РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре Хасановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Тольяттикаучук» о понуждении к проведению консервации гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Тольяттикаучук», из которого следует, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению ЗАО «Тольяттисинтез» проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ООО «Тольяттикаучук».
Установлено, что на территории г.о. Тольятти на земельном участке с кадастровым № располагается гидротехническое сооружение – шламонакопитель для размещения шлама <данные изъяты>.
Земельный участок с кадастровым № находится в аренде у ЗАО «Тольяттисинтез» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ и принято на балансовый учёт ЗАО «Тольяттисинтез».
В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № эксплуатирующей организацией является ООО «Тольяттикаучук».
ООО «Тольяттикаучук» оформлена декларация безопасности указанного <данные изъяты> от №, согласно которой собственник ГТС – ЗАО «Тольяттисинтез», дата ввода ГТС в эксплуатацию – июнь 1992, согласно акту приёмки сооружения в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ г., численность персонала, осуществляющего персональную эксплуатацию и мониторинг ГТС, составляет 2 человека.
В соответствии с актом преддекларационного обследования ГТС от 2010 г., размещение в связи с истечением срока эксплуатации 20 лет и достижением допустимого уровня заполнения шламохранилища, размещение шлама приостановлено, в 2012 году планировалось осуществлять консервацию объекта. В связи с этим, в настоящее время эксплуатация ГТС не осуществляется, разработан проект ликвидации выведенного из эксплуатации ГТС, без изъятия размещённых отходов, согласно которому максимальная проектная отметка заполнения составляет 93.20 м. Вместе с тем, фактические отметки заполнения уже составили 91.44 – 93.22 м.
В связи с этим, для консервации ГТС Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «Тольяттикаучук» выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ №, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени консервация ГТС не начата, в то время как должна была начаться в 2012 году и закончиться в 3-х месячный срок, как указано в проекте.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона № 7-ФЗ защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким законодательным актом на федеральном уровне является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со СНиП 2.06.01-86 и СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» ГТС относится к 4 классу.
Расчёт вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений шламонакопителя, при наиболее тяжкой аварии составит 27,1 млн. рублей (п. 7 декларации безопасности).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, помимо этого обязаны осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
На основании ст. 10 Закона № 117-ФЗ при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6.
Согласно п. 21 Правил собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.
В соответствии с приложением 9 Правил накопитель после его заполнения до проектной отметки и прекращения работ по его заполнению подлежит консервации (ликвидации) в соответствии с проектом.
В проекте должны быть соблюдены требования промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Обеспечение безопасности накопителя, который подлежит консервации (ликвидации), осуществляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из эксплуатации накопителя в целях его ликвидации, а также в соответствии с предписанием Госгортехнадзора России о консервации или ликвидации накопителя.
Пунктом 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее - Положение) установлено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
В соответствии с п. 4 Положения рекультивация для целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. К примеру, технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Вместе с тем, в нарушение вышеизложенного консервация выведенного из эксплуатации ГТС до настоящего времени не проведена, в настоящее время не проводится, в то время как проект консервации разработан и предполагал проведение работ по рекультивации в 2012 году.
Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории г.о. Тольятти населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Закона № 7-ФЗ, Закона №52-ФЗ, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, определенные в ст. 18 Закона № 68-ФЗ.
Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст. 5 Закона № 7-ФЗ, ст. 5 Закона № 89-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами, установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами, а так же иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, просит заявленные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора Колодец А.В., заявленные исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Кашелкин Н.А., действующий на основании доверенности, против удовлетворения иска возражал, пояснив, что ООО «Тольяттикаучук» не возражает против консервации объекта. В 2011г. в связи с достижением отметки предельно допустимого уровня слива химического, производственного отхода (<данные изъяты>), общество получило в установленном законодательством порядке разрешение Средне-Поволжское Управление Ростехнадзора на вывод из эксплуатации и консервацию данного объекта ГТС. В этом же году (2011г.) по заданию общества ООО «Технопроект Синтез» разработан проект консервации ГТС «Ликвидация выведенного из эксплуатации шламохранилища ООО «Тольяттикаучук» № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Проект). Однако, в связи с противоправными действиями собственника частной автодороги ФИО1, обществу был перекрыт доступ к объекту ГТС, что повлекло невозможность дальнейшего проведения государственной и экологической экспертиз разработанного Проекта, а также проведение самих строительно-монтажных работ по консервации шламохранилища.
Уже после разработки Проекта в 2011г. неустановленными третьими лицами в непосредственной близости от шламохранилища ООО «Тольяттикаучук» проводились несанкционированные земляные работы по добыче некондиционных отходов каучука. Данные работы проводились на протяжении нескольких лет с 2011 по 2014гг. В результате этого, с западной, северной и южной сторон шламохранилища было образовано три карьера многометровой глубиной (от 4 до 5 метров), произошло нарушение целостности шламохранилища, повреждение его пьезометрических (наблюдательных) скважин. Кроме того, в образованные карьеры неустановленными лицами складировались отходы ТБО, в результате чего был образован объект несанкционированного размещения отходов (Свалка ТБО).
В настоящее время доступ к объекту ГТС у ООО «Тольяттикаучук» также отсутствует в связи с противоправными действиями собственника автодороги, что не позволяет Обществу разработать новый Проект и осуществить консервацию.
В соответствии с пунктом 8.13 Постановления Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 N 6 "Об утверждении Правил безопасности гидротехнических сооружений жидких промышленных отходов", при эксплуатации накопителя и при наращивании ограждающих дамб не допускается срезка грунта, устройство карьеров и котлованов в нижнем бьефе и на низовом откосе дамбы, а также в ложе накопителя в пределах проектной отметки заполнения. Разработка грунта на этих участках возможна только при обосновании в проекте.
Таким образом, проект «Ликвидация выведенного из эксплуатации шламохранилища ООО «Тольяттикаучук» был разработан до проведения вышеописанных незаконных земляных работ, которые повлекли за собой срезку грунта, устройство карьеров и котлованов в нижнем бьефе, что в соответствии с требованиями Постановления Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 года № 6 также однозначно требует разработки нового проекта.
В исковом заявлении прокурор просит обязать общество провести консервацию ГТС, используя устаревший проект «Ликвидация выведенного из эксплуатации шламохранилища ООО «Тольяттикаучук» № от ДД.ММ.ГГГГ года, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 3.4 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежит государственной экспертизе и экологической экспертизе Федерального уровня.
Однако, данный Проект государственной экспертизы и экологической экспертизы не проходил.
Согласно ст.48 Градостроительного кодекса РФ и ГОСТ 21.1101-97, для прохождения государственной экспертизы необходима разработка дополнительных разделов Проекта:
Требования к обеспечению безопасности эксплуатируемого объекта;
мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
ГО и ЧС;
Данные обязательные разделы в Проекте отсутствуют.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.2008 г. «Положение о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию» и ГОСТ 21.1101-13 «Основные требования к проектной и рабочей документации», комплектация проектной документации должна производится по отдельным разделам.
Проект выполнен единым разделом.
Истек срок дейс твия технических отчетов:
по инженерно-геологических изысканиях (проведены в 2010г.),
по инженерно-экологических изысканиях (проведены в 2010г.),
по инженерно - геодезическим изысканиям (проведены в 2011г.).
В соответствии с пунктом 5.2 СП 11.105-97 «Инженерно- геологические изыскания для строительства», пунктом 3.1 СП 11.102-97 «Инженерно- экологические изыскания для строительства», пунктом 5.60 СП 11-104-97 «Инженерно- геодезические изыскания для строительства», с пунктом 8.2 СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства», срок действия изысканий для прохождения экспертизы проектной документации составляет не более - 3 лет, в то время, как прошло уже более 4 лег с момента проведения указанных изысканий.
В названии Проекта, вместо «Консервация выведенного из эксплуатации шламохранилища ООО «Тольяттикаучук», ошибочно указано «Ликвидация выведенного из эксплуатации шламохранилища ООО «Тольяттикаучук», что не соответствует самому содержанию Проекта.
Кроме того, обществом на сделанные запросы получены официальные ответы проектных организаций ООО «ЭКОЛАНДШАФТ-XXI ВЕК» и ООО «ПОЛИТЕХСТРОЙ», также подтверждающие обязательность разработки нового проекта консервации шламохранилища ООО «Тольяттикакучук» (см. приложения).
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.8.13 Постановления Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 N 6, ст.48, п. 3.4 ст.49 Градостроительного кодекса РФ. п.5.2 СП 11.105-97, п.3.1 СП 11.102-97, п.5.60 СП 11-104-97, п.8.2 СНиП 11-02-96, п.1 ст.56 ГПК РФ просит:
- отказать в удовлетворении исковых требований Самарского межрайонного природоохранного прокурора в части обязания ООО «Тольяттикаучук» провести консервацию шламохранилища, используя при этом устаревший проект консервации «Ликвидация выведенного из эксплуатации шламохранилища ООО «Тольяттикаучук» № от ДД.ММ.ГГГГ;
- указать в решении на обязательность проведения консервации шламохранилища ООО «Тольяттикаучук» при условии обеспечения Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой доступа к объекту ГТС, а также при условии разработки нового актуального и соответствующего действующим требованиям законодательства проекта консервации шламохранилища ООО «Тольяттикаучук».
Представитель третьего лица- ООО «Тольяттисинтез» Марченкова Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения шламонакопителя для размещения шлама <данные изъяты> выдано Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «Тольяттикаучук», сроком до 30.05.2017.
На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к договору аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «Тольяттисинтез» и ООО «Тольяттикаучук» гидротехническое сооружение шламонакопитель передан ООО «Тольяттикаучук» на праве временного владения и пользования (аренды).
В 2011 году по заданию Общества ООО «Технопроект Синтез» разработало проект консервации ГТС «Ликвидация выведенного из эксплуатации шламохранилища ООО «Тольяттикаучук» № от ДД.ММ.ГГГГ г.
В связи с достижением отметки предельно допустимого уровня слива химического, производственного отхода (<данные изъяты>) ООО «Тольяттикаучук» ДД.ММ.ГГГГ. получило разрешение Средне- Поволжского Управления Ростехнадзора на вывод из эксплуатации и консервацию данного объекта ГТС. Таким образом, у ООО «Тольяттикаучук» было намерение осуществить консервацию ГТС.
Единственным доступом к ГТС является автодорога, принадлежащая на праве собственности ФИО1.
Отсутствие иного доступа к ГТС отражено в решении Центрального районного суда г.Тольятти по делу № по иску ЗАО «Тольяттисинтез» к ФИО1 об установлении сервитута в отношении двух объектов недвижимости (автодороги).
Решением Центрального районного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ЗАО «Тольяттисинтез» об установлении сервитута удовлетворены, в связи с чем ЗАО «Тольяттисинтез» вправе беспрепятственно, ежедневно и круглосуточно пользоваться частью объектов недвижимости ФИО1 на любом транспорте ЗАО «Тольяттисинтез», легковом, грузовом, спецтехнике, с правом проносить/провозить строительные материалы, оборудование и иные товарно-материальные ценности ЗАО «Тольяттисинтез» и привлеченных им лиц.
Службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа №.
Однако, решение Центрального районного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ добровольно ответчиком не исполняется.
В адрес руководителя УФССП России по Самарской области была направлена жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ №, в ответ на которую письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщалось только о продлении сроков рассмотрения жалобы ЗАО «Тольяттисинтез».
Далее, общество направляло в адрес руководителя УФССП России по Самарской области обращение от ДД.ММ.ГГГГ № с просьбой оказать содействие в обеспечении принудительного исполнения решения Центрального районного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в силу ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», в том числе с возможностью обратиться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, а также к военнослужащим внутренних войск и необходимостью демонтировать шлагбаум. Тем не менее, и на это обращение ответ до настоящего времени не получен.
Акты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ совершения исполнительных действий, составленные судебным приставом-исполнителем свидетельствуют, что решение суда не исполняется, поскольку ЗАО «Тольяттисинтез» даже совместно с судебным приставом-исполнителем в пользовании автодорогами отказано.
При попытках самостоятельно осуществить пользование автодорогами ЗАО «Тольяттисинтез» также отказано собственником автодороги о чем составляются соответствующие акты.
Также представителем третьего лица заявлены возражения относительно возможности консервации ГТС на основании ранее разработанного проекта, аналогичные тем, что даны ответчиком.
Представитель 3-го лица- Средне-Волжского управления Ростехнадзора Морозов И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что полагает требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по консервации ГТС обоснованными и подлежащими удовлетворению, однако полагает, что предварительно необходимо проведения изыскательских работ после проведения которых возможно будет определить необходимость корректировки ранее утвержденного проекта консервации или необходимость подготовки нового проекта.
Представитель третьего лица- мэрии г.о. Тольятти Финагеев И.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению ЗАО «Тольяттисинтез» проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ООО «Тольяттикаучук».
Установлено, что на территории г.о. Тольятти на земельном участке с кадастровым № располагается гидротехническое сооружение – шламонакопитель для размещения шлама <данные изъяты>.
Земельный участок с кадастровым № находится в аренде у ЗАО «Тольяттисинтез» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ и принято на балансовый учёт ЗАО «Тольяттисинтез».
В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № эксплуатирующей организацией является ООО «Тольяттикаучук».
ООО «Тольяттикаучук» оформлена декларация безопасности указанного № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой собственник ГТС – ЗАО «Тольяттисинтез», дата ввода ГТС в эксплуатацию – июнь 1992, согласно акту приёмки сооружения в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ г., численность персонала, осуществляющего персональную эксплуатацию и мониторинг ГТС, составляет 2 человека.
В соответствии с актом преддекларационного обследования ГТС от 2010 г., размещение в связи с истечением срока эксплуатации 20 лет и достижением допустимого уровня заполнения шламохранилища, размещение шлама приостановлено, в 2012 году планировалось осуществлять консервацию объекта. В связи с этим, в настоящее время эксплуатация ГТС не осуществляется, разработан проект консервации выведенного из эксплуатации ГТС, без изъятия размещённых отходов, согласно которому максимальная проектная отметка заполнения составляет 93.20 м. Вместе с тем, фактические отметки заполнения уже составили 91.44 – 93.22 м.
В связи с этим, для консервации ГТС Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «Тольяттикаучук» выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ №, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени консервация ГТС не начата, в то время как должна была начаться в 2012 году и закончиться в 3-х месячный срок, как указано в проекте.
Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.
Представители ответчика и ООО «Тольяттисинтез» не оспаривали тот факт, что гидротехническое сооружение- шламонакопитель для размещения шлама <данные изъяты>, расположенный на земельном участке с кадастровым № нуждается в консервации. Ответчик не отрицал свою обязанность по консервации указанного гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона № 7-ФЗ защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким законодательным актом на федеральном уровне является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное
уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со СНиП 2.06.01-86 и СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» ГТС относится к 4 классу.
Расчёт вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений шламонакопителя, при наиболее тяжкой аварии составит 27,1 млн. рублей (п. 7 декларации безопасности).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, помимо этого обязаны осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
На основании ст. 10 Закона № 117-ФЗ при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6.
Согласно п. 21 Правил собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.
В соответствии с приложением 9 Правил накопитель после его заполнения до проектной отметки и прекращения работ по его заполнению подлежит консервации (ликвидации) в соответствии с проектом.
В проекте должны быть соблюдены требования промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Обеспечение безопасности накопителя, который подлежит консервации (ликвидации), осуществляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из эксплуатации накопителя в целях его ликвидации, а также в соответствии с предписанием Госгортехнадзора России о консервации или ликвидации накопителя.
Пунктом 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее - Положение) установлено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
В соответствии с п. 4 Положения рекультивация для целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. К примеру, технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Вместе с тем, в нарушение вышеизложенного консервация выведенного из эксплуатации ГТС до настоящего времени не проведена, в настоящее время не проводится, в то время как проект консервации разработан и предполагал проведение работ по рекультивации в 2012 году.
Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории г.о. Тольятти населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Закона № 7-ФЗ, Закона №52-ФЗ, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, определенные в ст. 18 Закона № 68-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, заявленные Самарским межрайонными природоохранным прокурором требования о возложении на ответчика обязанности по консервации ГТС являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что исковые требования прокурора не могут быть удовлетворены, поскольку прокурор просит обязать ответчика произвести консервацию объекта ГТС в соответствии с ранее разработанным проектом, суд находит несостоятельными, поскольку из искового заявления прокурора и пояснений помощника прокурора, данных в ходе судебного заседания, видно, что прокурор не связывает необходимость консервации ГТС именно с ранее разработанным проектом.
Выполнение работ по консервации с ранее разработанным проектом невозможно, поскольку данный проект предусматривал выполнение работ в 2012 году. Кроме того, из пояснений лиц участвующих в деле явствует, что со времени разработки указанного проекта изменилась фактическая обстановка на земельном участке, где располагается ГТС, что само по себе ставит под сомнение возможность выполнения работ по консервации в соответствии с ранее разработанными проектом. Также, суд полагает обоснованными вышеприведенные доводы ответчика о том, что ранее разработанный проект не может применяться ввиду того, что не отвечает требованиям действующего законодательства.
Однако, отсутствие на данный момент проекта консервации не освобождает ответчика от выполнения обязанности по выполнению комплекса работ по консервации гидротехнического сооружения. Также не освобождает ответчика от выполнения работ по консервации сооружения, отсутствие доступа к нему в связи с действиями третьих лиц. Ответчик не лишен прав требовать от третьих лиц доступа к принадлежащему ему сооружению, а при противодействии третьих лиц обращаться для восстановления своих прав в компетентные органы, в том числе и в суд. Возложение на третьих лиц обязанности по допуску ответчика к гидротехническому сооружению в рамках настоящего дела невозможен.
Суд полагает, что ответчиком должны быть проведены необходимые изыскательские работы, необходимые для разработки и подготовки проекта консервации, после чего должен быть подготовлен и утвержден в установленном порядке проект консервации и произведены работы собственно по консервации ГТС в соответствии со сроками, указанными в проекте.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Тольяттикаучук» провести консервацию гидротехнического сооружения- шламонакопителя для размещения шлама <данные изъяты>, расположенного на земельном участке с кадастровым №, окончив проведение названных работ в сроки, установленные разработанным проектом консервации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательно форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий: