РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Баргузин 8 августа 2016 г.
Баргузинский районный суд Республики Бурятия
в составе председательствующего судьи Ласкиной М.М.
при секретаре Беспрозванных Ж.А.
с участиемзаместителя прокурора Баргузинского района Михалевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Будаева Л.Б. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии МО «Баргузинский район» об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования «Баргузинский район»,
установил:
Административный истецБудаевЛ.Б. обратился в суд с вышеназванным административным иском.
Иск мотивирован тем, что в соответствии пунктом 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее -67-ФЗ) в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Согласно пункту 6 статьи 76 Закона 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьей 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Решением Территориальной избирательной комиссии МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования «Баргузинский район»Будаеву Л.Б..
Данное решение считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Кандидатом Будаевым Л.Б. в поддержку самовыдвижения были представлены подписи в количестве 102 на 44 подписных листах. Также был представлен Протокол об итогах сбора подписей, в котором отражено, что представлено 102 подписи на 44 подписных листах.
Согласно п.1 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2и 3 ст.33 Федерального закона 67-ФЗ, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в Баргузинском районе Республики Бурятия - 94, при этом максимальное количество подписей, представляемых для регистрации, составляет 103.
Избирательной комиссией была проведена проверка представленных подписных листов, которой якобы установлено, что кандидатом Будаевым Л.Б. представлено на проверку 104 подписи на 44 подписных листах, что больше установленного законом. В частности, утверждается, что на подписном листе № имеется 3 подписи, 2 из которых вычеркнуты кандидатом, но вычеркивание не оговорено.
Проанализировав итоги проверки, рассмотрев судебную практику, в обоснование своего заявления сообщает, что на подписном листе № имеется всего три строки с подписями избирателей, из которых первая и вторая строка вычеркнуты двойной линией в каждой строке кандидатом Будаевым Л.Б., а третья строка исправлена и конкретизирована надписью «исправленному на ФИО3 верить», и указанные исключения и внесенное исправление оговорены одной общей подписью кандидата.
Согласно п. 4 ст. 38 Федерального закона 67-ФЗ проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если эго специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию. При этом ни в Федеральном законе 67-ФЗ, ни в Законе Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в республике Бурятия» форма оговорки об исключении подписей не установлена и не урегулирована. Кроме того, кандидатом Будаевым Л.Б. в протоколе об итогах сборов подписей повторно оговорено, что в комиссию представлено 102 подписи, что указывает на то, что им исключены из общего количества подписей все вычеркнутые подписи, в том числе и две вычеркнутые подписи, имеющиеся на подписном листе № Таким образом, кандидатом Будаевым Л.Б. оговорено в протоколе об итогах сбора подписи исключение из общего числа подписей всех вычеркнутых подписей, что согласуется с положениями закона. Такое мнение основано на правовой позиции Верховного суда РФ (определение по делу №36-АППЗ-8 от 08.08.2013 года, определение по делу №67-АПГ15-52 от 04.09.2015 года), в которых указывается на то, что при вычеркивании подписей из подписных листов, с одновременным указанием в протоколе об итогах сбора подписей количества подписей, без учета вычеркнутых подписей, полностью соответствует положениям закона.
Кроме того, согласно п. 2.2 раздела II Прием подписных листов Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N128/986-6, в случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол, в который вносятся соответствующие изменения, после чего протокол подписывается кандидатом (его доверенным лицом). Однако, в нашем случае, при приеме и пересчете подписей, со стороны принимающих подписные листы членов территориальной избирательной комиссии МО «Баргузинский район» никаких нареканий к количеству подписей высказано не было, а значит, количество подписей не подлежит сомнению. В противном случае был бы составлен новый протокол об итогах сбора подписей.
Кроме того, согласно п. 1.1. ст.38 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Данная рекомендация содержится также в п.4.12.4. Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (Утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6).
Таким образом, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом «в1» и (или) «в2» пункта 24, подпунктом «б1» и (или) «б2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Прошу также учесть то, что согласно закону 67-ФЗ, указанный в нем список оснований для отказа в регистрации кандидата является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом такого основания для отказа в регистрации кандидата, как представление количества подписей больше необходимого, законом не предусмотрено. А, следовательно, и решение об отказе не основано на законе.
Также выражаю свое несогласие относительного недействительности всех подписей в связи с изготовлением подписных листов не по форме утвержденной приложением № 6 67-ФЗ.
Форма подписных листов, представленных кандидатом Будаевым Л.Б. соответствует приложению № 6 к закону 67-ФЗ и дополнена тем, что в нем указан избирательный счет, а также сведения об изготовителе, заказчике, тираже подписных листов, дате выпуска, что территориальная избирательная комиссия посчитала нарушением формы подписных листов.
