Решение по делу № 3а-5/2018 (3а-204/2017; 3а-534/2016;) ~ М-633/2016 от 27.12.2016

дело ....а-5/2018 (3а-204/2017)

Учет №090А

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань                         24 января 2018 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 и ФИО12 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО13., ФИО14. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилого помещения общей площадью 891, 6 квадратного метра с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – объект недвижимости с кадастровым номером ....).

Ссылаясь на нарушение своих прав как налогоплательщиков по налогу на имущество физических лиц, исчисляемому от кадастровой стоимости, административные истцы просили определить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты>.

В судебное заседание административные истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представителей для участия в деле не направили. В ранее состоявшемся по делу судебном заседании представитель административных истцов ФИО15., действующий на основании доверенности от 22 декабря 2016 года, уточнил заявленное требование в части размера рыночной стоимости, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в соответствии с результатами судебной экспертизы в размере <данные изъяты>

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ФИО16. административный иск не признал. Сформулировав свою позицию в окончательном виде, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты>, определенном по результатам повторной судебной экспертизы.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования «город Нижнекамск» Республики Татарстан при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» просило рассмотреть дело без участия его представителя.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2015 года.

Решением Нижнекамского городского совета от 20 ноября 2014 года № 31 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером ...., поставленный на государственный кадастровый учет 22 августа 2013 года, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО17. и ФИО18. (т. 2, л.д. 11-15).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан», по состоянию на 1 января 2014 года, в размере <данные изъяты> (т. 2, л.д. 10, 28-30).

С указанной величиной кадастровой стоимости административные истцы не согласились, просят установить ее равной рыночной стоимости.

При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости административные истцы представили суду отчет об оценке <дата> составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «ФИО19. (т. 1, л.д. 15-228). Согласно отчету рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:53:040104:5859 по состоянию на 1 января 2014 года составила <данные изъяты>

В отношении отчета экспертом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» ФИО22. проведена экспертиза на подтверждение стоимости, по результатам которой составлено положительное экспертное заключение от 14 декабря 2016 года .... (т. 1, л.д. 230-252).

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в возражениях указало на недостоверность представленных административными истцами сведений о рыночной стоимости объекта недвижимости (т. 2, л.д. 25-27).

Для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости объекта недвижимости и установления ее действительной величины судом по делу проведена экспертиза.

Согласно заключению эксперта федерального бюджетного учреждения «Чувашская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации от 5 октября 2017 года № 1339/04-4 представленный административными истцами отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; рыночная стоимость объекта недвижимости в отчете определена неверно.

Действительная величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2014 года, определенная в заключении первичной экспертизы, составила <данные изъяты> без учета налога на добавленную стоимость.

Административные истцы в лице своего представителя согласились с результатами судебной экспертизы, уточнили размер рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан представило замечания на экспертное заключение, указав на недостоверность выводов экспертов о величине рыночной стоимости объекта недвижимости (т. 2, л.д. 170-171)

Для проверки правильности установления рыночной стоимости в заключении судебной экспертизы судом назначена повторная судебная экспертизы, по результатам которой эксперт федерального бюджетного учреждения «Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации установил рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2014 года без учета налога на добавленную стоимость.

Как следует из заключения эксперта от <данные изъяты> (т. 2, л.д. 198-221), разница между рыночной стоимостью, определенной в заключении повторной судебной экспертизы, и рыночной стоимостью, установленной в результате первичной судебной экспертизы, составила 9, 41 процента. Указанная разница, по мнению эксперта, находится в пределах общепринятых допущений при определении рыночной стоимости, обусловленных природой рыночной стоимости и обращения экспертов к разным объектам-аналогам, источникам внесения корректировок и используемым методам оценки.

Исходя из этого, эксперт, проводивший повторную судебную экспертизу, признал правильной величину рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ...., определенную в заключении эксперта федерального бюджетного учреждения «Чувашская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации от ....

При исследовании заключений первичной и повторной судебных экспертиз суд установил, что заключения соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержат подробное описание проведенных исследований с указанием примененных методов, обоснование сделанных в результате исследований выводов и ответы на поставленные судом вопросы

Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, их выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у экспертов специальности, оснований сомневаться в их компетенции у суда не имеется.

Оценивая имеющиеся в деле доказательств рыночной стоимости объекта недвижимости по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отмечает, что величина рыночной стоимости объекта недвижимости, установленная в отчете об оценке, представленном административными истцами, опровергнута заключением первичной судебной экспертизы, что не оспаривается сторонами.

Таким образом, представленные в отчете сведения о рыночной стоимости не могут быть положены в основу решения суда, в связи с чем действительная величина рыночная стоимость должна быть установлена исходя из иных имеющихся в деле доказательств, то есть из заключений первичной и повторной судебных экспертиз.

Вопреки мнению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о недостоверности выводов первичной судебной экспертизы относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости, эта величина в результате повторной судебной экспертизы подтверждена, допустимыми доказательствами не опровергнута.

При таких обстоятельствах суд считает возможным разрешить требования административных истцов, приняв за основу выводы о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, содержащиеся в заключении первичной экспертизы и подтвержденные заключением повторной экспертизы, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты> без учета налога на добавленную стоимость.

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

С учетом даты подачи административного искового заявления в суд (т. 1, л.д. 3), датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 27 декабря 2016 года и применять указанные сведения о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО23 и ФИО24 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого помещения общей площадью 891, 6 квадратных метра с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты>.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Сафина М.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 29 января 2018 года.

Судья Сафина М.М.

3а-5/2018 (3а-204/2017; 3а-534/2016;) ~ М-633/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Баязитов Р.С.
Ярхамов А.Ф.
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра
Управление Росреестра
МЗиО РТ
Другие
Зиганшин И.А.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сафина М. М. (.
27.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
29.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2017[Адм.] Судебное заседание
10.03.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
24.03.2017[Адм.] Судебное заседание
23.01.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
24.01.2018[Адм.] Судебное заседание
29.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее