Дело № 33-101/2019 (33-7168/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 14 января 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Пуминовой Т.Н.
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.
при секретаре Копановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ишкуловой Ханифы Чинанитдиновны, Ишкуловой Гузяль Рахматулловны, действующей также в интересах Абубакировой Алины Алиевны, Пыжовой Элеоноры Руслановны, действующей также в интересах Бурханова Артема Руслановича, Пыжова Романа Альфредовича, на решение Тобольского городского суда от 18 сентября 2018 г., которым постановлено:
«В удовлетворении требования Ишкуловой Ханифы Чинанитдиновны, Ишкуловой Гузяль Рахматулловны в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Абубакировой Алины Алиевны, Пыжовой Элеоноры Руслановны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Бурханова Артёма Руслановича, Пыжова Романа Альфредовича к администрации г.Тобольска о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., судебная коллегия
установила:
Ишкулова Х.Ч., Ишкулова Г.Р., действовавшая также в интересах несовершеннолетней дочери Абубакировой А.А., Пыжова Э.Р., действовавшая также в интересах несовершеннолетних сыновей Бурханова А.Р. и Пыжова Р.А., обратились в суд с иском к Администрации г. Тобольска о сохранении в перепланированном состоянии жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>, <.......>., <.......>.
Требования были мотивированы тем, что Ишкуловой Х.Ч. по ордеру от 30 мая 2001 г. была предоставлена комната <.......> в доме № <.......>, расположенном в <.......> <.......>. В процессе проживания в жилом помещении была произведена самовольная перепланировка: из части помещений общего пользования (часть коридора и санузла), а также одной из изолированных комнат общежития вследствие их объединения организована однокомнатная квартира, состоящая из жилой комнаты, кухни, прихожей, ванной комнаты и санузла, площадь перепланированного жилого помещения составляет 34 кв.м. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в г. Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах от 30 июля 2015 г., перепланировка соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». По мнению истцов, препятствий к сохранению занимаемого ими помещения в перепланированном состоянии не имеется.
В судебном заседании представитель истцов Алеева А.Д., действовавшая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Тобольска - Беспятов В.А., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Полагал, что истцами была осуществлена реконструкция занимаемого жилого помещения путем присоединения к нему частей помещений общего пользования. Указал, что согласие собственников помещений дома на такую реконструкцию при обращении истцов в межведомственную комиссию в 2015 году представлено не было, иных обращений от истцов не поступало.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны истцы в лице их представителя Алеевой А.Д., которая в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что жилые помещения в многоквартирных домах не относятся к объектам капитального строительства. В этой связи выражает несогласие с выводом суда о том, что, присоединив к занимаемому жилому помещению места общего пользования, истцы выполнили реконструкцию. Вопреки выводам суда, считает правильным выбранный истцами способ защиты нарушенного права.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (статья 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (часть 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущих присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома является согласие на их проведение всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из дела, здание общежития по адресу: <.......>, <.......>., <.......>, в том числе комната <.......>, является муниципальной собственностью города Тобольска (л.д. 11).
Указанная комната была предоставлена Ишкуловой Х.Ч. как работнику МУП ЖКХ по ордеру <.......>, выданному Администрацией г. Тобольска 30 мая 2001 г. на период работы в данной организации. В качестве членов семьи в ордере указаны дочь Абубакирова (в настоящее время - Ишкулова) Г.Р. и внучка Ишкулова (в настоящее время - Пыжова) Э.Р. (л.д. 7).
Из кадастрового паспорта помещения от 12 мая 2015 г. усматривается, что площадь комнаты <.......> в доме № <.......>, расположенном в <.......> <.......>, составляла 12,3 кв.м (л.д. 31).
По итогам проведения в апреле 2015 года технической инвентаризации данной комнаты было выявлено, что к жилому помещению присоединены места общего пользования: часть общего коридора и санузла. Закрыт дверной проем из общего коридора, пробит новый; в помещении санузла произведена перепланировка и переустройство: образованы кухня, ванная комната и санузел. Таким образом, образовалась однокомнатная квартира. Документы, разрешающие перепланировку и переустройство, не представлены. Общая площадь квартиры составила 34 кв.м, жилая площадь - 12.8 кв.м (л.д. 30).
Согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в г. Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах от 30 июля 2015 г., жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, <.......>., <.......>, <.......>, после проведенной перепланировки соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 28).
Как следует из ответа МОНДиПР № 1 УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области на запрос суда, комната <.......>, расположенная по адресу: <.......>. <.......>., <.......>, по состоянию на 12 апреля 2018 г. не противоречит обязательным требованиям пожарной безопасности и не несет угрозы жизни и здоровью граждан (л.д. 63).
Ишкулова Г.Р. обращалась в Администрацию г. Тобольска с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства занимаемого помещения: решением межведомственной комиссии от 02 декабря 2015 г. в согласовании перепланировки и переустройства ей было отказано в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на перепланируемое и переустраиваемое помещение. Кроме того, комиссией было отмечено, что перепланировка произведена самовольно без согласования с органом местного самоуправления (л.д. 49).
Постановив обжалуемое решение, суд исходил из того, что истцами была фактически произведена не перепланировка, а реконструкция занимаемого ими помещения, поскольку в результате присоединения к нему части помещений общего пользования параметры данного объекта изменились - его площадь увеличилась за счет мест общего пользования, комната стала однокомнатной квартирой, оборудованной кухней и санузлом. В этой связи, требования истцов о сохранении помещения в перепланированном состоянии были оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда, расценившего выполненные истцами работы в качестве реконструкции, а не перепланировки, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права. Так, в силу части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, что имеет место в рассматриваемом случае, допускается только путем его реконструкции. Кроме того, пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170, предусмотрено, что перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Присоединение к жилым помещениям частей помещений общего пользования жильцов многоквартирного дома в качестве одного из способов перепланировки жилого помещения действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Следует также отметить, что независимо от того, произведена истцами реконструкция или переустройство (перепланировка) занимаемого жилого помещения, обязательным условием их производства при установленных по делу обстоятельствах в любом случае являлось получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем, материалами дела получение данного согласия не подтверждено. В том числе не позволяют судить о таком согласии представленные в деле копии бюллетеней голосования и протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в доме от 17 июля 2018 г. (л.д. 12 - 13, 74 - 93) как свидетельствующие о получении согласия собственников 70 помещений в доме при отсутствии в деле сведений об общем количестве помещений.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тобольского городского суда от 18 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ишкуловой Ханифы Чинанитдиновны, Ишкуловой Гузяль Рахматулловны, действующей также в интересах несовершеннолетней Абубакровой Алины Алиевны, Пыжовой Элеоноры Руслановны, действующей также в интересах несовершеннолетних Бурханова Артема Руслановича, Пыжова Романа Альфредовича, - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи