Дело № 2 - 26/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 января 2019 года Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Г. Бикмиева,
при секретаре Э.Г. Тимерхановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кислова А. И. к Исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «Большенырсинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан» о признании права собственности в порядке наследования на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
А.И. Кислов обратился с иском к Исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «Большенырсинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан» о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1, проживавшая до смерти по <адрес>.
После смерти матери открылось наследство в виде земельной доли общей площадью 4,5 га, в том числе 4,5 га пашни, расположенной в границах землепользования ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Нырсы Тюлячинского района Республики Татарстан.
После смерти матери истец управляет наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, он полностью принял наследственное имущество в виде земельного участка, который находится в его фактическом владении и пользовании, однако нотариально не оформил наследственные права.
В этой связи истец просил установить факт принятии им наследства после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ и признать за ним право собственности в порядке наследования на земельную долю общей площадью 4,5 га, в том числе 4,5 га пашни, расположенной в границах землепользования ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Нырсы Тюлячинского района Республики Татарстан.
Истец А.И. Кислов в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлен отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования «Большенырсинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Третье лицо - нотариус Тюлячинского нотариального округа Республики Татарстан Р.В. Маликова в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, возражений против заявленных требований не имеется.
Представитель третьего лица - Межмуниципального отдела по Сабинскому и Тюлячинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.
Третье лица – ФИО8 ФИО9 в судебном заседании пояснил, что возражений против заявленных требований не имеет, просил удовлетворить заявленные требования.
Заслушав истца, третье лицо ФИО8 ФИО9, допросив свидетелей ФИО5, ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и другие нематериальные блага.
В силу пункта 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1141 - 1145 и 1148 указанного Кодекса.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно пункту 1 статьи 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателю или получил от третьих лиц причитавшие наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1 (л.д.7).
После смерти ФИО1 открылось наследство в виде земельной доли общей площадью 4,5 га, в том числе 4,5 га пашни, расположенной в границах землепользования ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Нырсы Тюлячинского района Республики Татарстан.
На основании решения Президиума Тюлячинского районного Совета народных депутатов Республики Татарстан №24 от 10 марта 19965 года и Указа Президента Республики Татарстан от 10 мая 1993 года №244 «О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан» Комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе Тюлячинского района Республики Татарстан выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю общей площадью 4,5 га, в том числе 4,5 га пашни, расположенную в границах землепользования ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Нырсы Тюлячинского района Республики Татарстан на имя ФИО1 К.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно сообщению нотариуса Тюлячинского нотариального округа Республики Татарстан Р.В. Маликовой от ДД.ММ.ГГГГ №, в её производстве имеется наследственное дело №, открытое к имуществу ФИО1. Наследниками являются Кислов А. И. и ФИО3.
Истец как наследник после смерти матери фактически принял наследство, вступил во владение и управление наследственным имуществом, пользуется наследственным имуществом в соответствии с его назначением, принимает меры по сохранению наследственного имущества, за свой счет производит расходы на содержание наследственного имущества. Данный факт подтвердили допрошенные в судебном заседании третье лицо ФИО8 ФИО9, свидетели ФИО5, ФИО6.
Поскольку судом установлено, что истец фактически принял наследство, открывшееся после смерти ФИО1, и в силу вышеуказанных правовых норм принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования А.И. Кислова о признании права собственности в порядке наследования на недвижимое имущество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Кислова А. И. к Исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «Большенырсинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан» о признании права собственности в порядке наследования на недвижимое имущество удовлетворить.
Признать за Кисловым А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ на земельную долю общей площадью 4,5 га, в том числе 4,5 га пашни, расположенной в границах землепользования ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Нырсы Тюлячинского района Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано через Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья Тюлячинского
районного суда Республики Татарстан: Р.Г. Бикмиев