Дело № 2а-102/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«13» декабря 2018 года с. Лесное
Лесной районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бойко В.В.,
с участием:
представителя административного истца помощника прокурора Лесного района Сурыгиной Л.П.,
представителя административного ответчика, администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области Стоговой Е.Ю.,
представителя заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Удомельский» Пчелинцева П.П.,
при секретаре судебного заседания Березиной Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрацииЛесного сельского поселения Лесного района Тверской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лесного района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской областио понуждении к совершению действий.
В обоснование исковых требований указано, что 02.08.2018 г. в прокуратуру района поступила информация ОГИБДД МО МВД России «Удомельский» по вопросу ненадлежащего исполнения администрацией Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области (далее администрация Лесного сельского поселения) полномочий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. 31.08.2018 г. прокуратурой района Глава Лесного сельского поселения проинформирована о необходимости принять меры по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.Установлено, что на участке автомобильной дороги по ул.Дзержинского с.Лесное имеется пешеходный переход около здания МОУ «Лесная СОШ» (с одной стороны) и спортивных площадок (с другой стороны дороги). Кроме того установлено, что ранее на заседаниях межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Администрации Лесного района представителями ОГИБДД неоднократно поднимался вопрос о необходимости установки у пешеходного перехода по ул.Дзержинского с.Лесное (около здания МОУ «Лесная СОШ») светодиодного светофора типа Т-7 и устройства искусственной дорожной неровности перед данным пешеходным переходом, отсутствие которых влечёт нарушение прав граждан, в т.ч. детей, на безопасные условия дорожного движения.В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" квопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.В соответствии с абз. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.Абзац 4 части 4 данной статьи Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.В соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014г. № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015г. за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8,11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22-24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37,38 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (в частности с.Лесное Лесного района) и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям администрации Лесного сельского поселения Лесного района.Данные нормы законодательства закреплены в п.5 ст.8 Устава муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области.Из содержания п.7 ч. 2 ст.32 Устава следует, что в пределах своих полномочий администрация Лесного сельского поселения Лесного района осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в населенных пунктах поселения и обеспечивает безопасность дорожного движения на них.Часть 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 120-с от 15 декабря 2004 г. утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее ГОСТ Р 52289-2004).В соответствии с пунктом 7.2.18 ГОСТа Р 52289-2004 в случаях, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений, устанавливается светофор Т.7. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 295-ст от 11 декабря 2006 г. утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" (далее ГОСТ Р 52605-2006).Согласно п.3.1 ГОСТа Р 52605-2006 искусственная неровность (ИН) - это специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения.В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТа Р 52605-2006 искусственную неровность устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.Пунктом 6.2 ГОСТа Р 52605-2006 предписано также, что искусственную неровность устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.Согласно представленной администрацией Лесного сельского поселения Лесного района информации от 16.11.2018 г., ими произведена только закупка необходимых дорожных знаков, запланировано выполнение мероприятий по установке знаков и искусственной неровности на 2019г.. Просит суд обязать администрацию Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: установить на участке автомобильной дороги по ул. Дзержинского с. Лесное у пешеходного перехода около здания МОУ «Лесная СОШ» светодиодный светофор типа Т-7 в соответствии с требованиями пункта7.2.18 ГОСТаР 52289-2004; установить на участке автомобильной дороги по ул. Дзержинского с. Лесное перед пешеходным переходом около здания МОУ «Лесная СОШ» искусственную неровность в соответствии с требованиями п. 6.1 и п.6.2 ГОСТа Р 52605-2006.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Лесного района Тверской области Сурыгина Л.П. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объёме,подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области Стогова Е.Ю. не возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представительзаинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Удомельский» Пчелинцев П.П. поддержал заявленные требования прокурора Лесного района.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Пунктом 5 ст. 8, подпунктом 7 п. 2 ст. 32 Устава муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вграницах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям администрации Лесного сельского поселения Лесного района.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующих положений законодательства Российской Федерации и собственных выводов.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Часть 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части третьей ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ перечислены вопросы, отнесенные к вопросам местного значения поселений.
В соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014г. № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015г. за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8,11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22-24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37,38 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (в частности с.Лесное Лесного района) и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям администрации Лесного сельского поселения Лесного района.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 120-с от 15 декабря 2004 г. утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее ГОСТ Р 52289-2004).
В соответствии с пунктом 7.2.18 ГОСТаР 52289-2004 в случаях, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений, устанавливается светофор Т.7.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 295-стот 11 декабря 2006 г. утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" (далее ГОСТ Р 52605-2006).
Согласно п.3.1 ГОСТаР 52605-2006 искусственная неровность (ИН) - этоспециально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения.
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТаР 52605-2006 искусственную неровность устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.
Пунктом 6.2 ГОСТаР 52605-2006 предписано также, что искусственную неровность устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Согласно информации администрацией Лесного сельского поселения Лесного района информации за №1514 от 16.11.2018 г. №1514, произведена только закупка необходимых дорожных знаков, запланировано выполнение мероприятий по установке знаков и искусственной неровности на 2019г..
В судебном заседании установлено, что выявленные прокуратурой района нарушения не отвечают установленным действующим законодательством Российской Федерации требованиям о безопасности дорожного движения, создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, участников дорожного движения, в т.ч. детей, вызывают опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в связи, с чем административное исковое заявление прокурора Лесного района опонуждении к совершению действийпо соблюдению законодательства Российской Федерации обезопасности дорожного движенияподлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 187 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области-удовлетворить.
Обязать администрациюЛесного сельского поселения Лесного района установить на участке автомобильной дороги по ул. Дзержинского, с. Лесное,Тверской области у пешеходного перехода около здания муниципального образовательного учрежденияЛесная средняя общеобразовательная школа светодиодный светофор типа Т-7 в соответствии с требованиями пункта7.2.18 ГОСТаР 52289-2004, а также установить на участке автомобильной дороги по ул. Дзержинского, с. Лесное,Тверской области перед пешеходным переходом около здания муниципального образовательного учрежденияЛесная средняя общеобразовательная школа искусственную неровность в соответствии с требованиями п. 6.1 и п.6.2 ГОСТаР 52605-2006, в течение6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной, суд через Лесной районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Бойко
Мотивированное решение составлено 17 декабря 2018 года.