АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67-4351/2010
14.07.2010 дата объявления резолютивной части
15.07.2010 дата изготовления в полном объеме
Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Афанасьева,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Томской области
к индивидуальному предпринимателю Попову Валерию Николаевичу
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ
при ведении протокола судьей Е.В. Афанасьевой,
при участии в заседании:
от заявителя – Маковская О.В. по доверенности от 01.02.2010, пасп. 6902 674 473,
от лица, в отношении которого возбуждено производство – Попов В.Н., паспорт 6904 032 370,
У С Т А Н О В И Л:
Управление государственного автодорожного надзора по Томской области обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Попову В.Н. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований о привлечении Попова В.Н. к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении, а именно в связи с тем, что предпринимателем допущены указанные в протоколе от 24.06.2010 нарушения ряда требований по обеспечению безопасности дорожного движения и перевозок, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров.
Предприниматель Попов В.Н. в судебном заседании пояснил, что с требованиями заявителя согласен, с выявленными нарушениями лицензионных требований и условий не спорит, предпринял меры по их устранению.
Из материалов дела следует, что Попов В.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области 15.06.2005, ОГРН 305702416600014.
Предпринимателю выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, № АСС-70-059131 со сроком действия с 12.07.2005 по 12.07.2010, на основании которой Попов В.Н. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров.
24.06.2010 в отношении индивидуального предпринимателя Попова В.Н.. государственным инспектором отдела АДН УГАДН по Томской области составлен протокол № 002342 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, с указанием на выявление 24.06.2010 в 08 час. 20 мин. по результатам проведенной проверки нарушения, а именно: предприниматель Попов В.Н. осуществляет перевозки без прохождения предпринимателем повышения квалификации, без стажировки водителей по маршруту, без соблюдения режима труда и отдыха водителей, без прохождения предпринимателем (водителем) Поповым В.Н. стажировки в недостаточном объеме, а также предприниматель не организовал надлежащим образом проведение инструктажей (вводного, предрейсового, сезонного, периодического, специального) водителей, не ознакомил водителей с графиком работы (сменности) на линии и схемой маршрута №17 с указанием опасных участков, составил должностную инструкцию водителей и паспорт регулярного автобусного маршрута с нарушением требований, предъявляемых к их оформлению, использовал путевые листы, не соответствующие установленным требованиям.
Привлечение индивидуального предпринимателя Попова В.Н. к ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за указанные в протоколе нарушения является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителя, суд считает привлечение индивидуального предпринимателя Попова В.Н. к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и наложение на него соответствующего административного взыскания обоснованным.
Согласно положениям ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (и примечания к ней) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно ст.17 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 02.07.2005) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Лицензионные требования и условия в соответствии со ст.2 данного закона представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Перечень лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров установлен п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, к их числу относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности и иные.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штраф на должностных лиц в размере от трех до четырех тысяч рублей.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно ч.2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Из содержания представленного административном органом протокола об административном правонарушении следует, что предпринимателю вменяется в том числе нарушение требований п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, а именно, что он не ознакомил водителей с графиком (сменности) работы на линии (пункт 8 протокола). Обоснованность привлечения к ответственности в связи с указанными фактами не подтверждена, поскольку административным органом в арбитражный суд с заявлением представлен ряд документов в том числе и график работы автомобиля и смен водителей, на котором имеются подписи и расшифровки подписей водителей (Попова В.Н., Иванова С.А.) и указания на то, что водители ознакомлены с данным документом. Из изложенного следует, что административным органом в действительности указанные документы при проверки не исследованы должным образом, все необходимые обстоятельства не выяснены, иных доказательств, подтверждающих данное нарушение не представлено, объяснений в ходе судебного заседания от представителя заявителя по данным обстоятельствам также не поступило. В связи с этим в данной части нарушение и обоснованность привлечения к административной ответственности не подтверждены.
Вместе с тем, ряд других указанных в протоколе от 24.06.2010 нарушений нашел подтверждение в ходе судебного заседания с учетом представленных материалов.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств и др.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152. Согласно п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов путевой лист должен содержать обязательные реквизиты, в том числе сведения о водителе, которые включают в себя: дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, сведения о транспортном средстве, которые включают показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (п. 4, 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов), иные сведения.
Пунктом 2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 предусмотрено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Согласно п. 3.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В силу п. 3.4.1 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Пункт 4.2. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» предусматривает, что организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии с пунктом 1 Приложения «Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденным Приказом Минтранса России от 22.06.1998 № 75, специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно ч.2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Имеющимся в деле протоколом об административном правонарушении от 24.06.2010 в совокупности с актом проверки от 24.06.2010 №0068-д/х, объяснениями предпринимателя, данными административному орган и в судебном заседании, копиями путевых листов, стажировочных листов, журнала учета выдачи путевых листов, а также в совокупности иными представленными заявителем материалами подтверждено нарушение предпринимателем ряда требований по обеспечению безопасности движения и перевозок, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров в соответствии с условиями, указанными в выданной лицензии, в том числе предприниматель осуществляет перевозки без прохождения предпринимателем повышения квалификации, без стажировки водителей по маршруту, без соблюдения режима труда и отдыха водителей, без надлежащего прохождения предпринимателем (водителем) Поповым В.Н. стажировки, без проведения инструктажей (вводного, предрейсового, сезонного, периодического, специального) водителей, с нарушением порядка составления должностной инструкции водителей и путевых листов. Из объяснений, данных административному органу в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также в ходе судебного заседания следует, что предприниматель с выявленными нарушениями полностью согласен, предпринимает меры по их устранению.
Применительно к указанному в протоколе (пункт 10) нарушению требований приложения 3 Инструкции по заполнению паспорта автобусного маршрута, утвержденного приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200, а именно к тому, что индивидуальный предприниматель составил паспорт регулярного автобусного маршрута №17 «Иглаково - Ленинградская» с нарушением обязательных требований, предъявляемых к паспорту, а именно наименования в различных разделах паспорта не во всех случаях идентичны с наименованиями указанными в инструкции, указанными административным органом, тем не менее, суть от изменения наименований разделов не изменяется, указанное нарушение не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В связи с этим имеются основания для оценки самого этого нарушения как малозначительного, в отношении же остальных нарушений, которые подтверждены административным органом, таких оснований не усматривается с учетом конкретных обстоятельств совершения и выявления правонарушения, в том числе выявление сразу нескольких нарушений требований нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности в сфере перевозок пассажиров, в связи с чем не имеется оснований для вывода об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
С учетом изложенного, событие правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Содержание протокола соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ; протокол содержит необходимые сведения, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о разъяснении ему прав, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и иные, нарушений процедуры производства, имеющих существенный характер, не выявлено.
В связи с изложенным имеются основания для привлечения Попова В.Н. к ответственности по ст.14.1 ч.3 КоАП РФ и назначения ему административного наказания. С учетом того, что ранее предприниматель не привлекался к административной ответственности, при отсутствии тяжких последствий (иного из материалов дела не следует), а также с учетом раскаяния предпринимателя, признавшего нарушения и обязавшегося их устранить, суд считает возможным назначить минимальное наказание в рамках санкции, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167 – 175, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, 10.05.1962 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░, ░░.░░░░░░, 1 - 85, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 15.06.2005, ░░░░ 305702416600014, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 70 № 000893655, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.3 ░░.14.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░░░░ (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░ ░░), ░░░ 7021016438, ░░░ 701701001, ░░░ ░░░░░ 69401000000, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 106 1 16 30000 01 0000 140, ░░░░ 40101810900000010007, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░ 046902001, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ № ░67-4351/2010.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░