2а-1995/2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
06 ноября 2018 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Запорожской В.Ю., с участием административного ответчика Кириллова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми к Кириллову Виталию Владимировичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми обратилась в суд с иском к Кириллову В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год и 2015 годы в размере 1330 руб. и пеней в размере 48,97 руб., ссылаясь на то, что ответчик в указанный период являлся собственником транспортных средств: ВАЗ 21063 и ВАЗ 2109, однако в установленные сроки соответствующие налоги не оплатил.
В судебное заседание административный истец представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
С учетом требований ч.2 ст.289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, поскольку его явка не признана судом обязательной.
Ответчик в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что транспортные средства им проданы.
Выслушав объяснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Северного судебного участка № 2а-2804/2018, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ и пункт 1 статьи 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Частью 1 статьи 358 НК РФ к объектам налогообложения отнесены автомобили, мотоциклы.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое, согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Законом Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 359, части 1 статьи 361, части 1 статьи 360 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, а налоговым периодом признается календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Согласно п. 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
По сведениям Управления ГИБДД России, за ответчиком с 13.02.2013 по настоящее время зарегистрировано транспортное средство ВАЗ 2109, гос. номер К791РЕ11, и с 28.09.2010 было зарегистрировано транспортное средство ВАЗ-21063, гос.номер Н735ХТ11.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда от 19.04.2018 по делу № 2-650/2018 транспортное средство ВАЗ-21063, гос.номер Н735ХТ11, признано бесхозяйным и передано в собственность муниципального образования городского округа «Воркута».
С учетом сведений об объектах права собственности ИФНС сформированы налоговое уведомление № 216712 от 26.04.2015 со сроком уплаты транспортного налога в размере 665 руб. до 01.10.2015 и налоговое уведомление № 89514615 от 12.09.2016 со сроком уплаты транспортного налога в размере 665 руб. до 1.12.2016.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Анализ положений ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Кодекса применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Как усматривается из материалов дела, требованием № 14664 от 09.12.2013 Кириллову В.В. в срок до 28.01.2014 предложено уплатить транспортный налог за 2012 год в размере 345 руб. и пени 29,60 руб.
Пени в размере 24,48 руб. начислены за период с 31.05.2011 по 08.12.2013 на недоимку по транспортному налогу за 2010 год в размере 115 руб.
Требованием № 26018 от 09.12.2014 Кириллову В.В. предложено в срок не позднее 05.02.2015 уплатить транспортный налог за 2013 год в размере 638,33 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 49,83 руб.
Пени в размере 11,54 руб. начислены за период с 09.12.2013 по 08.12.2014 на недоимку по транспортному налогу за 2010 год в размере 115 руб.
Требованием № 25522 от 09.11.2015 Кириллову В.В. предложено в срок не позднее 25.01.2016 уплатить транспортный налог за 2014 год в размере 665 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 100,44 руб.
Пени в размере 9,85 руб. начислены за период с 09.12.2014 по 10.03.2015 на недоимку по транспортному налогу за 2010 год в размере 115 руб. и со 2.10.2015 по 08.11.2015 на недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 665 руб.
Требованием № 16433 от 16.12.2016 Кириллову В.В. предложено в срок не позднее 24.01.2017 уплатить транспортный налог за 2015 год в размере 665 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 3,10 руб.
Пени в размере 3,10 руб. начислены за период с 2.12.2016 по 15.12.2016 на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 665 руб.
Транспортный налог за 2010 год со сроком оплаты до 03.05.2011 оплачен ответчиком 11.03.2015. Транспортный налог за 2014 год со сроком уплаты до 01.10.2015 и транспортный налог за 2015 год со сроком уплаты до 01.12.2016 ответчиком не оплачен.
Таким образом, задолженность по транспортному налогу, указанная в требованиях № 25522 от 09.11.2015 и № 16433 от 16.12.2016, в установленный срок не оплачена.
Общая сумма недоимки по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы по требованиям № 25522 от 09.11.2015 и № 16433 от 16.12.2016 составляет 1330 руб. и задолженность по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2010, 2014 и 2015 годы, по требованиям № 14664 от 09.12.2013, № 26018 от 09.12.2014, № 25522 от 09.11.2015 и № 16433 от 16.12.2016 составляет в размере 48,97 руб.
Таким образом, общая сумма недоимки по транспортному налогу и задолженность по пеням не превысила 3 000 рублей в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога (№ 14664 от 09.12.2013 со сроком уплаты до 28.01.2014).
В этой связи, при исчислении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании подлежат применению положения абзаца 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, с учетом которых налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, т.е. до 28.07.2017 (28.01.2014+3 года + 6 месяцев).
Однако истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам 06.06.2018, т.е. с пропуском срока.
При указанных обстоятельствах административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год и 2015 годы и задолженности по пеням.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
В нарушение приведённой нормы истцом не представлены доказательства уважительности пропуска срока для взыскания с ответчика задолженности по налогам в судебном порядке, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного иска ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми к Кириллову Виталию Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год и 2015 год в размере 1330 руб., пеней за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 48,97 руб. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 06.11.2018.
Председательствующий |