Дело № 2–568/2016 21 апреля 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лощевской Е.А.,
при секретаре Аксеновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титаренко Н.А. к администрации муниципального образования «Катунинское» о признании незаконными действий органа местного самоуправления, выраженные в письме от 27 ноября 2015 года № 1399 и устранении нарушения законодательства,
установил:
Титаренко Н.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий органа местного самоуправления - администрации МО «Катунинское», выразившиеся в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. В обоснование требований указал, что 5 ноября 2015 года он (Титаренко) обратился в администрацию МО «Катунинское» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на земельном участке площадью <*> кв.м. согласно схеме в границах земельного участка с кадастровым №, расположенного в поселке Катунино Приморского района Архангельской области, на праве аренды. 27 ноября 2015 года письмом с исходящим № 1399 администрация ответила о том, что принять решение по заявлению в настоящее время не представляется возможным. С указанным ответом не согласен Титаренко Н.А., в связи с чем обратился в суд с настоящим исковым заявлением и просит признать действия администрации, выраженные в письме от 27.11.2015 № 1399 незаконными и устранить нарушения законодательства путем возложения на администрацию МО «Катунинское» обязанность по опубликованию извещения о предоставлении Титаренко земельного участка.
Истец Титаренко Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Маркова К.А., участвующая в деле на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. В ходе судебного разбирательства представитель истца указала на то, что целью обращения в администрацию МО «Катунинское» было получение земли в аренду. Не согласна с возражениями ответчика о том, что спорный земельный участок не может быть передан в аренду без проведения торгов в связи с тем, что он предоставлен на праве постоянного (бессрочного пользования» иному лицу. Полагает, что передача указанного земельного участка в собственность МО «Катунинское» прекращает право постоянного (бессрочного пользования).
Третьи лица – Управление Росреестра по Архангельской области и НАО и Министерство обороны Российской Федерации, привлеченные к участию в деле определением суда, в судебное заседание не явились, мнения по иску не представили.
С учетом мнения представителя истца, в силу ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд установил:
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № 855 от 15 октября 2013 года « О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Катунинское» Архангельской области, в собственность ответчика переданы земельные участки. (копия Приказа).
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым № от 20 февраля 2016 года, из указанного земельного участка образован земельный участок с кадастровым № (копия выписки)
5 ноября 2015 года истец Титаренко Н.А. обратился в администрацию МО «Катунинское» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на земельном участке площадью <*> кв.м. согласно схеме в границах земельного участка с кадастровым №, расположенного в поселке Катунино Приморского района Архангельской области, на праве аренды. (л.д. 8)
27 ноября 2015 года письмом с исходящим № 1399 администрация ответила о том, что принять решение по заявлению Титаренко Н.А. в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием информации о площади земель, занятых лесными насаждениями, т.к. при передаче в собственность земельного участка с кадастровым № указано, что в состав земель не вошли земли, занятые лесными насаждениями. (л.д.9)
На момент рассмотрения спора в суде в материалы дела представлен дополнительный ответ истцу администрации МО «Катунинское», в котором указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым №, который предоставлен ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны в постоянное (бессрочное) пользование, в связи с чем, в силу закона, земельный участок не может быть предоставлен в аренду истцу
В связи с тем, названное письмо от № 03-3/364 от 14 марта 2016 года издано в дополнении к обжалуемому ответу, суд полагает, что оспариваемый отказ необходимо рассматривать в совокупности с имеющимся дополнением.
В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что испрашиваемый истцом площадью <*> кв.м. находится в границах земельного участка с кадастровым №.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым № от 20 февраля 2016 года, правообладателями указанного земельного участка являются два лица: ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации - владеет данным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования что подтверждается свидетельством № от 08.05.2015 года и Муниципальное образование «Катунинское», владеющее указанным участком на праве собственности, что подтверждается свидетельством № от 08.05.2015 (копия кадастровой выписки о земельном участке).
Довод представителя истца о том, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок прекращается передачей указанного участка третьему лицу на праве собственности, судом не принимается на основании следующего:
Пунктом 1 ст. 45 ЗК РФ предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 ст. 53 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса.
Таким образом, передача собственником земельного участка в собственность третьему лицу, не влечет автоматическое прекращение права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Как видно из текста Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации № 855 от 15 октября 2013 года, вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на передаваемый в собственность МО «Катунинское» Архангельской области земельный участок, не решался.
Доказательств обращения ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны в орган местного самоуправления об отказе от права на земельный участок, в материалы дела не предоставлено.
С учетом изложенного, судом установлен факт наличия двух правообладателей на земельный участок с кадастровым №.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 08 марта 2015 года) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о законности действий администрации МО «Катунинское» в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
С учетом того, что отказ соответствует положениям ст. 39.16 п. 2 Земельного кодекса РФ, следовательно, правовых оснований для возложения обязанности по предоставлению земельного участка, по обеспечению опубликования извещения в порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные Титаренко Н.А. требования обоснованы и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Титаренко Н.А. к администрации муниципального образования «Катунинское» о признании незаконными действий органа местного самоуправления, выраженные в письме от 27 ноября 2015 года № 1399 и устранении нарушения законодательства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А.Лощевская