АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
18 сентября 2009 г. г. Тверь № дела А66-7444/2009
Арбитражный суд Тверской области в составе:
судьи Владимировой Г.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Решетниковой Л.Я.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Твери и Калининском районе Тверской области, г. Тверь
к ответчику индивидуальному предпринимателю Никифорову Виктору Викторовичу, года рождения 15.11.1969 в г.Калинине, проживает в г. Тверь, пос. Химинститута, д. 19, кв. 14, зарегистрирован за ОГРН 304690117000177
о взыскании 386 руб. 40 коп. финансовой санкции.
В заседании приняли участие:
от заявителя - Пихтерева О.С., специалист-эксперт (юрисконсульт),
от ответчика – не явился, просил дело слушанием отложить,
у с т а н о в и л : Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области (далее заявитель) в защиту государственных интересов обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Никифорову Виктору Викторовичу (далее ответчик), г. Тверь, пос. Химинститута, д. 19, кв. 14, зарегистрирован за ОГРН 304690117000177 о взыскании штрафа в сумме 386 руб. 40 коп.
Требования мотивированы нарушением страхователем обязанностей по представлению необходимых сведений.
Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на то, что заявитель не учел организационно-правовую форму – крестьянское фермерское хозяйство (далее КФХ), главой которого является Никифоров В.В.: ответственность должна применяться в соответствии с положениями статьи 25-1 Закона № 167-ФЗ к КФХ, а не к индивидуальному предпринимателю.
В дополнении к отзыву в своих возражениях от 18 сентября сослался на нарушение своих конституционных прав и норм международного права относительно вменения обязанности по уплате фиксированного платежа КФХ.
Просил дело слушанием отложить в связи с болезнью представителя.
Ходатайство ответчика об отложении дела слушанием судом отклонено, поскольку спор рассматривается на пределе установленного процессуального срока и может быть рассмотрен в порядке статьи 123 и 156 АПК РФ по имеющимся материалам без участия представителя ответчика.
Суд исходит из следующего: Никифоров В.В., 1969 года рождения, зарегистрирован в ЕГР индивидуальных предпринимателей как глава крестьянского фермерского хозяйства.
Согласно справке МРИ ФНС № 10 по Тверской области от 30 июля 2009 года № 13-06/13404 за 2008 год доходов от предпринимательской деятельности ответчик не имел.
На основании акта проверки от 12 марта 2009 года № 197, установившего нарушение ответчиком срока представления индивидуальных сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета, сведения об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за расчетный период вместе с копиями платежных документов за 2008 год, заявитель принял решение от 13 апреля 2009 года № 182 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании и взыскании финансовых санкций в размере 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд РФ, по части 3 статьи 17 ФЗ от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в сумме 386 руб. 40 коп.
От добровольной оплаты штрафа ответчик уклонился, поэтому заявитель обратился с названными требованиями в арбитражный суд.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона № 167-ФЗ наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование. Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является страхователем по отношению к членам крестьянского хозяйства. Кроме того, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, являясь одним из его членов, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в отношении себя самого.
Пунктом 4 статьи 24 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Такая же обязанность страхователей установлена пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Статьей 19 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 г. № 422) установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации определен в ст. 25.1 Закона № 167-ФЗ. Пенсионный фонд РФ Постановлением Правления от 21.01.2008 № 11п утвердил Временные рекомендации по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, устанавливающие порядок работы, определение суммы задолженности по страховым взносам, формирование требования об уплате и др.
По факту нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании составляется акт, где указан размер штрафа, ссылка на положения закона, в соответствии с которыми у страхователя возникает обязанность оплатить штраф в полном объеме, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, в течении 10 дней представить письменные возражения, так же указано время и место рассмотрения акта с учетом предоставленных страхователем документов. По результатам рассмотрения принимается решение о привлечении или отказе в привлечении страхователя к ответственности. Никифоров В.В. был извещен надлежащим образом, на рассмотрение акта не явился, а также не представил письменные возражения на акт № 197 от 12.03.2009 г. о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об ОПС в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По результатам рассмотрения акта УПРФ в г. Твери и Калининском районе было принято решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об ОПС, на которое страхователь мог подать в течении 10 дней апелляционную жалобу в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области. Ответчик не обжаловал решение № 182 от 13.04.2009 г., на основании которого УПРФ в г. Твери и Калининском районе было вынесено требование № 674 от 12.05.2009 г. об уплате штрафа (финансовой санкции).
Таким образом, в соответствии со ст. 25.1 Закона № 167-ФЗ, ст. 70 Налогового кодекса РФ требование ответчику было отправлено в течении трех месяцев с момента обнаружения нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании в установленном порядке. При этом, поскольку индивидуальные предприниматели, в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств оплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, то 10 % от суммы начисленных страховых взносов (ст. 17 Закона № 27-ФЗ) исчисляются не из данных налоговых органов, а на основании постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 246 «О стоимости страхового года на 2008 год».
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по отдельным его частям.
Нормы законодательства, регулирующего отношения в системе обязательного пенсионного страхования (статья 28 Закона об обязательном пенсионном страховании, пункт 1 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 г. № 148), для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям.
Поэтому на указанную категорию страхователей распространяется обязанность, установленная статьей 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, независимо от того, когда и в какой форме было создано крестьянское (фермерское) хозяйство. Установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ).
Следовательно, в случае непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представления неполных и (или) недостоверных сведений территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе привлечь главу крестьянского (фермерского) хозяйства к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете. В связи с названными нормами права доводы ответчика о том, что он не является индивидуальным предпринимателем ошибочны и судом отклоняются.
В соответствии с абзацем 2 постановления Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 246 «О стоимости страхового года на 2008 год» стоимость страхового года на 2008 г. утверждена в размере 3864 руб. Согласно п.2 статьи 22 Закона № 167-ФЗ для лиц 1967 года рождения и моложе фиксированный платеж составляет 3864 руб. (при отсутствии дохода). Следовательно, расчет штрафа исходя из нулевого дохода, представленный ответчиком, не соответствует названным нормам права, и судом отклонен.
Доводы ответчика о нарушении его конституционных прав суд отклоняет, поскольку им дана оценка Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 12 мая 2005 г. № 211-0. Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14). Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что индивидуальные предприниматели подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Правовая позиция Пенсионного фонда подтверждена постановлением кассационной инстанции от 20 февраля 2009 г. по делу № А66-5593/2008 с участием одного и того же истца и ответчика по аналогичному спору.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ с уменьшением с учетом его организационно-правового статуса, отсутствием дохода и обстоятельствами спора до 10 руб.
Руководствуясь статьями 110, 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ 15.11.1969 ░ ░.░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░░░, ░. 19, ░░. 14, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 304690117000177 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 386 ░░░. 40 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░ 10 ░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 319 ░░░ ░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░░