То обстоятельство, что Будаевым Л.Б. были указаны дополнительные сведения в подписных листах нельзя признать несоответствием формы подписного листа требованиям закона, в частности приложению № 6 к Федеральному закону 67-ФЗ, поскольку те дополнительные сведения, которые Будаев Л.Б. отразил в подписных листах, предусмотрены в Федеральном законе. Согласно требованиям, п.5 ст.37 закона 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. В подписных листах кандидата Будаева Л.Б. в подстрочнике дополнительно указано то, что они изготовлены на средства соответствующего фонда, которые размещены на специальном счете. Такое указание никак не изменяет форму подписного листа. В связи с этим, указание кандидатом номера счета, со средств которого были изготовлены подписные листы согласуется с требованиями действующего законодательства и не противоречит ему. Просит учесть, что во время заседания территориальной избирательной комиссии не было заявлено о недостоверности сведений об избирательном счете.
Считает что подписные листы содержат все обязательные реквизиты и обязательные сведения, требуемые действующим законодательством. Указание же Будаевым Л.Б. дополнительных сведений, которые соответствуют действительности, и предоставление которых не запрещается 67-ФЗ, не свидетельствует о несоответствии формы подписного листа.
Указание дополнительных сведений не нарушает принципа равенства кандидатов, поскольку Будаевым Л.Б. все обязательные для кандидатов требования закона были исполнены, какие-либо преимущественные условия участия в избирательной компании у него не возникли. Предоставление Будаевым Л.Б. сведений о самостоятельном изготовлении подписных листов, тираже, дате изготовления не вводит в заблуждение ни избирателей, ни избирательную комиссию, не влечет неправильное восприятие всего текста и указанных в нем дополнительных обстоятельств, которые соответствуют действительности, и поэтому не может повлечь неправильное формулирование волеизъявления избирателей в части поддержки Будаева Л.Б. при его выдвижении в качестве кандидата. Сами по себе эти сведения форму подписного листа не меняют, а лишь подтверждают соблюдение порядка изготовления подписных листов. Такое мнение основано на изучении судебной практики, полностью подтверждающей высказанную точку зрения (Определения Верховного суда России от 07.11.2011г. по делу № 46-Г 11-27, от 28.09.2012г. № 64-АПГ12-9, от 02.12.2011г. по делу № 75- Г11-13, Определение Верховного суда РБ от 7 августа 2013 г. по делу N33-2762, Решение Самарского областного суда от 14 октября 2011 года по делу № 378/2011, Определение Рязанского областного суда от 07.10.2009 N33-1761, ОпределениеКалининградского областного суда от 22 февраля 2011 г. N33-833/2011 г., Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 29.07.2013г.)
Таким образом, кандидат Будаев Л.Б. предоставил необходимое количество подписей для его регистрации на соответствующей Федеральному закону 67-ФЗ форме подписного листа.Исходя из изложенного, считает, что решение об отказе в регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным.Ходатайствует об истребовании документов в Территориальной избирательной комиссии МО «Баргузинский район» кандидата Будаева Л.Б.: подписные листы, протокол об итогах сбора подписей, итоговый протокол проверки подписных листов.
На основании вышеизложенного, просит суд: признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Баргузинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации в кандидата на должность главы муниципального образования «Баргузинский район» Л.Б. Будаева»; обязать Территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Баргузинский район» зарегистрировать Будаев Л.Б. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Баргузинский район».
В судебномзаседании административный истецБудаев Л.Б. заявление поддержал по указанным в иске обстоятельствам в полном объеме. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик Моргачева О.О. с иском не согласна, в возражении указала, чтодействительно решением ТИК МО «Баргузинский район» за № от ДД.ММ.ГГГГг. Будаеву Л.Б. было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Баргузинский район». Считает данное решение ТИК обоснованным, законным и правильным. На основании Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьи 33 о выдвижении кандидата, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Проверив соответствие порядка выдвижения кандидата Будаева Л.Б. требованиям Федерального закона №67 -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» а также Закона « О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» с учетом итогового протокола проверки подписных листов кандидата от ДД.ММ.ГГГГг. и руководствуясь подпунктом в 1. пункта 24статьи 38 Федерального закона «Наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона» а также подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 «недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата» и в связи с нарушением пункта 2статьи 38 Ф3№67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 %,если иное не установлено федеральным законом», а также изготовлением подписных листов не по форме установленной настоящим законом согласно приложению №6 что в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4.статьи 38 Ф3№67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» влечет недействительность всех подписей. Будаевым Л.Б. для регистрации были представлены подписные листы, в одной папке на 44 листах, с 102 подписями. Рабочей группой ТИК МО «Баргузинский район» былапроведена проверка в соответствии с законом Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах, и основания для признания подписей недействительными. При рассмотрении папки с подписными листами рабочей группой были обнаружены на № листе,подпись под №и №, 2 неучтенные подписи, вычеркнутые, но не оговоренные. Подпись под № в листе № оговорена «исправленному ФИО3 верить». Согласно статьи 25.1 пунктом 6 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» «Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования».В данном случае были обнаружены 2 подписи.Данные подписи при сдаче подписных листов не были учтены. При таких обстоятельствах в данной папке содержалось ни 102 подписи как указывал кандидат Будаев Л.Б. а (102+2)104подписи, что превышает максимальное количество подписей на 1 подпись. Кроме того хочется отметить, что при приеме папки с подписными листами комиссия не проводит проверку подписей на наличие помарок и оговорок, а лишь заверяет подписной лист и просчитывает их.На основании изложенного просит в заявлении Будаева Л.Б.об отмене решения об отказе в регистрации отказать.
Кроме того, судом принято заявление, в котором отсутствуют данные о заявителе, а именно место рождения, паспортные данные заявителя. Кроме того данное заявление, почему-то не исковое, не содержит Истца, Ответчика, хотя по смыслу данное заявление должно содержать административный иск а не заявление.
В судебном заседании председатель Избирательной комиссии Республики Бурятия Ивайловский Д.А. не явился, просил в своем заявлении рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Избирательной комиссии Республики Бурятия.
Выслушав стороны,проверив материалы, заслушав заместителя прокурора, полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению,суд считает, что заявление подлежит удовлетворению, в связи со следующим основанием.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. в Территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Баргузинский район» обратился Будаев Леонид Борисовичс заявлением о самовыдвижении на главу МО «Баргузинский район».
Решением Территориальной избирательной комиссии МО «Баргузинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ. установлено количество подписей необходимых для регистрации -94, предельное количество подписей, представляемых для регистрации -103.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Территориальной избирательной комиссией МО «Баргузинский район» отказано в регистрацииБудаеву Л.Б.,поскольку при проверке подписных листовпредставленным кандидатом Будаевым Л.Б., количество которых более чем на 10% превышает количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, а также в связи с изготовлением подписных листов, не по форме утвержденной Приложением №6 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67 –ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» влечет недействительность всех подписей.
В соответствии с ч.8 ст.25.1Закона Республики Бурятия от 17.09.2003N417-III(ред. от22.12.2012)"О выборах главы муниципального образования в РеспубликеБурятия"(принят Народным Хуралом РБ 16.09.2003г.) недействительными признаются:
1) подписи избирателей, собранные до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидатом либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 6к Федеральному закону N 67, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона N 67, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37Федерального закона N 67;
10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37Федерального закона N 67;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с пунктом 1настоящей статьи;
12) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом;
13) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.
Проверив законность оспариваемогоБудаевым Л.Б.решения от ДД.ММ.ГГГГ. №, вынесенного Территориальной избирательной комиссией МО «Баргузинскийраойн», суд приходит к выводу об отсутствии у территориальной избирательной комиссии оснований для отказа Будаеву Л.Б.в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования «Баргузинский район».
В соответствии с подпунктомв.1 пункта 24 статьи 38, подпунктом «д» пункта 24 ст.38,а также пункта 2 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидатаБудаева Л.Б. является представлением кандитатом подписей избирателей, количество которых более чем на 10% превышает количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, а также в связи с изготовлением подписных листов, не по форме утвержденной Приложением №6 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Аналогичная норма содержится и в ч.2 ст. 25Закона Республики Бурятия от 17.09.2003N417-III(ред.от22.12.2012)"О выборах главы муниципального образования в РеспубликеБурятия"(принят Народным Хуралом РБ 16.09.2003)количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, должно составлять 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 67-ФЗ, но не может быть менее 10 подписей.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
Согласно п.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Суд, проверив в настоящем судебном заседании оригиналы подписных листов, с выводом комиссии о наличии указанного количества 104 представленных подписей на 44 подписных листах не соглашается, поскольку недостоверными (недействительными) могут признаны 2 подписи ФИО1, ФИО2
Из подписных листов следует, что на странице № строке № указана ФИО ФИО1, год рождения с адресом место жительства <адрес>, серия и номер паспорта, дата внесения подписи, подпись;в строке № указан ФИО ФИО2, год рождения с адресом место жительства<адрес>, серия и номер паспорта, дата внесения подписи,подпись;в строке № указана ФИО ФИО3, год рождения с адресом место жительства <адрес>,серия и номер паспорта, дата внесения подписи, подпись, где на данной странице исправленному «ФИО3» верить и подпись.
