Арбитражный суд Республики Коми
167983 Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Орджоникидзе, 49а
тел.(факс) (8212) 44-16-90 http://komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
г. Сыктывкар
«01» октября 2008 года Дело № А29-6815/2008
(дата оглашения резолютивной части решения и изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Василевской Ж.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми
к предпринимателю Балашову Алексею Васильевичу
о взыскании 184 руб. 80 коп.
при участии в заседании:
от заявителя – Станко О.П.
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Печоре Республики Коми обратилось с заявлением о взыскании с предпринимателя Балашова Алексея Васильевича 184 руб. 80 коп. штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заинтересованное лицо, в соответствии с положениями ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должным образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, письменный отзыв по существу требований не представило. В соответствии со ст.ст.156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя предпринимателя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.
Балашов Алексей Васильевич, 1983 года рождения, зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Межрайонной Инспекцией ФНС России № 5 по Республике Коми 23.06.2006г. В установленном законом порядке Балашов А.В. статус предпринимателя не утратил, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на 16.09.2008г.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми проведена камеральная проверка по вопросу своевременности, полноты и достоверности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Балашов А.В. в срок до 01.03.2008 не представил сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2007 год (акт камеральной проверки № 43 от 16 апреля 2008 года).
По результатам проверки органом пенсионного фонда вынесено решение № 40 от 23 мая 2008 года о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г. (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в размере 184 руб. 80 коп.
Предпринимателю предложено добровольно уплатить сумму штрафа на основании требования № 46 от 05.06.2008г. в срок до 19.06.2008г.
Поскольку добровольно сумма штрафа предпринимателем не уплачена, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа с предпринимателя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 этого Федерального закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами, в частности, являются постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, в том числе имеющие статус индивидуальных предпринимателей. В то же время в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Закона указанные лица являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Из содержания норм Федерального закона № 167-ФЗ не следует, что страхователями являются только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеют те же права и несут те же обязанности в соответствии с названным Федеральным законом, что и граждане Российской Федерации.
На основании статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ определено, что страхователями являются юридические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 этого Федерального закона к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Оснований для освобождения страхователя от ответственности законодательство не предусматривает.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).
В силу статьи 19 Федерального закона № 27-ФЗ Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 (в редакции от 10.03.2006г.), предусмотрено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно, до 1 марта.
При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 2 вышеуказанной Инструкции).
Из материалов дела следует, что предприниматель до 1 марта 2008 года не представил относительно себя сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2007г. № 156 «О стоимости страхового года на 2007 год» утверждена стоимость страхового года на 2007 год в размере 1848 руб., из них: 1232 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 616 руб. на накопительную часть трудовой пенсии.
Расчет суммы штрафа правомерно произведен органом пенсионного фонда от суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа, подлежащей уплате предпринимателем за 2007 год, в размере 1848 руб.
Вместе с тем, суд считает, что предприниматель неправомерно привлечен к ответственности, установленной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Поскольку Законами № 27-ФЗ и № 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда Российской Федерации следует руководствоваться положениями ст.101 Кодекса при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение указанного правонарушения, так как из ст.2 Закона № 167-ФЗ следует, что Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом № 167-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
В соответствии с п.14 ст.101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Из материалов дела следует, что акт камеральной проверки № 43 от 16.04.2008г. составлен без участия предпринимателя или его представителя, для представления возражений по акту установлен 15-тидневный срок с момента его получения. Указанный акт содержит сведения о том, что данный акт будет рассматриваться и решение по нему будет вынесено 05.05.2008г. в 09 час. 00 мин. по адресу ГУ - УПФ РФ в Княжпогостском районе РК.
Акт направлен Балашову А.В. по почте заказным письмом 17.04.2008г. Сведения о получении акта проверки предпринимателем (уведомление о вручении заказного письма) в материалах дела отсутствуют.
Решение № 40, которым предприниматель привлечен к ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, вынесено в отсутствие предпринимателя 23.05.2008г., то есть, после истечения почти трех недель после назначенного дня.
Представитель заявителя, указав на ошибку инспектора, в судебном заседании пояснил, что о вынесении решения 23 мая 2008 года предприниматель не извещался, решение было вынесено 23 мая 2008 года.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что Управление извещало предпринимателя о переносе даты рассмотрения материалов проверки на значительное время и причины такого переноса, следовательно, отсутствуют доказательства извещения предпринимателя надлежащим образом о дате и месте рассмотрения материалов проверки именно 23.05.2008г.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что решение о привлечении предпринимателя к ответственности вынесено Управлением 23.05.2008 в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя.
В соответствии с ч.1 ст.108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
С учетом представленных в дело доказательств, оцененных в совокупности в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что органом пенсионного фонда допущены существенные нарушения условий процедуры рассмотрения материалов проверки, в результате чего Балашов А.В. не может быть привлечен к ответственности, установленной в пункте 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в размере 184,80 руб.
На основании изложенного, требования ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.17, 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.