Дело № 2-58/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Круковской А.В.,
при секретаре судебного заседания Тарвердиевой Н.Н.,
с участием истца Дроссу Л.В.,
представителя истца Петровой Н.Ю.,
представителя ответчика Тимошенко Л.В.,
представителя соответчика Астаховой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 29 мая 2015 года гражданское дело по иску Дроссу Л.В. к администрации Муниципального образования городского округа «Воркута», Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» о взыскании стоимости изъятого жилого помещения, убытков,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику администрации МО ГО «Воркута» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения в размере ***., расходов по оплате государственной пошлины в размере ***., судебных расходов по оплате юридических услуг в размере ***.. В обоснование требований истец указал, что является собственником жилого помещения расположенного по адресу: *** на основании решения Воркутинского городского суда РК от ***. Дом, в котором она имеет в собственности квартиру, по решению администрации подлежит расселению в связи с признанием его аварийным и не пригодным для проживания. На собрании в администрации МО ГО «Воркута» им разъяснили, что предлагают выкупную цену в размере *** тысяч за квадратный метр изымаемой квартиры, но имея квартиру площадью *** кв.м., она может рассчитывать на получение *** рублей, что явно недостаточно для приобретения квартиры с ремонтом, в которую можно сразу переехать и проживать. Кроме того, им было разъяснено, что у администрации заключен договор с ООО «ВоркутаЖилСервис». Процедура получения денег такая: сначала риэлторы выкупают у собственников жилье, а потом собственнику выдаются деньги, выделенные на приобретение квартиры собственнику, но за удержанием *** рублей. Это, несмотря на то, что она сама нашла продавца квартиры и планировала лично без посредников подготовить документы совместно с продавцом. Считает, что при определении выкупной цены жилого помещения в неё включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. В связи с тем, что собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок на котором расположен дом в силу прямого указания закона подлежит изъятию для муниципальных нужд.
В письменном отзыве ответчик администрация МОГО «Воркута» просила в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в нем, кроме того, просила привлечь к участию в деле в качестве соответчика Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута», поскольку УГХиБ является ответственным исполнителем муниципальной программы Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства» цель которой - обеспечение сохранности жилищного фонда и улучшение комфортности проживания в нем граждан, повышение уровня благоустройства жилищного фонда в муниципальном образовании городского округа "Воркута».
В дополнении к отзыву на иск ответчик указал, что приказом Минархстроя РК от *** №*** утверждена рыночная стоимость 1 кв.м. общей жилое площади жилья в городском округе «Воркута», которая составляет ***., в связи с чем, выкупная цена квартиры истца составляет ***..
Определением Воркутинского городского суда РК от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута».
От соответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просил в удовлетворении требований истца отказать по доводам, изложенным в нём.
Определением Воркутинского городского суда РК от *** к производству принято уточненное исковое заявление представителя Дроссу Л.В.- Петровой Н.Ю., в котором она просила взыскать с ответчика в пользу истца в счет выкупной стоимости жилого помещения, подлежащего изъятию, ***..
В судебном заседании истец увеличила размер исковых требований, представив письменное заявление, в котором дополнительно просила взыскать с ответчика в свою пользу в качестве убытков транспортные расходы в сумме *** руб., расходы за наим жилья с *** в сумме *** руб. и расходы, связанные с вынужденным временным наймом жилья с *** по *** в сумме *** рублей.
Определением Воркутинского городского суда РК от ***, занесенным в протокол судебного заседания, были приняты уточненные исковые требования Дроссу Л.В..
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что по договору найма от *** с собственником жилого помещения она договорилась, что будет проживать в квартире за квартплату, указанную в квитанции, начиная с *** года. Также пояснила, что за *** года ею была оплачена сумма *** руб., а не *** руб., как указано в квитанции за ***, поскольку она округлила эту сумму в счет дальнейших платежей.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась по доводам письменных возражений, дополнительно пояснила, что также не согласна с требованиями о взыскании убытков, а именно, что требования о взыскании *** руб. являются не обоснованными, поскольку в квитанции за *** указана сумма *** руб..
Представитель соответчика в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась по доводам письменных возражений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.04.2015) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании частей 6, 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.04.2015) выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Указанный в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень возможных убытков собственнику жилого помещения, причиненных его изъятием не является исчерпывающим.
Частью 8 статьи 32 указанного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.04.2015) предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.04.2015), если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Подпунктом "з" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного Кодекса.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32, указывает также Федеральный закон от 21 июля 2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Как следует из Федерального закона от 21 июля 2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2 приведенного закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса РФ в равной мере.
При этом, по смыслу статьи 32 Жилищного кодекса РФ федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения как путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, так и путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
К тому же, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, указано, что по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что Дроссу Л.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: *** ***, на основании решения Воркутинского городского суда РК от ***.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением межведомственной комиссии МО ГО «Воркута» от *** б/н и на основании Постановления Главы МО ГО «Воркута» от *** *** включен в адресную программу первоочередного переселения граждан.
Уведомлением от *** №б/н Дроссу Л.В. было предложено принять решение совместно с другими собственниками многоквартирного *** о сносе аварийного многоквартирного дома или мероприятий о его реконструкции.
Постановлением *** от *** было принято решение об изъятии для муниципальных нужд с целью сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в том числе, земельного участка общей площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: город *** жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, за исключением помещений, находящихся в муниципальной собственности.
По сведениям администрации МО ГО «Воркута» вышеуказанный многоквартирный дом вошел в перечень Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на ***., утвержденной Постановлением Правительства РК от 12.04.2013 № 120.
Постановлением Правительства Республики Коми от 12.04.2013 N 120 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годы". В перечень аварийных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках указанной программы, включен многоквартирный ***. Планируемая дата окончания переселения -***, сноса дома – ***.
Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, путем: предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма, в построенных многоквартирных домах, приобретенных у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками; предоставления жилых помещений в построенных многоквартирных домах, приобретенных у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками, путем заключения договоров мены с собственниками жилых помещений взамен изымаемых жилых помещений; выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд.
Задачами Программы являются строительство жилья, приобретение жилых помещений у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками, и выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также ликвидация освободившегося жилищного фонда и создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан.
Разделом 3 Программы предусмотрено, что муниципальное образование городского округа "Воркута" является муниципальным образованием, претендующим на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 11 Устава МО ГО «Воркута» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в том числе, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В ст.51 Устава МО ГО «Воркута» закреплено, что администрация городского округа является юридическим лицом. Администрация городского округа как юридическое лицо действует на основании общих для администраций муниципальных образований положений в соответствии с федеральным законодательством применительно к казенным учреждениям и участвует в гражданских правоотношениях от имени городского округа в соответствии с полномочиями, определенными настоящим Уставом. Администрация городского округа от имени городского округа в пределах своей компетенции может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, представлять интересы городского округа в судах общей юрисдикции и арбитражном суде.
В рамках полномочий, определенных Положением «Об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» и Решением Совета МО ГО «Воркута» от 01.06.2013 № 270 «О порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» не заключает соглашений о выкупе жилых помещений.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по иску Дроссу Л.В. является МО ГО «Воркута» в лице администрации МО ГО «Воркута».
Как следует из искового заявления, истец выбрал способ обеспечения его жилищных прав в виде получения выкупной цены изымаемого жилого помещения.
По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
В соответствии с главой 5 Постановления Правительства РК от 12.04.2013 № 120 приобретение муниципальными образованиями жилых помещений для предоставления собственникам по договорам мены взамен изымаемых, а также выплата им выкупной стоимости производятся в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах выкупной цены изымаемых жилых помещений, определяемой на основании заключения лица, осуществляющего оценочную деятельность, или на основании соглашения с собственником жилых помещений.
При рассмотрении дела судом установлено, что стороны к соглашению о выкупной цене изымаемого спорного жилого помещения не пришли.
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Определением Воркутинского городского суда РК от *** по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного жилого помещения, проведение которой было поручено ИП ФИО2 «Воркутинское бюро недвижимости и оценки».
Согласно отчету *** «Воркутинского бюро недвижимости и оценки» рыночная стоимость жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу: ***, на дату проведения оценки - ***, составила *** рублей.
Как следует из отчета *** «Воркутинского бюро недвижимости и оценки» рыночная стоимость жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу: ***, была определена экспертом без учета стоимости доли земельного участка.
Положениями статей 36 - 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок).
Таким образом, стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
С учетом изложенного следует признать, что при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения необходимо учитывать в ее составе стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок.
Определением Воркутинского городского суда РК от *** по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного жилого помещения, с учетом в её составе стоимости доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, проведение которой было поручено ИП ФИО2 «Воркутинское бюро недвижимости и оценки».
Согласно отчету *** «Воркутинского бюро недвижимости и оценки» рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: г***, ***, с учетом стоимости доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, на дату проведения оценки – ***, составила *** рублей.
Ответчик не оспорил данный отчет.
Таким образом, в качестве доказательства, подтверждающего размер рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: ***, с учетом стоимости доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, суд принимает результат оценки ИП ФИО2. При этом суд исходит из того, что он наиболее точно отражает рыночную стоимость изымаемого жилого помещения и его сведения наиболее приближены к дате судебного заседания.
На основании вышеизложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ***, с учетом стоимости доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, в размере ***..
Истцом также были заявлены требования о взыскании с ответчика убытков, понесенных им в связи с изменением места жительства, а именно: за найм жилого помещения за период с *** по *** в размере *** рублей, транспортные расходы в сумме *** руб., за найм жилого помещения с *** в сумме *** руб..
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Понесенные истцом расходы, по мнению суда, следует признать обоснованными, подтвержденными представленными в материалы дела письменными документами (договор найма жилого помещения от ***, квитанция, чек от ***, акт *** от ***, квитанция к приходному кассовому ордеру №***, договор найма жилого помещения *** от ***, расписка) и считает возможным отнести их к убыткам, причиненным собственнику изъятием жилого помещения, определенным в ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Поскольку по условиям договора найма жилого помещения от *** плата за найм осуществляется в соответствии с предъявляемыми квитанциями за квартплату, а в соответствии с квитанцией за *** года сумма к оплате начислена в размере *** руб., истцом же по чеку оплачено *** рублей, то, соответственно, в пользу истца следует взыскать по указанному договору сумму расходов в размере *** руб., как предусмотрено условиями договора.
Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы, которые он понес в связи с временным пользованием иным жилым помещением и переездом, в общей сумме *** рублей (*** руб. по договору найма от ***, *** руб. – транспортные расходы, *** руб. – по договору найма от ***).
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ, стороне в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По представленной суду квитанции, истец оплатил юридическому бюро «Лекс» *** рублей за составление искового заявления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 21.12.2004 года N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя, требование о которой прямо закреплено в ст. 100 ГПК РФ, является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
Поскольку истцом были понесены судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, требования об их взыскании являются обоснованными. Однако, размер заявленных судебных расходов в сумме ***., по мнению суда, является завышенным и несоразмерным объему выполненной представителем работы. Исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом объема оказанной представителем помощи, суд считает возможным взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере *** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
взыскать с администрации МО ГО «Воркута» в пользу Дроссу Л.В. рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: г***, ***, с учетом стоимости доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, в размере ***., убытки в размере *** рублей, судебные расходы за оказание юридических услуг в размере ***., расходы по оплате государственной пошлины в размере ***., всего взыскать *** руб..
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд после принятия решения.
Судья А.В.Круковская