При этом на подписном листе на странице № в строке № ФИО1 и в строке № ФИО2 вычеркнуты двойной линией в каждой строке кандидатом Будаевым Л.Б. и не оговорены, а третья строка исправлена и конкретизирована надписью «исправленному на ФИО3 верить» и подпись.
Тем самым кандидат фактически исключил их из числа представляемых в избирательную комиссию двух подписей.
При этом ни в Федеральном законе 67-ФЗ, ни Законе Республики Бурятия форма оговорки об исключении подписей не установлена и не урегулирована.
Кроме того, кандидатом Будаевым Л.Б. в протоколе об итогах сборов подписей оговорено, что в комиссию представлено 102 подписи, что указывает на то, что им исключены из общего количества подписей все вычеркнутые подписи, в том числе и две вычеркнутые подписи, имеющиеся на подписном листе №. Таким образом, кандидатом Будаевым Л.Б. оговорено в протоколе об итогах сбораподписи исключение из общего числа подписей всех вычеркнутых подписей.
Таким образом, проверяя подписи данного кандидата, избирательная комиссия не правомерно учитывала вычеркнутые две подписи и не оговоренные обэтом всамом подписном листе №.
Согласно п.8 ст.37 ФЗ №67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации следует, что форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п.6 ст.25 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 года №417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении 6 к Федеральному закону N 67-ФЗ.
Согласно подпункту «и» п.6.4 статьи 38 ФЗ №67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4.1,5, 6,7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В приложении №6 к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации указана форма подписного листа, в графе «подписной лист удостоверяю» необходимо указывать фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина с указанием даты его выдачи, наименование или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата ее внесения. Текст подстрочников в изготовленном подписном листе может не воспроизводиться.
Из материалов дела следует, что кандидатом на должность главы МО «Баргузинский район»Будаевым Л.Б. ДД.ММ.ГГГГг. в Территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Баргузинский район» представлены документы для регистрации кандидата: подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата в количестве 44 листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей.
В соответствии с протоколом об итогах проверки от ДД.ММ.ГГГГг. подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Будаева Л.Б. на должность главы МО «Баргузинский район» следует, что количество заявленных подписей 102, количество представленных104 подписей избирателей, которые признаны недействительными:104 подписей на основании подпунктав.1 пункта 24 статьи 38, подпункта «д» пункта 24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также связи с нарушением пункта 2 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"(представлением кандидатом подписей избирателей, количество которых более чем на 10% превышает количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата).
А также в связи с изготовлением подписных листов, не по форме утвержденной Приложением №6 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что в соответствии «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все 104 подписи признаны недействительными, так как подстрочнике подписного листа указаныспециальный избирательный счет, а также сведения об изготовителе, заказчике, тираже подписных листов, дате выпуска.
В ходе судебного разбирательства были исследованы подлинные подписные листы, на подписных листах в подстрочнике подписного листа указаны специальный избирательный счет, сведения об изготовителе, заказчике, тираже подписных листов, дате выпуска.
Оценив установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указание в подписных листах сведений специального избирательногосчета, сведения об изготовителе, заказчике, тираже подписных листов, дате выпускане изменяет форму и реквизиты подписного листа. Подписные листы, представленные Будаевым Л.Б. в избирательную комиссию, оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемые пунктом 8 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.25 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
При таких обстоятельствах, решение избирательной комиссии о признании недействительными подписей избирателей в количестве 104 штук ввиду несоответствия подписных листов приложению №6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд считает неправомерным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ. нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Согласно п.2 ст.25 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, должно составлять 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 67-ФЗ, но не может быть менее 10 подписей.
Таким образом, суд считает, что общим количеством недостоверных (недействительных) подписей будут являться только 2 (две) подписи.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что количество действительных (достоверных) подписей избирателей (104-2 = 102 подписи) является достаточным для регистрации Будаева Л.Б. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Баргузинский район».
При таких обстоятельствах является обоснованным и подлежит удовлетворению заявление Будаева Л.Б. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии и его отмене. Требование заявителя обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата также является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180,244 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные Будаевым Л.Б. требования удовлетворить.
Признать решение территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Баргузинский район» Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Баргузинский район» Будаева Л.Б. незаконным и отменить его.
Обязать территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Баргузинский район» зарегистрировать Будаева Л.Б. кандидатом на должность главы муниципального образования «Баргузинский район» Республики Бурятия.
Решение суда обратить немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение пяти дней со дняпринятия судом решения.
Судья Баргузинского районного суда
Республики Бурятия М.М.Ласкина