Судья: Бредихин А.В. Гр.д. № 33-14485/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2016 года г.о. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Лазарева Н.А.
судей: Гороховика А.С., Маркина А.В.
при секретаре: Чуркиной С.Ю.
с участием прокурора: Тихоновой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 26 августа 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Обязать ФКУ Исправительная колония № 28 ГУФСИН России по Самарской области» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно, административное здание, двухэтажное общежитие, клуб оборудовать действующими автоматическими установками пожарной сигнализации; швейный цех и училище оборудовать системой автоматической противопожарной защиты и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маркина А.В., пояснения представителя ФКУ ИК № 28 ГУФСИН России по Самарской области Ивановой Н.Н. (по доверенности) в поддержание доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области, в результате которой установлено, что администрацией ИК-28 длительное время ненадлежащим образом исполняются требования уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении безопасности осужденных и сотрудников Уголовно-исполнительной системы, а также законодательства о пожарной безопасности.
Выявлены следующие нарушения: в административном здании и двухэтажном общежитии, вопреки требованиям п. 61 ППР РФ, АУПС находится в неисправном состоянии. Швейный цех и училище не оборудованы системой автоматической противопожарной защиты в соответствии с их категорией по взрывопожарной и пожарной опасности, что нарушает требования ч.ч.1, 2, 3, 4 ст.5, п.п.1, 2 ч. 1 ст.6, ст. 83 Закона о требованиях пожарной безопасности. Также, в нарушение ст. 84 Закона о требованиях пожарной безопасности помещения указанного здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Администрацией ИК-28 длительное время не исполняется предписание от ДД.ММ.ГГГГ г. №/1 отдела ГПН м.р. Волжский УГПН ГУ МЧС России по <адрес> в ИК-28 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой были проведены аналогические проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в связи с этим в адрес начальника ИК-28 и ГУФСИН России по Самарской области были вынесены представления с требованием устранения выявленных нарушений закона, однако, администрацией ИК-28 исчерпывающие меры к устранению ранее выявленных нарушений требований законодательства не приняты, нарушения в полном объеме не устранены. Не соблюдение указанных требований закона нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ИК-28 на безопасность создает угрозу уничтожения или повреждения имущества расположенного на территории исправительного учреждения. Вышеуказанное нарушение до настоящего времени не устранено.
Таким образом, администрацией ФКУ ИК-28 допускаются нарушения прав осужденных на соблюдение требований пожарной безопасности, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству.
ФКУ ИК-28 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - сотрудников, осужденных, состав которых постоянно меняется.
Кроме этого в разное время в исправительном учреждении могут находиться сотрудники правоохранительных органов и иные лица, выполняющие свои профессиональные обязанности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать администрацию ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: административное здание, 2-этажное общежитие, клуб оборудовать действующими автоматическими установками пожарной сигнализации; швейный цех и училище оборудовать системой автоматической противопожарной защиты и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области просит решение отменить, считает его незаконным и необоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области Иванова Н.Н. просила решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы.
Истец надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомил, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял, в связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным, рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу ст. 91 вышеуказанного Закона о требованиях пожарной безопасности, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Пунктами 4,5 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» и Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности» регламентированы требования по оснащению и оборудованию помещений системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.
Судом установлено, что отделом государственного пожарного надзора муниципального района <адрес> Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по <адрес> в отношении ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по <адрес> Самарской было вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по <адрес> Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе, нарушений требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ФЗ «О пожарной безопасности», негативно влияющих на обеспечение безопасности сотрудников администрации и осужденных.
Проверкой, проведенной Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что в отрядах 3,4,5 автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии. В помещении воспитательной работы, в спальной секции отряда № на светильниках отсутствуют предусмотренные конструкцией плафоны светильников, крышки распаянных коробок узловых соединений электропроводки, на которой также имеются следы замыкания. В отряде № вместо фабричной крышки распаячной коробки используется самодельная, из горючего материала - пластиковой бутылки из-под продукта (питания. На светильниках в коридоре и спальной секции отряда отсутствуют предусмотренные конструкцией плафоны. В спальной секции отряда № электропроводка не уложена в кабель-канал. В отряде №, бригада № отсутствует запасный выход, пожарный гидрант отсутствует. В бригаде № в спальном помещении, а также комнате питания на светильниках отсутствуют предусмотренные конструкцией плафоны, на распаячных коробках отсутствуют крышки. В бригаде № в спальном помещении на светильниках отсутствуют плафоны, в коридоре имеется соединение электропроводки по временной схеме. В ходе обхода банно-прачечного комбината, в помещении прачечной на момент проверки неисправен плафон влагозащитного светильника. В помещении гладильни электропроводка выполнена по временной схеме, прибор учёта электроэнергии не работает. При обходе школы исправительного учреждения установлено, что в классе №, а также учительской на светильниках отсутствуют плафоны, на распаянных коробках нет крышек. Вопреки требованиям пожарной безопасности, электропроводка не уложена в кабель-каналы, с учётом того, что здание имеет деревянную конструкцию. При проверке штрафного изолятора установлено, что система звукового оповещения пожарной сигнализации неисправна. В отряде «карантин» пожарная сигнализация неисправна вовсе. В промышленной зоне исправительной колонии отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. В дежурной части, банно-прачечном комбинате, отряде «карантин», столовой, помещении швейного цеха необходима замена дверей на соответствующие по размерам.
ДД.ММ.ГГГГ Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях повторно проверено соблюдение требований законодательства РФ в деятельности ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по <адрес>, а также фактическое устранение выявленных нарушений закона.
Проверкой установлено, что ранее выявленные нарушения закона, регламентирующего право осужденных на пожарную безопасность до настоящего времени устранены не в полном объеме.
В связи с не устранением администрацией учреждения ранее выявленных нарушений, которые не принимаются должным образом во внимание, продолжают допускаться ДД.ММ.ГГГГ Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено представление об устранении нарушений законодательства РФ в деятельности ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по <адрес>. Согласно которого, на момент проверки часть выявленных нарушений не устранена, а именно, в промышленной зоне отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в отрядах №№, 4, 5 АПС находится в неисправном состоянии; в помещении воспитательной работы, в спальной секции отряда № на светильниках отсутствуют предусмотренные конструкцией плафоны светильников; в дежурной части, банно-прачечном комбинате, отряде «карантин», столовой применяются двери не соответствующие по размерам.
Проверкой проведенной в ИК-28, выявлены следующие нарушения: в административном здании и двухэтажном общежитии, вопреки требованиям п. 61 Правил противопожарного режима, автоматическая установка пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии. Швейный цех и училище не оборудованы системой автоматической противопожарной защиты в соответствии с их категорией по взрывопожарной и пожарной опасности, что нарушает требования ч.ч.1, 2, 3, 4 ст.5, п.п.1, 2 ч. 1 ст.6, ст. 83 Закона о требованиях пожарной безопасности. Также, в нарушение ст. 84 Закона о требованиях пожарной безопасности помещения указанного здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Таким образом, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ИК-28 влияет на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества расположенного на территории исправительного учреждения, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на устранение нарушений требований пожарной безопасности, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку соблюдение требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности средств выделяемых на эти цели из бюджета, следовательно, не освобождает ФКУ ИК-28 от обязанности устранить имеющиеся нарушения пожарной безопасности.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по <адрес> заключен государственный контракт № с ООО «Алекссервисгрупп» о выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной сигнализации, не свидетельствует о предпринимаемых должных мерах, направленных на устранение выявленных нарушений.
При таких обстоятельства, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят обстоятельства, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 26 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: