Дело № 2а-4447/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 11 октября 2018 годаЙошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Сысоевой Т.В.,
с участием прокурора Захаровой С.Г.
при секретаре судебных заседаний Мамаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании запрещенной к распространению информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), просил признать информацию, размещенную на странице в сети Интернет <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл проверки выявлена страница в сети Интернет <данные изъяты> содержащая информацию о создании самодельной электроудочки. Вход на указанный сайт, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Идентифицировать владельца сайта не представляется возможным. Разъяснение способа изготовления самодельной электроудочки на сайте противоречит принципам мораль и гуманизма, так как электроудочки, которые в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов являются запрещенным орудием лова и способом массового истребления обитателей водоемов.
Указанное административное исковое заявление принято судом, возбуждено административное дело №2а-4447/2018.
Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл обратился в суд с аналогичным административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет на странице: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, возбуждено административное дело №2а-4451/2018.
Определением от 02 октября 2018 года указанные административные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер 2а-4447/2018.
В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Захарова С.Г., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, пояснила, что информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, а именно, информация об изготовлении самодельной электроудочки, подлежит признанию запрещенной к распространению согласно положений ч.6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", поскольку предполагает в дальнейшем ее использование для ловли рыбы, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст.256 УК РФ, уголовной или административной ответственности за изготовление электроудочки не предусмотрено.
От административного ответчика поступил письменный отзыв, в котором изложено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указано, что внесение в реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).
Частью 6 ст. 10 ФЗ N 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ N 149, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149, в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ N 149, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл проверки по электронному адресу: <данные изъяты> установлена страница, на которой в открытом доступе для скачивания в электронном виде размещена информация об изготовлении радиоэлектронных устройств для ловли рыбы; по электронному адресу: <данные изъяты> установлена страница, на которой в открытом доступе размещено видео содержащее информацию о способе изготовления электроудочки для зимней рыбалки. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение, на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
В административном исковом заявлении прокурор указал, что разъяснение способа изготовления самодельной электроудочки на сайте противоречит принципам морали и гуманизма, так как электроудочки, которые в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов являются запрещенным орудием лова и способом массового истребления обитателей водоемов.
В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Захарова С.Г. также пояснила, что информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, а именно, информация об изготовлении самодельной электроудочки, подлежит признанию запрещенной к распространению согласно положений ч.6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", поскольку предполагает в дальнейшем ее использование для ловли рыбы, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст.256 УК РФ, уголовной или административной ответственности за изготовление электроудочки не предусмотрено.
Пунктом б ч. 1 ст. 256 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" предусмотрено, что под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
Также в пункте 6 указанного Постановления содержатся разъяснения относительного того, что следует понимать под способами массового истребления водных биологических ресурсов. Так, под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания (например, прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий).
В ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" дается понятие водных биологических ресурсов и рыболовства.
Так, водные биологические ресурсы - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Однако ни Уголовный кодекс РФ, ни КоАП РФ, Федеральные законы не содержат запрета на изготовление и хранение электроудочки. Приведенные выше нормы права направлены на недопущение использования запрещенных орудий лова и способами, противоречащими действующему законодательству и соответствующим техническим нормам.
Таким образом, в данном случае информация на вышеуказанных страницах в сети Интернет, содержащая информацию о способе изготовления электроудочки, не нарушает требований действующего законодательства.
Кроме того, информация, размещенная на Интернет-странице <данные изъяты> об изготовлении радиоэлектронных устройств для ловли рыбы, содержит указание на то, что ловля рыбы электроудочкой является браконьерским промыслом и за нее предусмотрена уголовная ответственность, все материалы даны только для ознакомительных целей.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору Медведевского района Республики Марий Эл в удовлетворении исковых требований о признании информации об изготовлении самодельной электроудочки, распространенной посредством сети «Интернет» на интернет страницах: <данные изъяты> и <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Сысоева
В окончательной форме решение принято 16 октября 2018 года