Решение по делу № 33-3579/2015 от 14.08.2015

Председательствующий по делу

судья Цоктоева О.В.

Дело № 33-3579-2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего     Кожиной Е.А.

судей краевого суда        Процкой Т.В., Кузнецовой О.А.

при секретаре             Сабадашевой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 2 сентября 2015 года гражданское дело по заявлению Чугунова Михаила Владимировича, Чугуновой Анастасии Викторовны, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Чугунова Кирилла Михайловича, Чугунова Анатолия Михайловича, Чугуновой Дарьи Михайловны о признании незаконным отказа Министерства территориального развития Забайкальского края во включении в список граждан РФ, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края, обязании включить в список,

по апелляционной жалобе представителя Министерства территориального развития Забайкальского края – Савчук М.А.

на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 18 июня 2015 г., которым постановлено:

Заявление Чугунова М.В., Чугуновой А.В. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение Министерства территориального развития Забайкальского края № от <Дата> г. об отказе во включении Чугуновой Анастасии Викторовны, членам её семьи в список граждан РФ, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить Чугунова Михаила Владимировича, Чугунову Анастасию Викторовну, несовершеннолетних детей Чугунова Кирилла Михайловича, Чугунова Анатолия Михайловича, Чугунову Дарью Михайловну в список граждан РФ, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края.

Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заявители Чугунов М.В., Чугунова А.В., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних Чугунова К.М., Чугунова А.М., Чугуновой Д.М., обратились в суд с заявлением, ссылаясь на то, что постоянно проживали по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено семье <Дата> г. на основании приказа командира воинской части документов о праве собственности не имеется. В результате чрезвычайной ситуации – пожара, произошедшего <Дата> г., жилой дом по указанному адресу уничтожен. Решением суда установлен факт постоянного проживания семьи заявителей в утраченном жилом доме. Министерством территориального развития Забайкальского края Чугуновой А.В. и членам ее семьи отказано во включении в список граждан РФ, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара произошедшего на территории Забайкальского края в связи с тем, что она не является собственником жилого помещения. Просили признать данный отказ незаконным, обязать Министерство включить их в список на получение жилого помещения (л.д. ).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Правительство Забайкальского края, Управление Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю, Министерство Чрезвычайных ситуаций по Забайкальскому краю, администрация сельского поселения «Смоленское», администрация муниципального района «Читинский район», ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Востокрегионжилье» 4-й отдел (л.д. )

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица - Министерства территориального развития Забайкальского края по доверенности Савчук М.А. просит решение суда отменить как незаконное. Полагает, что оспариваемое решение нарушает единообразие в толковании и применении судами общей юрисдикции норм права. Вывод суда о незаконности отказа во включение в список сделан без обоснования причин и указания нормы закона, которая нарушена отказом. Суд не принял во внимание постановление Правительства Забайкальского края от <Дата> г. № и постановление Правительства РФ от <Дата> г. № и не учел доводы Министерства о том, что жилое помещение являлось собственностью Минобороны России, заявители проживали в утраченном жилом помещении без документов, подтверждающих основания вселения и не являлись его собственниками. Указывает, что правом на включение в список обладают граждане, являющиеся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченными в результате пожаров. По мнению заявителя жалобы, решение суда, которым установлен факт постоянного проживания заявителей в утраченном жилом помещении был необходим для получения единовременной материальной помощи и не подтверждает право собственности на него. Отмечает, что всем гражданам, проживающим в домах военного городка № и № было отказано во включении в список в связи с отсутствием права собственности на утраченное жилье. Ссылается на судебную практику Читинского районного суда Забайкальского края и Центрального районного суда г.Читы по аналогичным делам (л.д. ).

Заявители Чугунов М.В. и Чугунова А.В., представители заинтересованных лиц администрации СП «Смоленское», администрации МР «Читинский район», 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», Правительства Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УФМС России по Забайкальскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.УФМС России по Забайкальскому краю направило письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства территориального развития Забайкальского края по доверенности Чернышевой В.А., поддержавшей жалобу, представителя ФГКУ «СибТУИО» по доверенности Махмудовой В.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из дела следует, что <Дата> г. в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного пожара, сгорел дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Из пояснений заявителей Чугуновой А.В., Чугунова М.В., справки с места жительства (л.д), решения Черновского районного суда Забайкальского края от <Дата> (л.д.) судом установлено, что супруги Чугуновы с несовершеннолетними детьми: Чугуновым Кириллом Михайловичем <Дата> года рождения, Чугуновым Анатолием Михайловичем <Дата> года рождения, Чугуновой Дарьей Михайловной <Дата> года, с <Дата> года проживала по адресу: <адрес>

Чугунова А.В. вместе с детьми зарегистрирована по адресу: <адрес>. Чугунов М.В. проживал с семьей по вышеуказанному адресу без регистрации. Проживали по названному адресу до уничтожения дома в результате чрезвычайной ситуации.

Заявители были вселены в квартиру в период работы Чугунова М.В. гражданским служащим в/ч на основании приказа командира части, в настоящее время связь с Министерством обороны Российской Федерации утрачена. Документы, подтверждающие договорные отношения с наймодателем, отсутствуют (л.д.).

Жилой дом, в котором проживали Чугуновы, не состоял на балансе ФГКУ СибТУИО (л.д. ), земельный участок, на котором был расположен жилой дом, передан в постоянное бессрочное пользование федеральному казенному учреждению «Территориальное управление лесного хозяйства» Минобороны Российской Федерации (л.д. ).

Факт уничтожения жилого дома пожаром подтвержден справкой МЧС (л.д. ), заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания (л.д. ). Иных жилых помещений на каком-либо праве заявители не имеют, что подтверждается выписками из государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д. ).

