Дело № 2-174/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Верещагинский районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
при секретаре Тетеновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Верещагинские тепловые сети» о взыскании переплаты за поставленную тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МУП «Верещагинские тепловые сети» о взыскании излишне начисленной платы за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>, возложении обязанности производить начисление за тепловую энергию с ДД.ММ.ГГГГ согласно норматива 0,018339 ГКАЛ до утверждения Правительством Пермского края правового акта, устанавливающего нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещения на территории Верещагинского городского поселения. В обосновании иска указывает, что она является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Думой МО «Верещагинское городское поселение» было принято решение «О нормативах потребления коммунальных услуг», которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению на весь отопительный период в размере 0,023599 Гкал на 1 кв.м. в месяц. Решением Верещагинского районного суда от 07.02.2014, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ указанный норматив был признан несоответствующим закону. На основании представленного расчета городского поселения для пятиэтажных домов расчет нормативов по отоплению на 1 кв.метр общей площади жилых помещений в месяц должен составлять 0,018339 ГКАЛ. Считает, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдициальное значение.
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика МУП «Верещагинские тепловые сети» в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия. Исковые требования не признает, так как нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Правительством Пермского края ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление №869-п «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению», которое подтвердило обоснованность норматива установленного решением Думы МО «Верещагинское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №25/165. С ДД.ММ.ГГГГ действует постановление Правительства Пермского края №624-П от 16.07.2014. При вынесении решения просит учесть сроки исковой давности. При решении вопроса по оплате труда представителя просит дать надлежащую оценку характеру и объему оказанной помощи представителем, исходя из принципа разумности пределов взыскиваемых сумм. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № истцу произведен перерасчет за период ДД.ММ.ГГГГ с учетом потребленной тепловой энергии, согласно общедомовому прибору учета. Просит учесть, что бремя доказывания известных обстоятельств лежит на истце. В удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 и ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК
РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги (в том числе отопление) рассчитывается по тарифам, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее Правила №306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил № предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил № при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Пунктом 5 Правил № определено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. В пункте 6 Правил № указано, что в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.7 Правил № при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели в отношении отопления в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома. В первоначальной редакции данного пункта было указано, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении отопления - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
В судебном заседании было установлено, что решением Думы МО «Верещагинского
городского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативах потребления коммунальных услуг» на территории МО "Верещагинское городское поселение" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению при продолжительности отопительного периода 233 суток в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц, 0,283188 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений в год, установлено, что срок действия данных нормативов отопления коммунальных услуг 3 года. Решением Думы Верещагинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Думы Верещагинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативах потребления коммунальных услуг» внесены изменения в п.4 и установлен срок действия норматива отопления до ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.13-14)
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Пермского края принято Постановление № 869-П «О порядке расчета платы за коммунальные услуги по отоплению», которым установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30.06.2012. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до принятия Правительством Пермского края решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению являются расчетной величиной для определения коммунальных платежей, что влекло обязанность по оплате коммунальной услуги по отоплению в соответствии с нормативом и поэтому решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ № 25/165, от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановление Правительства Пермского края № 869-П от ДД.ММ.ГГГГ затрагивали права истца.
Судебным разбирательством установлено, что истица ФИО1 является собственником жилого помещения расположенного в пятиэтажном доме по адресу: <адрес> (Л.Д.5) и потребителем коммунальной услуги - отопления. Истица ФИО1 производит оплату за отопление ответчику по лицевому счету №. Площадь квартиры составляет 58,7 кв.м. (Л.Д.6), исходя из этой площади, ей должно было производиться начисление платы за тепловую энергию, так как учет тепловой энергии осуществлялся по нормативу.
Решением Верещагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело № 2-9) установлено, что на территории поселения норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен единым для всех многоквартирных жилых домов, вынесен без учета всех необходимых критериев (различий конструктивных и технических параметров, степени благоустройства) и дифференциация по этажности, усреднено для всего населения и не был приведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, что норматив потребления отопления по <адрес> по пятиэтажным домам завышен, что норматив отопления по пятиэтажным домам до 1999 года постройки на 1 кв.м общей площади жилых помещений в год должен составлять 0,220068 ГКАЛ, в месяц - 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади жилых помещений. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. (Л.Д. 16-21).
Согласно п.2 ст.61 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ответчик принимал участие в процессе при рассмотрении гражданского дела по иску ФИО3 (дело № 2-9). Оснований усомнится в правильности расчета Администрации городского поселения у суда не было, составленный расчет является экономически обоснованным, произведен верно и сомнения не вызывал, расчет норматива потребления отопления по пятиэтажным домам произведен органом, который до 2013г. подготавливал проекты, для утверждения норматива потребления коммунальной услуги - отопления.
Применение ответчиком норматива потребления тепла, утвержденного решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц, приводило к завышению суммы оплаты, ФИО1 вынуждена была переплачивать, в результате нарушались права и законные интересы истицы.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Статьей 1103 ГК РФ определено, что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с под. «б» п.21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 22 указанных правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В судебном заседании было установлено, что истец проживает в доме, в котором установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, согласно счет-извещению ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел корректировку размера оплаты за отопление, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 вышеуказанных Правил, ДД.ММ.ГГГГ и списал с лицевого счета ФИО1 - <данные изъяты>
В связи с чем, суд производит расчет начислений за поставленную ответчиком истцу теплоэнергию с учетом норматива отопления, определенного Администрацией городского поселения (фактически потребленная истцом тепловая энергия за 1 кв.м. - 0,018339) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и определяет сумму неосновательного приобретенных ответчиком денежных средств. Доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд являются заблуждением, так как истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, оплата за отпущенную в декабре 2011 теплоэнергию должна быть произведена до ДД.ММ.ГГГГ года.
Размер месячной оплаты за теплоэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ должен был составлять <данные изъяты> истице начислялось <данные изъяты>.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был уплатить <данные изъяты> истице начислено <данные изъяты>), излишне начислено - <данные изъяты>
Размер месячной оплаты за теплоэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ должен был составлять <данные изъяты>), истице начислялось <данные изъяты>.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был уплатить <данные изъяты>), истице начислено - <данные изъяты> излишне начислено - <данные изъяты>
Размер месячной оплаты за теплоэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ должен был составлять <данные изъяты><данные изъяты>), начислялось <данные изъяты>
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был уплатить <данные изъяты>), истице начислено - <данные изъяты> излишне начислено - <данные изъяты>
Размер месячной оплаты за теплоэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ должен был составлять <данные изъяты> начислялось <данные изъяты>.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был уплатить <данные изъяты> истице начислено - <данные изъяты> излишне начислено <данные изъяты>
Излишне начислено за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд пришел к выводу, что в пользу истицы подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения - <данные изъяты>
Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014г. № 624-П утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края, в том числе и для Верещагинского муниципального района. Постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и составляет 0,0259 ГКАЛ за 1 кв.метр общей площади для 4-5 этажных домов до 1999 года постройки.
Так как оплата за отпущенную теплоэнергию с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется по общедомовому прибору учета, требование истца о возложении на ответчика обязанности производить начисление за предоставляемую услугу по теплоснабжению жилого помещения по адресу: <адрес>, принадлежащего истице, с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из норматива 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади, удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что расходы по оплате услуг представителя понесенные истцом составили - <данные изъяты> (л.д.13). С учетом объема оказанной помощи (консультация, составления искового заявления, копирование документов) сложности рассматриваемого дела, что исковые требования в полном объеме не удовлетворены и руководствуясь принципом разумности, суд удовлетворяет требование о возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере - <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в пользу ФИО1:
- <данные изъяты> - в качестве неосновательного обогащения,
- <данные изъяты> - в счет возмещения судебных расходов.
В удовлетворении остальных исковых требований - ФИО1 отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в доход районного бюджета госпошлину за рассмотрение дела в размере -<данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья В.С.Анисимова