Решение по делу № 2-1608/2014 от 23.09.2014

Дело № 2-1608/2014                                    <данные изъяты>    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                             «26» ноября 2014 года

Александровский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи         Ковбасюка А.Н.,

при секретаре                    Косаевой М.В.,

с участием старшего помощника

Александровского городского прокурора Темновой С.В.,

Адвоката                         Фильчакова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Булыгиной Ольги Михайловны об оспаривании Постановления Избирательной комиссии муниципального образования города Струнино от 15 сентября 2014 года №48, которым признаны недействительными итоги голосования на дополнительных выборах депутата Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва по одномандатному избирательному округу №9,

установил:

Булыгина О.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования г. Струнино Александровского района №48 от 15 сентября 2014 года, которым признаны недействительными итоги голосования на дополнительных выборах депутата Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва по одномандатному избирательному округу №9.

В обоснование своего заявления Булыгина О.М. указала, что 14 сентября 2014 года состоялись дополнительные выборы депутата Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва по одномандатному избирательному округу №9, в которых принимали участие 7 кандидатов. В соответствии с протоколом участковой избирательной комиссии Булыгина О.М. набрала наибольшее количество голосов в свою поддержку.

Несмотря на указанные обстоятельства избирательная комиссия муниципального образования город Струнино (далее ИКМО г. Струнино) инициировала повторный подсчет голосов и постановлением №48 от 15 сентября 2014 года признала результаты выборов депутата Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва по одномандатному избирательному округу №9 недействительными.

Мотивом принятия оспариваемого постановления ИКМО г. Струнино явилось признание избирательной комиссией всех участвовавших в голосовании бюллетеней бюллетенями неустановленной формы, поскольку в них присутствовала графа «против всех», что не позволило установить действительную волю избирателей.

Полагая данное решение незаконным, нарушающим конституционное право заявителя быть избранным депутатом органа местного самоуправления, заявитель вынуждена обратиться в суд.

Считая свои права нарушенными, заявитель вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании Булыгина О.М. совместно со своим представителем адвокатом Фильчаковым А.Н. уточнили заявление, просили суд признать незаконным Постановление Избирательной комиссии муниципального образования города Струнино от 15 сентября 2014 года №48 и отменить его, а также возложить на избирательную комиссию муниципального образования обязанность произвести повторных подсчет голосов избирателей и установить итоги голосования и определить результаты выборов.

При этом сторона заявителя в судебном заседании дополнительно пояснила, что Постановлением №34 от 19 августа 2014 года ИКМО г. Струнино утвердила форму избирательного бюллетеня. В строгом соответствии с указанной формой были изготовлены бюллетени для голосования в которых изначально присутствовала графа «против всех». В последующем Постановлениями №44 и №45 от 09 сентября 2014 года ИКМО г. Струнино внесла в избирательные бюллетени изменения, утвердив новую их форму, в которой отсутствует графа «против всех». Фактически форма избирательного бюллетеня не изменилась, только произошло вычеркивание графы «против всех», что не противоречит требованиям закона, поскольку допускается вычеркивание из избирательных бюллетеней выбывших кандидатов. По мнению стороны заявителя наличие либо отсутствие в избирательном бюллетене графы «против всех» не могло повлиять на волеизъявление избирателей, в силу того, что при первоначальном подсчете голосов участковой избирательной комиссией признано недействительными только 3 избирательных бюллетеня, которые не могли повлиять на исход голосования.

Представитель заинтересованного лица – ИКМО г. Струнино Петрова Н.В. в судебном заседании заявление не признала, пояснив, что Постановлением ИКМО г. Струнино от 23 июня 2014 года № 14 назначены дополнительные выборы депутата СНД МО г. Струнино третьего созыва по одномандатному избирательному округу №9 на 14 сентября 2014 года. Постановлением ИКМО г. Струнино от 19 августа 2014 года №34 утверждена форма избирательной бюллетени, в которую ошибочно включена графа «против всех», что не соответствует требованию закона. 09 сентября 2014 года ИКМО г. Струнино изданы Постановления №44 и 45 в соответствии с которыми в избирательные бюллетени вносятся изменения, исключающие графу «против всех» (Постановление №44), а также принимается решение о вычеркивании из избирательных бюллетеней графы «против всех» (Постановление 45).

В день голосования 14 сентября 2014 года в Территориальную избирательную комиссию Александровского района поступила жалоба от зарегистрированных кандидатов и их наблюдателей о нарушении ИКМО г. Струнино избирательного законодательства при утверждении формы избирательного бюллетеня. Постановлением Территориальной избирательной комиссии от 14 сентября 2014 года №47 признано незаконным и отменено Постановление ИКМО г. Струнино №45. В связи с указанными обстоятельствами ИКМО г. Струнино инициирован повторный подсчет голосов избирателей. В связи с тем, что все участвовавшие в голосовании бюллетени в количестве 325 не соответствовали по своей форме Постановлению ИКМО г. Струнино №44 от 09 сентября 20014 года, они признаны бюллетенями неустановленной формы, а результаты выборов недействительными на основании пункта 1 статьи 77, пункта 11 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Представитель территориальной избирательной комиссии Александровского района Красилевская М.Ю. в судебном заседании полагала оспариваемое решение законным, обоснованным, а заявление не подлежащим удовлетворению. В обоснование своей позиции указала, что обжалуемое Постановление ИКМО г. Струнино №48 избирательная комиссия приняла на основании норм действующего законодательства и принятых ею Постановления №34 «О формах и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на дополнительных выборах депутата Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва 14 сентября 2014 года» от 19.08.2014 г. с изменениями, внесенными в него Постановлением №44 от 09.09.2014 г. «О внесении изменений в Постановление Избирательной комиссии муниципального образования город Струнино №34 от 19.08.2014 г. «О формах и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на дополнительных выборах депутата Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва 14 сентября 2014 года». При установлении итогов голосования ИКМО г. Струнино не имела правового основания руководствоваться принятым ею Постановлением №45«О внесении изменений в изготовленные избирательные бюллетени для голосования на дополнительных выборах депутата Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва по одномандатному избирательному округу №9 в единый день голосования 14 сентября 2014 года», поскольку данное Постановление было признано незаконным и отменено Постановлением ТИК Александровского района №47 от 14.09.2014 года. Данное Постановление ТИК является действующим, не было оспорено и признано незаконным в установленном законодательством порядке, ввиду чего подлежало обязательному исполнению избирательной комиссией муниципального образования в силу пункта 11 статьи 12 Избирательного кодекса Владимирской области.

Во всех 325-ти обнаруженных в ящиках для голосования бюллетенях присутствовала графа «Против всех» с расположенным справа пустым квадратом, что не соответствовало форме бюллетеня, утвержденной ИКМО г.Струнино. Такие бюллетени не соответствовали форме, утвержденной Постановлением ИКМО г. Струнино №44, что влечет их признание бюллетенями неустановленной формы. При таких обстоятельствах ИКМО г. Струнино не имела возможности установить волеизъявление избирателей, поскольку оно устанавливается исключительно по бюллетеням установленной формы. Бюллетени же неустановленной формы в силу пункта 11 статьи 68 ФЗ №67-ФЗ при подсчете голосов избирателей не учитываются. Кроме того, в силу пункта 2.1 статьи 70 ФЗ №67-ФЗ число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. В данном случае в ящиках для голосования было обнаружено 0 (ноль) бюллетеней установленной формы, что повлекло невозможность определить даже количество проголосовавших избирателей, и соответственно результаты их волеизъявления установить также не представилось возможным. Также в данной правовой ситуации невозможно определить влияние нахождения графы «Против всех» в бюллетенях на волеизъявление избирателей, поскольку сам результат волеизъявления по бюллетеням такой формы установить невозможно в силу прямого указания закона.

Наличие или отсутствие иных нарушений в процессе голосования или подсчета голосов никаким образом не сможет повлиять на форму бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

Выслушав позицию сторон, заключение прокурора, полагавшего, что заявление Булыгиной О.М. не подлежит удовлетворению, показания свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в ч.2 ст. 32 закрепляет право каждого гражданина Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В целях реализации указанного конституционного права граждан принят Федеральный закон №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон №67-ФЗ от 12 июня 2002 года), статья 1 которого закрепляет, что настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Избирательный кодекс Владимирской области (далее - Кодекс) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом Владимирской области и областными законами устанавливает дополнительные гарантии гражданам Российской Федерации беспрепятственного и свободного осуществления конституционного права на управление делами государства и осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей (Закон №10-ОЗ от 13 февраля 2003 года).

Обязанность по организации и проведению выборов в соответствии с указанными законами возложена на избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", порядке и сроки, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Владимирской области.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением ИКМО г. Струнино от 23 июня 2014 года №6 назначены дополнительные выборы депутата совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва по одномандатному избирательному округу №9 на 14 сентября 2014 года.

Булыгина О.М. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.

В соответствии с пунктом 8 указанной статьи в действующей редакции исключена возможность в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещать строку «Против всех кандидатов»

Постановлением ИКМО г. Струнино от 19 августа 2014 года №34 утверждена форма избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу №9 на дополнительные выборы депутата совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва в соответствии с Приложением №1 (л.д.73-74). Исходя из содержания Приложения №1 следует, что форма утвержденного избирательного бюллетеня не соответствует требованиям Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, поскольку содержит строку «Против всех»

Постановлением ИКМО г. Струнино от 09 сентября 2014 года №44 (л.д.76-77) внесены изменения в Постановление №34 от 19 августа 2014 года, Приложение №1 изложено в новой редакции, в форме избирательного бюллетеня отсутствует строка «Против всех».

Постановлением ИКМО г. Струнино №45 от 09 сентября 2014 года (л.д.45) принято решение о внесение в изготовленные избирательные бюллетени изменений путем вычеркивания из них графы «Против всех».

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Александровского района от 14 сентября 2014 года №47 вышеуказанное Постановление ИКМО г. Струнино №45 от 09 сентября 2014 года отменено.

В соответствии с пунктом 2-6 статьи 12 Избирательного кодекса Владимирской области при проведении выборов в органы местного самоуправления поселения избирательная комиссия муниципального района, в состав которого входит данное поселение, является вышестоящей по отношению к избирательной комиссии поселения, организующей соответствующие выборы.

В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Избирательного кодекса Владимирской области Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, Избирательного кодекса Владимирской области в случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе дополнительных выборов депутата Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва по одномандатному избирательному округу №9 организовано досрочное голосование.

Из содержания представленных заявлений избирателей, Списком досрочно проголосовавших избирателей в помещении ИКМО г. Струнино следует, что в период с 01 сентября 2014 года по 14 сентября 2014 года досрочно проголосовали 163 избирателя. При этом в период с 01 сентября по 09 сентября проголосовало 136 избирателей, следовательно, данные избиратели проголосовали по бюллетеням, в которые вообще не вносилось каких-либо изменений.

Нарушений в процедуре как досрочного голосования, так и голосования, проходившего 14 сентября 2014 года, а также при подсчете голосов участковой избирательной комиссией муниципального образования в ходе судебного заседания не установлено, что подтверждается показаниями свидетелей Гусевой Г.И., Кулько Г.П.

При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия учла все бюллетени как бюллетени установленной формы, что прямо противоречит требованиям закона.

В соответствии с пунктом 9 статьи 69 Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 указанного Федерального закона если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

При повторном подсчете голосов избирательных бюллетеней, соответствующих по форме приложению №1 Постановления ИКМО г. Струнино №44 от 09 сентября 2014 года не оказалось, в связи с чем ИКМО г. Струнино обосновано признала все поступившие для голосвания бюллетени бюллетенями неустановленной формы, а результаты выборов недействительными.

При этом нарушения процедуры проведения повторного подсчета голосов ИКМО г. Струнино, установленные в ходе судебного разбирательства и выразившиеся в неизвещении кандидатов в депутаты и их наблюдателей не могут повлечь отмену оспариваемого решения, поскольку по смыслу закона основанием для его отмены может служить лишь существенное нарушение порядка принятия решения, которое в итоге повлияло на его законность. В рамках принятого ИКМО Постановления №48 от 15 сентября 2014 года наличие либо отсутствие извещения лиц, установленных пунктом 9 статьи 69 Закона не повлияло на суть принятого решения.

При этом суд не может принять во внимание позицию заявителя о том, что бюллетени утверждены самой ИКМО г. Струнино и из их содержания возможно установить волеизъявление избирателей по следующим основаниям.

Постановлением №44 от 09 сентября 2014 года ИКМО г. Струнино утвердила окончательную форму избирательного бюллетеня, действующего по настоящее время.

В соответствии с пунктом 17 статьи 63 Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года в случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, эти изменения по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств.

Иных оснований для внесения изменений в изготовленные избирательные бюллетени закон не содержит. Строка «Против всех» относится к форме избирательного бюллетеня, а не к содержательной его части, как утверждала сторона заявителя в судебном заседании.

При повторном подсчете голосов избирательных бюллетеней, соответствующих действующему Постановлению ИКМО №44 от 09 сентября 2014 года не обнаружено.

Анализируя указанные обстоятельства, суд соглашается с позицией представителя заинтересованного лица, указавшего, что в данной правовой ситуации невозможно определить влияние нахождения графы «Против всех» в бюллетенях на волеизъявление избирателей, поскольку сам результат волеизъявления по бюллетеням такой формы установить невозможно в силу прямого указания закона.

Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для отмены Постановления ИКМО №48 от 15 сентября 2014 года не имеется.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Булыгиной Ольги Михайловны об оспаривании Постановления Избирательной комиссии муниципального образования города Струнино от 15 сентября 2014 года №48, которым признаны недействительными итоги голосования на дополнительных выборах депутата Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино третьего созыва по одномандатному избирательному округу №9 оставить без удовлетворения.

Принятое по делу решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Александровский городской суд, в течение месяца со дня, следующего за днём принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).

        Судья        А.Н. Ковбасюк

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1608/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Булыгина О.М.
Другие
Территориальная избирательная комиссия Александровского района
Избирательная комиссия Владимирской области
Избирательная комиссия МО г.Струнино Александровского района Владимирской области
Суд
Александровский городской суд Владимирской области
Дело на сайте суда
aleksandrovsky.wld.sudrf.ru
23.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2014Передача материалов судье
24.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2014Предварительное судебное заседание
14.10.2014Судебное заседание
29.10.2014Судебное заседание
19.11.2014Судебное заседание
26.11.2014Судебное заседание
01.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2015Дело оформлено
26.11.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее