Дело №2/3-33/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
поселок Куженер 10 февраля 2015 года
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Габитовой Р.Ш.,
при секретаре Виноградовой З.А.,
с участием помощника прокурора Куженерского района Ивановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куженерского района в интересах Золотаревой Г.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий Эл о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куженерского района РМЭ обратился в суд с иском в интересах Золотаревой Г.Ф. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куженерском районе РМЭ (далее ГУ–УПФР в Куженерском районе РМЭ) о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что ГУ–УПФР в Куженерском районе РМЭ отказало во включении в стаж указанные периоды в связи с тем, что согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ в книгах учета труда и расчетов с членами колхоза «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сведений об учете отработанного времени и о произведенных выплатах непосредственно на Золотаревой Г.Ф. не имеется. Лицевые счета в книге учета труда и расчетов с членами колхоза «Ленин Корно» за указанные периоды открыты на ФИО2, где имеются записи «Г.Ф.», «Г.Ф..» В соответствии со свидетельством о рождении Золотаревой Г.Ф. ее родителями являются ФИО2 и ФИО3. В соответствии со свидетельством о заключении брака Петуховой Г.Ф. присвоена фамилия Золотарева. Указанные документы свидетельствуют о непосредственной трудовой деятельности Золотаревой Г.Ф. в указанном колхозе. То, что ее трудовая деятельность в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР ненадлежащим образом оформлялась работниками, ответственными за учет рабочего времени, не может служить основанием для отказа во включении в стаж работы указанных периодов.
Прокурор Иванова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании Золотарева Г.Ф. поддержала исковые требования по изложенным в нем обстоятельствам, просила включить в стаж работы периоды, указанные в исковом заявлении, пояснив, что в спорные периоды она работала в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР. Вместе с другими школьниками выполняла разную работу по разнарядке бригадира. При оформлении документов на перерасчет пенсии выяснилось, что ее трудовая деятельность отдельно не учитывалась, а учтена в лицевых счетах отца.
Представитель ответчика ГУ–УПФР в Куженерском районе РМЭ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке, в суд не явился. В материалах дела имеется письменное возражение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Куженерском районе РМЭ ФИО10, в котором ответчик просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме, так как отсутствуют доказательства выполнения истцом работы в спорный период.
Выслушав объяснения истца, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 14; 29.1; 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер пенсии находится в прямой зависимости от трудового стажа и индивидуального заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года, а после 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма уплаченных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1.1 "Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР", утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР N 190 от 04 октября 1991 года, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке не содержится записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются иные документы, содержащие сведения о периодах работы. При утрате документов о работе и невозможности их получения, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или трех свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
В силу ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, подлежащие включению в стаж, подтверждаются соответствующими документами, выдаваемыми работодателями, а в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с п.п.29, 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года №555, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Аналогичное положение о подтверждении стажа содержалось и в ст.96, 97 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Согласно статье 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшей до 01 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Доводы истца Золотаревой Г.Ф. в части того, что она действительно принимала трудовое участие в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ нашли свое подтверждение в показаниях свидетелей ФИО11 и ФИО12 пояснивших, что действительно Золотарева Г.Ф. работала в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в указанном колхозе. Ее родителями были ФИО2 и ФИО3. В те годы лицевые счета на детей отдельно не заводились, а выхододни учитывались в лицевых счетах родителей или членов семьи.
Периоды работы свидетелей ФИО11, ФИО12 в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которые своими показаниями подтверждают стаж работы истца Золотаревой Г.Ф. в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются их трудовыми книжками. Л.д.13-14, 16-17.
Таким образом, свидетели ФИО11 и ФИО12, располагающие документами о своей работе в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, своими показаниями в судебном заседании со всей определенностью свидетельствуют факт осуществления Золотаревой Г.Ф. трудовой деятельности в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
У суда оснований сомневаться в объективности и достоверности показаний свидетелей, данных ими в судебном заседании, не имеется, поскольку их показания полностью подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании письменных доказательств, поэтому суд принимает их в основу своего решения.
Согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты> № родителями Петуховой Г.Ф. являются ФИО2 и ФИО3. Л.д.4.
Согласно свидетельству о браке серии <данные изъяты> № Петуховой Г.Ф. присвоена фамилия Золотарева. Л.д.5.
В судебном заседании исследованы лицевые счета в книгах учета труда и расчетов с членами колхоза «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ открытые на ФИО2, где имеются записи «Г.Ф.», «Г.Ф..». Л.д.8-11.
В соответствии с архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Архивным отделом администрации Куженерского муниципального района РМЭ в книгах учета труда и расчетов с членами колхоза «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ открыты лицевые счета на ФИО2, также значится Г.Ф., Г.Ф.. - должность и дата рождения не указаны. Отработанные человекодни, трудодни Г.Ф., Г.Ф.. составляли за ДД.ММ.ГГГГ – 3 дня, за ДД.ММ.ГГГГ – 3 дня, за ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня, за ДД.ММ.ГГГГ – 11 дней, за ДД.ММ.ГГГГ – 11 дней, за ДД.ММ.ГГГГ – 21 день. Л.д.7.
Отмеченные периоды выполненных работ соответствуют свидетельским показаниям, о том, что Золотарева Г.Ф. работала именно в спорные периоды в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, показаний свидетелей, которые являлись на тот момент членами вышеуказанного колхоза и подтверждают работу Золотаревой Г.Ф. в оспариваемый период, а также исследованных в судебном заседании выписок из книг учета труда и расчетов с членами колхоза «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необходимым включить в стаж работы Золотаревой Г.Ф. периоды работы в колхозе ««Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
То, что трудовая деятельность истца в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР в указанные периоды времени ненадлежащим образом оформлялась ответственными работниками, не может служить основанием для отказа во включении в стаж работы истца в спорные периоды работы.
Давая оценку доводам ответчика, суд учитывает, что Пенсионное законодательство, по общему правилу, исходит из того, что трудовые правоотношения могут возникнуть лишь с возраста, с наступления которого возможно заключение трудового договора по нормам законодательства, а Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит ограничений по возрасту для включения периодов работы в трудовой стаж.
Также ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, ограничение права гражданина, осуществлявшего трудовую деятельность, на получение пенсии по мотиву не достижения возраста, с момента которого может быть заключен трудовой стаж, является недопустимым.
В связи с чем, суд полагает, что ссылка ответчика на Примерный Устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17.02.1935 года, согласно которому в члены артели могли вступать все трудящиеся, достигшие возраста 16 лет, правового значения для данного спора не имеет.
Установленные в законодательстве запреты по приему несовершеннолетних в члены колхоза при их несоблюдении имели последствия для работодателей, а не для самих работников, фактически привлекавшихся к работе в несовершеннолетнем возрасте.
По приведенным выше основаниям при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы на предприятии или в колхозе, юридически значимым является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора в интересах Золотаревой Г.Ф. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд рассмотрел дело в пределах заявленных требований и на основании представленных доказательств.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий Эл включить в страховой стаж Золотаревой Г.Ф. периоды ее работы в колхозе «Ленин Корно» Куженерского района Марийской АССР за ДД.ММ.ГГГГ – 3 дня, за ДД.ММ.ГГГГ – 3 дня, за ДД.ММ.ГГГГ – 2 дня, за ДД.ММ.ГГГГ – 11 дней, за ДД.ММ.ГГГГ – 11 дней, за ДД.ММ.ГГГГ – 21 день.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Габитова Р.Ш.
Решение в окончательной форме принято судом 10 февраля 2015 года.