гражданское дело № 2-1599/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 31 августа 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.
с участием прокурора Яричиной Т.П., законного представителя истца Ильиной Л.А. – Ильиной Т.В., представителя третьего лица - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю Минтруда России» - Городецкого И.В., действующего на основании доверенности от 02.07.2015 г.,
при секретаре Кононовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора в интересах ребенка-инвалида ФИО1 к Государственному учреждению – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации инвалида,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту ГК КРО ФСС РФ) об обеспечении ребенка-инвалида ФИО1 техническим средством реабилитации – ходунками-роллаторами.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ребенком – инвалидом; согласно индивидуальной программе реабилитации (далее по тексту - ИПР) ей необходимо техническое средство реабилитации – ходунки-роллатоы, которыми она до настоящего времени не обеспечена, чем ущемлены ее права на социальное обеспечение, установленные ст.39 Конституции РФ, Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поскольку ФИО1 в силу несовершеннолетнего возраста, состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, на основании письменного обращения ее законного представителя, и в соответствии со своими полномочиями прокурор, обратился в суд с заявлением в интересах указанного ребенка-инвалида с требованиями о возложении на ответчика обязанности по обеспечению ФИО1 указанным средством реабилитации.
В судебном заседании прокурор Яричина Т.П., уточнив модель средства реабилитации, ссылаясь на имеющееся у ребенка заболевание, его физические параметры, просила обязать ответчика обеспечить ребенка инвалида ФИО1 опорами-ходунками модели <данные изъяты> на четырех колесах (детскими).
Законный представитель ФИО1 – Ильина Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что ответчиком в ноябре 2014 г. было предложено к получению средство реабилитации инвалида – ходунки марки <данные изъяты> от получения которых она отказалась, так как они не подошли ее дочери по физическим параметрам, и не обеспечивали правильную необходимую фиксацию частей ее тела.
Представитель ответчика ГУ КРОО ФСС - Бикташева И.В. в представленном отзыве возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на отказ законного представителя ребенка от получения предложенных ей ходунков - роллаторов модели <данные изъяты> и исполнение в связи с этим ответчиком своих обязательств перед инвалидом, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица – ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю Минтруда России» - Городецкий И.В. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом пояснил, что является руководителем Бюро № 32 филиала «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю Минтруда России», и врачом – неврологом; Бюро № 32 ребенку - инвалиду ФИО1 была выдана программа реабилитации инвалида, в которой, в том числе было указано на необходимость обеспечения его ходунками-роллаторами. При составлении данной программы, которая заполняется в электронном виде, у сотрудника Бюро № 32 отсутствует возможность указания в перечне необходимых инвалиду средств – реабилитации конкретной марки и модели средства реабилитации, в виду чего при составлении программы реабилитации ребенка ФИО1, рекомендуемая модель ходунков – роллаторов, которые относятся к виду средств реабилитации – опорам, не была указана. При этом, в дальнейшем инвалид или его законный представитель вправе указать в своем заявлении при обращении в ФСС РФ необходимую ему модель, марку технического средства реабилитации, с учетом имеющихся медицинских показаний. Предложенное ответчиком средство реабилитации опоры- ходунки модели <данные изъяты>, с учетом имеющегося у ребенка-инвалида ФИО1 заболевания <данные изъяты> не соответствовали ее физическим параметрам, так как не обеспечивали необходимую правильную фиксацию частей ее тела (ног, рук и в целом всего тела), с учетом выраженных у нее ограничений и способности к самостоятельному передвижению, соответственно не способствовали развитию необходимых ребенку двигательных функций, навыков ходьбы, и реабилитации инвалида.
Третье лицо - ООО «Ланцет», извещенное надлежащим образом о рассмотрении дела, своего представителя для участия в нем не направило.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав прокурора, законного представителя ФИО 1. – Ильину Т.В., представителя третьего лица Городецкого И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В абз. 2, 3 ст. 11 указанного Федерального закона определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Такая программа содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
При этом, согласно ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (ч.8 ст.11.1). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.14 ст.11.1).
Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации (ч.15 ст.11.1).
Согласно п. 6 Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ N 2347-р от 30.12.2005 г., к техническим средствам реабилитации относятся трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
При этом, в соответствии с Номенклатурой технических и иных средств реабилитации инвалидов отечественного и зарубежного производства, подлежащих государственной регистрации, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14.03.2005 N 505-Пр/05, и Перечнем технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998, к тростям, костылям, опорам относятся в том числе ходунки, манежи, палки-опоры. При этом каких-либо исключений по видам опор названный Перечень не содержит.
В силу п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пунктов 4, 5 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган). (п. 4).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (п. 5).
В судебном заседании установлено, что ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ребенком – инвалидом, что подтверждено справкой об инвалидности. В отношении ФИО1 11.06.2014 года Бюро № 32 филиала «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю Минтруда России» составлена индивидуальная программа реабилитации, в которой отражены реабилитационные мероприятия, в том числе необходимость обеспечения техническим средством реабилитации ходунками – роллаторами в количестве 1 шт.
16.06.2014 г. законный представитель ФИО1 – Ильина Т.В. обратилась в Филиал № 11 КРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении ФИО1 техническими средствами реабилитации, в том числе ходунками-роллаторами модели <данные изъяты>
В ноябре 2014 года Ильиной Т.В. были предложены для получения ходунки марки НМРКА – 2200, от получения которых последняя отказалась, сославшись на то, что предложенная марка ходунков не подошла ее дочери ФИО1 в силу особенностей физических параметров ребенка.
В судебном заседании прокурор и истец Ильина Т.В. настаивали на обеспечении ребенка ФИО1 опорами-ходунками модели <данные изъяты>, ссылаясь на физические параметры параметров ребенка, с учетом имеющегося у него заболевания <данные изъяты>
В судебном заседании представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю Минтруда России» - Городецкий И.В. подтвердил необходимость обеспечения ФИО1 ходунками указанной прокурором модели <данные изъяты> подтвердив, что данная модель наиболее подходит ребенку-инвалиду ФИО1 для развития у нее навыков ходьбы, с учетом имеющихся у нее нарушений функций опорно-двигательного аппарата, так как такая модель ходунков полностью фиксирует все части тела ребенка при движении в ходунках (в том числе ноги, спину, грудь), и не позволяет ее ногам перекрещиваться. ФИО1 не может не только самостоятельно передвигаться, но и стоять, сидеть без опоры, в силу заболевания <данные изъяты> у нее имеется перекрест ног, тогда как предложенная ответчиком модель ходунков предназначена для детей-инвалидов, которые могут самостоятельно стоять без опоры, и имеют приспособления только для фиксации поясничного отдела. Предложенная ответчиком модель ходунков не позволяет ребенку-инвалиду развивать навыки ходьбы и не будет способствовать реабилитации ФИО1
Как следует из представленной в материалы дела стороной истца справки – удостоверения № <данные изъяты>, выданного Клинико-экспертной комиссией КГБУЗ «Енисейская районная больница» от 14.11.2014 г., ФИО1 в связи с особенностями биометрических параметров ребенка нуждается в опорах-ходунках модели <данные изъяты>
Кроме того, из представленных ответчиком копий государственных контрактов, заключенных ответчиком в период 2014 года с поставщиком технических средств реабилитации ООО «Ланцет» и технических заданий к ним, следует, что поставка опор-ходунков указанной модели <данные изъяты> производилась поставщиком ООО «Ланцет» в рамках заключаемых с ответчиком государственных контрактов на поставку ходунков. Так согласно государственному контракту № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. и техническому заданию к нему были приобретены и доставлены опоры ходунки указанной модели в количестве 1 шт., стоимостью <данные изъяты> рублей. Согласно государственному контракту № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и техническому заданию к нему, были приобретены и доставлены опоры ходунки указанной модели в количестве 3 шт.
До настоящего времени опорами-ходунками указанной модели ребенок-инвалид ФИО1 не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик не исполнил возложенные на него законом обязанности по обеспечению ребенка-инвалида ФИО1 техническим средством реабилитации, предусмотренным его индивидуальной программой реабилитации инвалида (ходунками необходимой модели), чем нарушено гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Указанные прокурорам и истцом Ильиной Т.А. опоры-ходунки <данные изъяты> относятся к категории технических средств реабилитации - опорам, на которые распространяется действие распоряжения Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р, в виду чего, обязанность по обеспечению ребенка-инвалида указанным техническим средством лежит на ответчике.
Учитывая, что социальные гарантии, предоставляемые гражданам-инвалидам, предполагают обязанность при наличии соответствующих показаний обеспечивать граждан-инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе опорами, независимо от их функционального назначения, наименования и иных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить ФИО1 в соответствии с программой реабилитации ребенка-инвалида от ДД.ММ.ГГГГ техническое средство реабилитации инвалида – <данные изъяты> (детские) в количестве <данные изъяты> шт.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2015 года