Дело № 2-3438/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2016 года Центральный районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Ершовой Ю.А., с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Читы Круликовского М.О., представителя ответчика ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края Кафтанчиковой Е.С., действующей на основании доверенности от 15.02.2016 представителя третьего лица Министерства финансов Забайкальского края - Обуховой Т.М., действующей на основании доверенности от 11.04.2016, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Могойтуйского района Забайкальского края, действующего в интересах Нанзатовой Б.Ж. к Государственному казённому учреждению «Краевой Центр Социальной защиты населения» Забайкальского края о понуждении к действиям
у с т а н о в и л:
прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Материальный истец является педагогом-пенсионером и ему как педагогу-пенсионеру со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской местности более 10 лет в соответствии с Законом Забайкальского края № 129-ЗЗК от 17.02.2009 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» (далее Закон № 129-ЗЗК) до 18.04.2014 предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. По мнению прокурора, действия ответчика по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права материального истца на полное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Просит суд обязать ГКУ «Краевой Центр Социальной защиты населения» Забайкальского края произвести материальному истцу перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений за период с 18.09.2013. по 18.04.2014.
Материальный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял, в связи с чем рассмотрение дела в отношении указанного лица возможно по правилам ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, будучи извещенными о дне и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направило, что не является препятствием к рассмотрению поданного заявления в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ, от указанного лица поступили письменный отзыв, в котором просят в удовлетворении требований отказать.
Представитель процессуального истца в судебном заседании требования подержал.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы отзыва на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерства финансов Забайкальского края в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Положением о Министерстве социальной защиты Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 26 марта 2014 года № 122 (далее - Положение), Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в сфере оказания государственной социальной помогли, социального обслуживания населения Забайкальского края, социальной зашиты инвалидов, социальных выплат и пр.
В целях обеспечения реализации указанных полномочий и в соответствии с пунктом 10.14.25 Положения, Министерство осуществляет предоставление мер социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций, проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках) Забайкальского края и имеющих общий стаж работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и педагогическим работникам образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в соответствии с Законом Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае»;
В соответствии с Уставом ГКУ «ЕСРЦ» - Учреждение находиться в ведомственном подчинении Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, согласно п. 2.1 Устава, учреждение создано в целях осуществления исполнения Министерством социальной защиты населения Забайкальского края государственных функций и государственных услуг по предоставлению социальных выплат.
В соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 12.11.2015 за № 713, ГКУ «ЕСРЦ» Забайкальского края переименовано в Государственное казённое учреждение «Краевой Центр Социальной защиты населения» Забайкальского края
Как следует из материалов дела и не отрицается стороной ответчика, материальный истец является пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж общеобразовательный педагогический работы в сельской местности более 10 лет, проживает в Забайкальском крае, в <адрес>.
По 18 апреля 2014 года, материальному истцу предоставлялась мера социальной поддержки по оплате отопление и освещения жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
Из отзыва ответчика и пояснений его представителя, следует, что с 19.04.2014 указанная мера социальной поддержки предоставляется материальному истцу в полном объеме.
Предметом настоящего спора является право истца на получение мер социальной поддержки, как педагогическому работнику в период времени с 18.09.2013 по 18.04.2014 в полном объеме.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013 г.
До принятия указанного Федерального закона действовал Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
Изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ не влечет утрату названного права педагогических работников. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закреплял право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение, что подтверждено и нормой ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшая до 01.09.2013 г.), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.
Действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций забайкальского края, муниципальных образовательных организаций определяется Законом Забайкальского края от 11 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае».
Решением Забайкальского краевого суда от 27.05.2013 г. были признаны недействующими нормы п. 7. ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Закона № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» в той части, в которой они касаются пенсионеров из числа соответствующей категории педагогических работников, и в той мере, в которой они не распространяются на членов их семей и допускают ограничение предоставления социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления) и освещение пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемыми высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
Определением судебной коллегии Верховного суда РФ от 18.09.2013 г. решение Забайкальского краевого суда оставлено без изменения.
Законом Забайкальского края от 01 апреля 2014 года № 948 – ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае», вступившим в силу 19.04.2014 г. указанный Закон был приведен в соответствие с федеральным законодательством.
При этом, ссылку представителя ответчика о том, что основания для перерасчета материальному истцу с 18.09.2013 по 18.04.2014 отсутствуют, поскольку изменения, вносимые в закон края в части предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления (приобретения твердого топлива), освещения пенсионерам из числа педагогических работников действуют с 19 апреля 2014 года и Законом края не предусмотрен перерасчет компенсации с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда, суд находит несостоятельной, поскольку право материального истца на предоставление мер социальной поддержки не должно ставиться в зависимость от процедуры внесения изменений в законодательстве акты субъекта Российской Федерации и должны применяться именно со дня вступления акта суда в законную силу, в данном случае решения Забайкальского краевого суда от 27.05.2013, которым были признаны недействующими нормы п. 7. ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Закона № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» в той части, в которой они касаются пенсионеров из числа соответствующей категории педагогических работников, и в той мере, в которой они не распространяются на членов их семей и допускают ограничение предоставления социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления) и освещение пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемыми высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
При изложенных обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
требования прокурора Могойтуйского района Забайкальского края, действующего в интересах Нанзатовой Б.Ж. к Государственному казённому учреждению «Краевой Центр Социальной защиты населения» о понуждении к действиям о понуждении к действиям–удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение «Краевой Центр Социальной защиты населения» произвести Нанзатовой Б.Ж. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с 18.09.2013 по 18.04.2014
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья И.Н. Филиппова