АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
03 октября 2011 года Дело № А29-4653/2011
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2011 года, полный текст решения изготовлен 03 октября 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Войнова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Трофимовой Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Печорского транспортного прокурора
к индивидуальному предпринимателю Захарьину Валерию Владимировичу
(ИНН:110502801902, ОГРН:311110512300034)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии),
при участии:
установил:
Печорский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Захарьина Валерия Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания в порядке, установленном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 27.09.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 28.09.2011. После перерыва судебное заседание продолжено.
Ответчик и третьи лица, должным образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика и третьих лиц.
От заинтересованного лица поступил письменный отзыв (л.д. 40-45), в котором ИП Захарьин В.В. просит в удовлетворении заявления Печорского транспортного прокурора отказать, обосновывая свои доводы тем, что он осуществляет пользование маломерным судом в рамках правомочий, предоставленных уполномоченным органом и в соответствии с Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС №502 от 29.06.06.2005, который не предусматривает наличие лицензии при осуществлении плавания на маломерном судне.
Северное управление государственного морского и речного надзора представило отзыв, в котором указало, что порядок лицензирования маломерных судов мощностью до 75 л.с. общий для всех судов и производится согласно Федерального закона Российской Федерации №128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №490 с соблюдением владельцами маломерных судов всех лицензионных требований и условия, закрепленных в данных нормативных актах. Кроме того, важным условием получения лицензии на перевозку внутренним водным транспортом пассажиров на маломерным судном является необходимость перевода данного судна под технический надзор ФГУ «Российский Речной Регистр».
ФГУ «Российский Речной Регистр» также представило отзыв на заявление, из которого следует, что судно «Прогресс-4» не состоит на классификационном учете Регистра.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал, при этом указал, что вина ответчика в совершении вменяемого ему правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Захарьин Валерий Владимирович зарегистрирован Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 03.05.2011г. в Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми за ОГРИП 311110512300034.
В ходе проведенной Печорским транспортным прокурором старшим советником юстиции Ильиным А.В. проверки соблюдения ИП Захарьиным В.В. законодательства в области безопасности плавания в Печорском речном бассейне, установлено, что ИП Захарьиным В.В. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров в отсутствие соответствующей лицензии на право осуществления данного вида деятельности.
Установив в действиях индивидуального предпринимателя Захарьина В.В. признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), Печорский транспортный прокурор вынес постановление от 29.06.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 14-16) и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Исследовав представленные суду материалы, арбитражный суд считает, что для удовлетворения требования заявителя не имеется достаточных оснований, исходя из нижеследующего.
Согласно части 2 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
При проведении проверки по соблюдению лицензирования отдельных видов деятельности в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего пассажирские перевозки без лицензии внутренним водным транспортом с взиманием платы с пассажиров, выявлено, что ИП Захарьин В.В. осуществляет с момента открытия в 2011 на р.Печора навигации перевозку пассажиров на судне «Прогресс-4» борт.№ Р15-62 ЩП.
Факт перевозки пассажиров заинтересованным лицом подтверждается актом проверки Печорского участка Центра ГИМС МЧС России по Республике Коми от 28.06.2011г. №57-28-20-19 (л.д. 28).
07.10.2009 у предпринимателя взяты объяснения, в которых он указал, что перевозку пассажиров осуществляет с 2005 года, о необходимости получения лицензии не знал.
Объектом данного правонарушения является порядок лицензирования отдельных видов деятельности, установленный Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - Закон № 128-ФЗ).
Лицензируемым видом деятельности в силу статьи 2 Закона №128-ФЗ является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Пунктом 16 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006г. №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что «при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии)».
В соответствии с подпунктом 58 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по осуществлению перевозок внутренним водным транспортом пассажиров подлежит лицензированию.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №490 (далее - Положение о лицензировании), одним из лицензионных условий при осуществлении перевозок пассажиров является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или ином законном основании судов, предназначенных для перевозок пассажиров, допущенных к плаванию в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ).
Статьей 23 КВВТ предусмотрено, что плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. Такое право возникает с момента государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.
В силу пункта 1 статьи 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.
Согласно пункту 1 статьи 17 КВВТ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.
Государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами (пункт 4 статьи 17 КВВТ).
Постановлением Правительства Российской Федерации 23.12.2004 №835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).
В силу подпункта 4 пункта 5 данного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 №500, государственной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам подлежат, в частности, принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности (кроме пассажирских), эксплуатируемые во внутренних водах.
Судом установлено и ответчиком не отрицается, что маломерное судно «Прогресс-4» зарегистрировано Печорским отделением Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми с присвоением бортового номера Р15-62 ЩП, 13.04.2011 Захарьину В.В. выдан судовой билет серии Д №380928 маломерного судна (л.д. 21) пассажировместимостью 5 человек, оборудованного двигателем мощностью 40 л.с. Согласно отметке в судовом билете (л.д. 22) ежегодное техническое освидетельствование пройдено 07.05.2011.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено исключений, позволяющих осуществлять без лицензии перевозки внутренним водным транспортом пассажиров с использованием маломерных судов, государственная регистрация которых произведена не в Государственном судовом реестре Российской Федерации государственными речными судоходными инспекциями бассейнов, а в судовых книгах Государственными инспекциями по маломерным судам.
Пунктом 6 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также: копии документов о высшем профессиональном образовании, повышении квалификации и стаже работы по соответствующей специальности лица, ответственного за перевозки пассажиров; копию удостоверения о прохождении аттестации должностным лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию судов; копии приказов о назначении лиц, ответственных за организацию перевозок пассажиров и безопасную эксплуатацию судов; копию плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для каждого судна, которое будет использоваться для перевозки пассажиров; перечень судов, которые будут использоваться для перевозки пассажиров, с приложением копий следующих судовых документов: свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о праве собственности на судно с указанием класса судна или с классификационным свидетельством; свидетельство о годности судна к плаванию; свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; правоустанавливающий документ, на основании которого используется судно в случае, если соискатель лицензии не является собственником судна.
При таких обстоятельствах до начала осуществления деятельности по перевозке пассажиров индивидуальному предпринимателю Захарьину В.В. следовало получить соответствующую лицензию.
Доказательства, подтверждающих наличие объективных и непреодолимых препятствий к соблюдению заинтересованным лицом требований о лицензировании, предъявляемых при осуществлении перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, в материалы дела не представлены.
Представленное ответчиком в материалы дела письмо Печорского линейного отдела Северного управления государственного морского и речного надзора от 14.07.2011 г. №СУГМРН-11-19-249 (л.д. 48) не опровергает доводы заявителя.
Доказательств обращения ответчика в ФГУ «Российский Речной Регистр» о регистрации судна «Прогресс-4» в качестве пассажирского, суду не представлено.
Таким образом, ИП Захарьиным В.В. не приняты все зависящие от него меры к соблюдению норм действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (пункт 3 статьи 26.1 КоАП РФ).
Заинтересованное лицо обязано было обеспечить соблюдение установленных законом требований, не допускать осуществление лицензируемого вида деятельности в отсутствие соответствующей лицензии.
Следовательно, вина ИП Захарьина выразилась в непринятии мер к получению лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров.
При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что прокурор обоснованно квалифицировало действия Захарьина В.В. по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, вина в совершении правонарушения подтверждается представленными заявителем доказательствами.
Нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено. Требования, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ, должностным лицом соблюдены.
Перевозка пассажиров внутренним водным транспортом пассажиров без лицензии с использованием маломерных судов представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, а именно жизни и здоровью граждан, в связи с чем основания для освобождения предпринимателя от административной ответственности у суда не имеется.
При назначении наказания, согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом учитываются характер совершенного предпринимателем административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в частности, что ИП Захарьин В.В. постановлением по делу об административном правонарушении от 02.06.2011 №001169 (л.д. 12) привлекался к административной ответственности за превышение норм пассажировместимости по части 1 стать 11.8 КоАП РФ; постановлением от 18.08.2011 №002381 – за оснащение судна надстройкой не соответствующей заводским номерам и в отсутствие подтверждающих документов по части 1 стать 11.8 КоАП РФ.
При определении вида и размера административного наказания, суд учитывает степень тяжести совершенного административного правонарушения, его характер и обстоятельства, наличие в материалах дела сведений о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности ранее за совершение правонарушений, связанных с перевозкой маломерным судном пассажиров, и считает необходимым назначить ему административное наказание выше минимального в виде наложения административного штрафа в размере 4100 руб.
Согласно положениям части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу.
При этом суд разъясняет, что в порядке статьи 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа, взыскиваемая по данному делу, подлежит внесению или перечислению лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, а копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в федеральный бюджет, лицо, привлеченное к административной ответственности, должен направить судье, вынесшему решение.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Сумма штрафа в размере 4100 руб. подлежит уплате ответчиком по следующим реквизитам получателя административного штрафа:
КБК 32211617000010000140,
расчетный счет № 40101810000000010004,
БИК 048702001 ГРКЦ НБ Республика Коми Банка России,
ОКАТО 87 401 000 000.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 167-170, 206-207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Печорского транспортного прокурора Ильина А.В. удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Захарьина Валерия Владимировича, 1965 года рождения, уроженца дер. Кузино, Каргопольского района Архангельской области, (ИНН 311110512300034, ИНН 110502801902), проживающего по адресу: Республика Коми, г.Печора, п.Озерный, ул. Спортивная, д. 8, кв. 1, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 4100 (четырех тысяч ста) рублей.
В случае непредставления индивидуальным предпринимателем Захарьиным Валерием Владимировичм доказательств уплаты административного штрафа в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме.