежные средства МБОУ СОШ №27 при недостаточности средств у школы для проведения аттестации рабочих мест по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно пункту 1 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» требования Порядка распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Администрация МО «Майкопский район» не является работодателем для работников указанной школы.

Пункт 6 вышеуказанного порядка возлагает обязанности по обеспечению проведения аттестации на работодателя.

Между тем, учреждения являются полноправными юридическими лицами в хозяйственном гражданском обороте, заключают сделки, принимают на себя большие обязательства, только порог их ответственности имеет решающие ограничения.

В настоящий момент, субсидиарная ответственность по долгам некоммерческой организации может быть применена к учредителям (собственникам) только частного или казенного учреждения.

Согласно статье 120 ГК РФ и пункта 1.10 Устава школа несет ответственность и отвечает по своим обязательствам предусмотренной законодательством РФ. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно пункта 8.7 Устава школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Майкопский район» и т.д. В 2012 году данные субсидии были предоставлены согласно Плана финансово-хозяйственной деятельности МБОУ СОШ №27 на 2012 год.

Администрация МО «Майкопский район» полагала необходимым в исковых требований прокурора Майкопского района в части возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Майкопский район» выделить денежные средства МБОУ СОШ №27 при недостаточности средств у школы для проведения аттестации рабочих мест отказать.

В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Республики Адыгея – Тлехуч З.А. поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель администрации МО «Майкопский район» – Толстых Е.П., в судебном заседании заявленный иск признала. Согласилась с тем, что аттестацию рабочих мест по условиям труда проводить нужно. МБОУ средняя общеобразовательная школа №27 является полноправным юридическим лицом в хозяйственном гражданском обороте, заключает сделки, принимает на себя большие обязательства. Согласно п. 6, порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», возлагает обязанности по обеспечению проведения аттестации на работодателя. В соответствии с Уставом, МБОУ средняя общеобразовательная школа №27 самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

Представитель ответчика МБОУ средняя общеобразовательная школа №71 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения заявленных прокурором Майкопского района требований не возражала.

Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования законны и подлежат удовлетворению.

Так, согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с частьючетвертойстатьи353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Статьей 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст.212 ТК РФ, работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Из имеющихся в материалах дела объяснений директора МБОУ средняя общеобразовательная школа №27 Егорочкиной Н.Ф. от 04.12.2012 года, данных прокурору Майкопского района, следует, что под ее руководством осуществляют трудовую деятельность 16 работников. Примерно 3-4 работника, в основном это технические работники, в течение года увольняются по различным причинам, другие же работники принимаются на вакантные места. В МБОУ средняя общеобразовательная школа №21 аттестация рабочих мест не проводилась более 5 лет, так как отсутствует финансирование.

Уставом МБОУ средняя общеобразовательная школа №27, имеющимся в деле, установлено, что деятельность финансового обеспечения МБОУ средняя общеобразовательная школа №27 осуществляется учредителем - администрацией муниципального образования «Майкопский район».

В силу ст.ст.139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о необходимости проведения в установленном законом порядке аттестации рабочих мест и требование об обеспечении мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда в МБОУ средняя общеобразовательная школа №27. С учетом характера правоотношений, администрация муниципального образования «Майкопский район» обязана при недостаточности средств у МБОУ средняя общеобразовательная школа №27 выделить их на проведение аттестации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, с.Новопрохладное, ул.Садовая, 12, провести в установленном порядке аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Обязать администрацию муниципального образования «Майкопский район» выделить денежные средства учреждению для проведения аттестации рабочих мест при недостаточности средств у Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №27.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.

Судья – Курочка О.И.

2-51/2013 (2-1158/2012;) ~ М-1093/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Майкопского района
Ответчики
Администрация МО "Майкопский район"
МБОУ СОШ №27
Суд
Майкопский районный суд
Судья
Курочка Ольга Ивановна
05.12.2012[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2012[И] Передача материалов судье
07.12.2012[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2012[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2012[И] Подготовка дела (собеседование)
20.12.2012[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2013[И] Судебное заседание
24.01.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее