№2-513/2016
Решение
именем Российской Федерации
13 апреля 2016 года г. Туймазы РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Рыбаковой В.М.,
при секретаре ФИО1,
с участием старшего помощника Туймазинского межрайонного прокурора ФИО9,
представителей ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО10, ФИО11, действующих на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ. сроком по ДД.ММ.ГГГГ.,
третьих лиц ФИО18, ФИО2, ФИО21, ФИО3, ФИО4, ФИО20, ФИО5, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО16, ФИО6, ФИО19, ФИО7, ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туймазинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об оспаривании постановления о предоставлении в собственность земельных участков в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.,
установил:
Туймазинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском на том основании, что межрайонной прокуратурой в связи с поступившим обращением жителей сельского поселения Серафимовский сельсовет проведена проверка законности предоставления земельных участков по <адрес> муниципального района <адрес> РБ.
При этом установлено, что на основании постановления главы Администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. предоставлены в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства в <адрес> сельсовета, в <адрес> сельсовета, в <адрес> сельсовета, в <адрес> сельсовета, в <адрес> Старотуймазинского сельсовета муниципального района <адрес> РБ из земель населенных пунктов.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на территории указанных сельских поселений отсутствовали правила землепользования и застройки, соответственно предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не должно было осуществляться.
Таким образом, принятое постановление главы Администрации муниципального района <адрес> не соответствует требованиям законодательства.
В связи с выявленным нарушением ДД.ММ.ГГГГ Туймазинским межрайонным прокурором в Администрацию муниципального района внесен протест с требованием отменить постановление главы Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное постановление нарушает права неопределенного круга лиц, так как предоставление земельных участков для строительства в отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки не создает обеспечение прав граждан правообладателей земельных участков. Земельные участки могут быть предоставлены в противоречии с установленной в последующем градостроительной зоной земельного участка.
Просит признать постановление главы Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении в собственность земельных участков в <адрес> незаконным.
В судебном заседании старший помощник Туймазинского межрайонного прокурора ФИО9 иск, предъявленный в защиту интересов неопределенного круга лиц, поддержал, просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Суду пояснил, что при проведении проверки по жалобе было установлено, что земельный участок по адресу: РБ, <адрес>, расположен в санитарной зоне карьеров по добыче песка, глин, где не допускается размещать жилую застройку. Соответственно были нарушены права ФИО19, которой предоставлен данный земельный участок, что явилось следствием предоставления земельных участков для строительства в отсутствие ПЗЗ.
Представители ответчика ФИО10, ФИО11 в судебном заседании с исковыми требованиями Туймазинского межрайонного прокурора не согласились. Суду пояснили, что согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона №-Ф3 от 25.10.2001г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 23.06.2014г.) с 30.06.2013г. установлен запрет муниципальным районам, а с 01.06.2014г. запрет сельским поселениям на предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности при отсутствии правил землепользования и застройки.
При этом п. 14 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции) предусмотрено, что с 01.07.2016г. применительно к городу федерального значения Москве, к <адрес> и в других случаях применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правила землепользования и застройки не утверждены, при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
Вышеуказанный пункт закона, несомненно, указывает на то, что запрет на предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности начинает действовать с 01.07.2016г.
Постановлением главы Администрации МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. в собственность бесплатно предоставлены земельные участки работникам организаций бюджетной сферы, не состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющихся собственниками жилых помещений, работающих по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо по трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет. Указанным в постановлении лицам стоило больших усилий для постановки на учет в данной категории лиц для получения однократно и бесплатно земельных участков.
Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в статью 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. №-з «О регулировании земельных отношений в <адрес>» внесены изменения, согласно которым данная категория граждан - работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющихся собственниками жилых помещений, работающих по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо по трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, - исключена из категорий граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельный участки.
В случае отмены постановления главы Администрации МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. будут нарушены права и законные интересы указанных в нем лиц, а именно: данные лица не смогут встать в очередь на получение однократно и бесплатно земельных участков, безвозвратно потеряют возможность получения в собственность бесплатно земельных участков, что повлечет за собой волну обращений в органы прокуратуры и судебные органы за восстановлением нарушенных прав и законных интересов данных лиц.
На основании вышеизложенного просили в удовлетворении исковых требований о признании постановления главы Администрации МР Туймазинский РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, отказать в полном объеме.
Третьи лица в судебном заседании подтвердили, что земельные участки были выделены им как работникам бюджетной сферы, многие из них оформили участки в собственность, некоторые уже реализовали выделенные земельные участки. Если в <адрес> выделили земельные участки в санитарно-защитной зоне, то это не означает, что другие участки также находятся в санитарно-защитной зоне. Просили в удовлетворении исковых требований Туймазинского межрайонного прокурора отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск Туймазинского межрайонного прокурора, поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть четко определить.
Согласно ч. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 23.06.2014г.) применительно к сельским поселениям с ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что постановлением Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ. земельные участки, расположенные в <адрес> сельсовета, в <адрес> сельсовета, в <адрес> сельсовета, в <адрес> сельсовета, в <адрес> предоставлены в собственность работникам бюджетной сферы для индивидуального жилищного строительства бесплатно.
Согласно приложению № к данному постановлению земельные участки выделены 15 гражданам.
При этом, исходя из ответов заместителя главы Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО12, глав сельских поселений <адрес> сельсовет, <адрес>, <адрес> сельсовет, решения <адрес> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ. муниципального района <адрес> РБ, на момент принятия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. правила землепользования и застройки на территории указанных сельсоветов отсутствовали.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что земельные участки для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены 15 гражданам названным постановлением в нарушение действующего законодательства. Следствием того явилось предоставление ФИО19 земельного участка по адресу: РБ, <адрес>, находящегося в санитарно-защитной зоне карьеров по добыче песка, глин, где согласно СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов» не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В отношении оставшихся земельных участков проверка не проводилась, возможно, также имеются нарушения правил землепользования и застройки.
На постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. главы Администрации муниципального района <адрес> РБ Туймазинским межрайонным прокурором принесен протест в связи с несоответствием его действующему законодательству, а именно: ч. 14 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона, действовавшего на момент принятия постановления).
В удовлетворении протеста Администрацией муниципального района <адрес> РБ было отказано с указанием, что п. 14 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции) предусмотрено, что применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.01.2015г. правила землепользования и застройки не утверждены, предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется только с ДД.ММ.ГГГГ
Аналогичные доводы приведены представителями ответчика в судебном заседании.
Между тем, данный довод не может быть принят судом во внимание. На момент принятия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. действовала иная (от 23.06.2014г.) редакция ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001г., устанавливающая применительно к сельским поселениям запрет на предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при отсутствии правил землепользования и застройки с ДД.ММ.ГГГГ.
Положения, на которые ссылаются представители Администрации муниципального района <адрес> РБ, приняты Федеральным законом от 29.12.2014г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», т. е. уже после принятия оспариваемого постановления главы Администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод ответчика о том, что отмена постановления главы Администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. влечет нарушение прав и законных интересов лиц, указанных в нем, в связи с внесением изменения законом РБ от 28.05.2015г. №-з в ст. 10 закона РБ от 05.01.2004г. №-з «О регулировании земельных отношений в <адрес>», которым данная категория граждан – работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений, работающие по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо по трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, исключена из категории граждан, которым предоставляется однократно и бесплатно земельный участок, не может служить законным основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным постановления главы Администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и положения закона, суд находит исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об оспаривании постановления о предоставлении в собственность земельных участков в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворить.
Признать постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. главы Администрации муниципального района <адрес> РБ «О предоставлении в собственность земельных участков в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес> для индивидуального жилищного строительства» незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца через Туймазинский межрайонный суд.
Судья В.М. Рыбакова