Таким образом, помещение, в котором проживали Чугунова А.В., Чугунов М.В., их дети Чугунова К.М., Чугунов А.М., Чугунова Д.М. не было в установленном порядке оформлено в государственную собственность, законность проживания заявителей никем не оспаривалась, другого жилого помещения в их собственности либо в пользовании они не имеют.

Из распоряжения Минтерразвития № от <Дата> г. и соответствующего уведомления (л.д. ) следует, что заявителям отказано во включении в список лиц, утративших жилое помещения для получения мер государственной социальной поддержки, так как сгоревшее жилое помещение не принадлежало им на праве собственности.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Статья 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) "О чрезвычайном положении" предусматривает гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения, в соответствии с п. 2 которой лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.

В силу пп. 2 п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права.

Порядком осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации <Дата> года, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> г. № предусмотрены (п. 2):

- предоставление жилого помещения гражданам, являвшимся собственниками жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации или имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилые помещения, утраченные в результате пожара, и гражданам, проживавшим в жилых домах, находящихся в федеральной собственности, собственности Забайкальского края и утраченных в результате чрезвычайной ситуации (пп. 1 в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25 августа 2015 г. № 364);

- предоставление жилых помещений муниципальным образованиям, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация, взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, находившихся в муниципальной собственности (пп. 2 в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 21 июля 2015 г. № 364).

При предоставлении мер социальной поддержки гражданам, которым утраченное жилье было предоставлено по договору социального найма или договору специализированного жилого помещения, осуществляется по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения (п. 38 названного Порядка).

"Правила предоставления в 2015 г. из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 г. на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 429 (ред. от 16 июля 2015 г.) предусматривают, что трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий (п. 4):

а) по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством РФ являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность;

б) по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате пожаров и требующих проведения капитального ремонта, которые постоянно проживают (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате пожаров и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений или финансовой поддержки его проведения;

в) по строительству жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, и капитальному ремонту поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности;

г) по предоставлению местным бюджетам средств на осуществление капитального ремонта поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в муниципальной собственности, и (или) строительства жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, которые находятся в муниципальной собственности или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке.

Таким образом, государство финансирует затраты по строительству жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, находящихся в федеральной собственности.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, применил нормы материального и процессуального права и обоснованно исходил из того, что заявители имеют право на получение мер государственной поддержки в связи с утратой жилого помещения, которое находилось в федеральной собственности, в результате чрезвычайной ситуации, отказ Минтерразвития является незаконным.

Названные выводы суда судебная коллегия считает верными, соответствующими обстоятельствам дела и правоотношениям сторон.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты.

Учитывая, что предусмотренные вышеназванным Порядком мероприятия направлены на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, а их финансовое обеспечение производится путем предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для предоставления заявителю мер социальной поддержки. Иным путем, кроме получения мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения, права заявителя не могут быть защищены.

Вместе с тем, Чугуновы не были включены в списки, предусмотренные Порядком осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации <Дата> года, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> г. № .

Также их жилое помещение не было включено в заявку на предоставление межбюджетных трансфертов на строительство (приобретение) утраченных жилых помещений, формируемых из перечня утраченных или поврежденных жилых домов.

Принимая во внимание то, что заявители проживали в утраченном в результате пожара жилом помещении на законном основании, не имеют в собственности и пользовании другого жилого помещения, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у них права на предоставление жилого помещения взамен утраченного в результате пожара на основаниях, предусмотренных для граждан, которым утраченное жилье было предоставлено по договорам социального или специализированного найма.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что "Правила предоставления в <Дата> г. из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в <Дата> г. на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 429, и Порядок осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации <Дата> года, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> г. № , были значительно изменены за период рассмотрения дела.

Решение принималось Минтерразвитием в соответствии с редакциями названных норм, имевших место на день принятия решения соответствующим органом. Вместе с тем, названное обстоятельство судебная коллегия не усматривает как основание к отмене решения, учитывая названные выше нормы федеральных законов, предусматривающие право граждан на социальную защиту в виде предоставления жилого помещения взамен единственного утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Ссылки на судебную практику Читинского районного суда Забайкальского края и Центрального районного суда г. Читы по аналогичным делам судебная коллегия считает несостоятельными, жилищные правоотношения заявителя не являлись предметом рассмотрения названных в апелляционной жалобе споров.

Нормы Порядка осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации <Дата> года, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> г. № , предусматривают предоставление жилых помещений на том же праве, которым граждане обладали в отношении утраченного жилья.

При таком положении судебная коллегия считает необходимым решение суда частично изменить (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ), исключив из резолютивной части решения указание на включение заявителей в список граждан, утративших жилое помещение в результате пожара, и указав на предоставление им мер социальной поддержки путем предоставления другого жилого помещения в форме, предусмотренной вышеназванным Порядком.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Читинского районного суда Забайкальского края от 18 июня 2015 г. частично изменить, изложив абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края обеспечить за счет иных межбюджетных трансфертов предоставление Чугунову Михаилу Владимировичу, Чугуновой Анастасии Викторовне, Чугунову Кириллу Михайловичу, Чугунову Анатолию Михайловичу, Чугуновой Дарье Михайловне мер социальной поддержки в связи с утратой в результате пожара жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения в форме, предусмотренной Порядком осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации <Дата> года, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края № от <Дата> года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна

Судья Забайкальского краевого суда                Е.А.Кожина

33-3579/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Чугуновы М.В., А.В., К.М., А.М., Д.М.
Ответчики
Министерство территориального развития Заб. края
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Кожина Елена Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
02.09.2015Судебное заседание
21.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2015Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее