АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-64/2008
16-52
г. Нижний Новгород 03 марта 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2008 года.
Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2008 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,
ïðè ó÷àñòèè â çàñåäàíèè ïðåäñòàâèòåëåé:
îò àäìèíèñòðàòèâíîãî îðãàíà: Ìîë÷àíîâà Í.Â., äîâåðåííîñòü ¹ 507-02/26-106 îò 18.06.2007;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
индивидуального предпринимателя Тараканова Дмитрия Александровича, г. Княгинино Нижегородской области, (далее – заявитель, предприниматель) об отмене постановления от 19.12.2007 № 25, вынесенного Лысковским межрайонным отделом по экологическому контролю Управления по экологическому контролю Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (далее – административный орган) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Заявитель в судебном заседании 19.02.2008 поддержал заявленные требования, указав, что размещением отходов согласно договору на прием и размещение твердых отходов на полигон бытовых отходов от 15.11.2007 занимается не он как индивидуальный предприниматель, а МУП «Княгининское ЖКХ». Следовательно, плата за размещение бытовых отходов должна взиматься с МУП «Княгининское ЖКХ».
Представитель административного органа в судебном заседании и в отзыве на заявление отклонил требования заявителя, пояснив, что твердые бытовые отходы, образующиеся в результате торговой деятельности ИП Тараканова Д.А., передаются им муниципальному унитарному предприятию «Княгининское ЖКХ» по договору без перехода права собственности на обезвреживаемые отходы с оказанием платных услуг на вывоз ТБО и размещение отходов на полигоне бытовых отходов согласно действующим тарифам. Поэтому размещением ТБО на полигоне бытовых отходов занимается ИП Тараканов Д.А. посредством оказываемых платных услуг МУП «Княгининское ЖКХ». Таким образом, видом негативного воздействия, за которое предприниматель и должен вносить плату, является размещение отходов производства и потребления.
В судебном заседании, проводившемся 19.02.2008, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 26.02.2008, после чего рассмотрение дела продолжено.
После возобновления судебного разбирательства индивидуальный предприниматель Тараканов Д.А. в судебное заседание не явился.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителя административного органа, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленного требования ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на основании рассмотрения материалов проверки исполнения предпринимателем законодательства об охране окружающей природной среды, заместителем прокурора Княгининского района Нижегородской области установлено, что индивидуальному предпринимателю Тараканову Д.А. принадлежит строительный магазин, расположенный по адресу: г. Княгинино Нижегородской области, ул. Свободы, дом 32. С августа 2007 года по настоящее время предприниматель занимается торгово-закупочной деятельностью, в результате которой образуются твердые бытовые отходы. Размещение ТБО относится к видам негативного воздействия на окружающую природную среду. В нарушение норм статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» предпринимателем плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007 года не внесена.
По факту выявленных нарушений заместителем прокурора Княгининского района Нижегородской области 05.12.2007 вынесено постановление о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении (л.д. 26, 27). Данное постановление составлено при участии индивидуального предпринимателя Тараканова Д.А. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателю были разъяснены, что отражено в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Постановление и материалы административного производства направлены прокурором в Лысковский межрайонный отдел по экологическому контролю для рассмотрения по существу.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, старшим государственным инспектором, начальником Лысковского межрайонного отдела по экологическому контролю 19.12.2007 вынесено постановление № 25 о привлечении предпринимателя к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей (л.д. 31, 32).
Деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» рассматривается как обращение с отходами.
Из положений указанного закона следует, что его нормы распространяются на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий и иных объектов, связанной с обращением с отходами.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Материалами дела подтверждается, что основным видом экономической деятельности предпринимателя является купля-продажа строительных материалов. ИП Тараканову Д.А. принадлежит склад хранения стройматериалов и магазин стройматериалов, расположенный по адресу: г. Княгинино Нижегородской области, ул. Свободы, д. 32.
Из потребительских и производственных свойств предметов торгово-закупочной деятельности предпринимателя следует, что деятельность заявителя, связанная с куплей-продажей и хранением строительных материалов может привести к образованию отходов производства и потребления, относящихся к опасным веществам.
Между индивидуальным предпринимателем Таракановым Д.А. (заказчик) и МУП «Княгининское ЖКХ» (исполнитель) 15.11.2007 заключен договор на прием и размещение твердых отходов на полигон бытовых отходов (л.д. 36, 37). Следовательно, в результате заключения такого договора, предпринимателем подтверждается тот факт, что в результате его деятельности образуются отходы производства и потребления, которые негативно воздействуют на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
По смыслу названной нормы платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.
Такого рода платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от негативного воздействия на окружающую среду, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. По сути, эти платежи носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности.
Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно положениям названного Федерального закона плата за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
Исчисление и взимание платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 указано, что утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.
В Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации.
Начисление платы производится в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России 26.01.1993 (с изменениями от 15.02.2000).
Согласно пункту 4.7 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям размер оплаты за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.
В соответствии с пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрированным в Минюсте РФ 17.07.2006 за № 8077 и опубликованным в Российской газете 28.07.2006 № 164, установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду – 20 число месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).
Из материалов дела об административном правонарушении следует и заявителем не оспаривается, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007 года предпринимателем не вносилась.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом правонарушения следует признать индивидуального предпринимателя Тараканова Д.А., поскольку именно им осуществляется деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Ответственность за указанное нарушение установлена в статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция в оспариваемом постановлении назначена по низшему пределу, установленному вменяемой статьей, что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах совершения правонарушения.
На основании изложенного, требование заявителя об отмене постановления Лысковского межрайонного отдела по экологическому контролю о привлечении предпринимателя к административной ответственности удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Тараканова Дмитрия Александровича 29.12.1980 г.р., проживающего по адресу: г. Княгинино Нижегородской области, пер. Почтовый, дом 1, кв. 8, об отмене постановления от 19.12.2007 № 25, вынесенного Лысковским межрайонным отделом по экологическому контролю Управления по экологическому контролю Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Ñóäüÿ È.Þ. Ìóêàáåíîâ
Ëîáàíîâà
411-87-89