Решение по делу № 33-4486/2019 от 25.11.2019

№">

6


Л

ИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья Новицкая Г.Г. Дело № 2-73/2019

Докладчик Фролова Е.М. № 33-4486/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2019 года г. Липецк Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего Малыка В.Н.,

судей Фроловой Е.М., Крючковой Е.Г.,

при секретаре Бахолдиной Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны РФ на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 22 января 2019 года, которым постановлено:

«Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение девяти месяцев после вступления решения суда в законную силу выполнить принятые на себя обязательства по приведению здания центра социального обеспечения военного комиссариата Липецкой области, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие требованиям санитарного и строительного законодательства путем выполнения капитального ремонта».

Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Тамбовского гарнизона, действующий в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился с иском к Министерству обороны РФ о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт здания центра соцобеспечения военного комиссариата Липецкой области, расположенное по адресу: <адрес>, которое является собственностью РФ, право пользования закреплено за Минобороны РФ. В обоснование иска указал, что с момента возведения здания в 1962 г. в нем не проводился капитальный ремонт Согласно актам внепланового осмотра, технического состояния и дефектного акта от 12.02.2018 г. в здании центра за время длительной эксплуатации произошло обрушение штукатурки; мягкая кровля имеет повреждения, что приводит к протеканию. Деревянные конструкции оконных рам сгнили и требуют замены во всем здании; дверные коробки и двери предельно изношены и требуют замены на 80 кв. м; трубы системы отопления повреждены коррозией, отопительные радиаторы предельно забиты из-за длительной эксплуатации, трубы требуют замены 200 м/п, радиаторы 100 штук; трубы системы холодного водоснабжения предельно изношены, требуется заменить 150 м/п труб, запорная арматура требует замены, требуется замена силового кабеля, установка молниезащиты и т.д. Требуется проведение капремонта.

Представитель военного прокурора поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Минобороны РФ в суд не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что объекты имущественного комплекса военного комиссариата являются военным имуществом, его использование является ограниченным по кругу лиц. Военным прокурором не представлено доказательств наличия угрозы нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц при использовании Минобороны РФ указанного здания. Военный прокурор не обладает специальными познаниями в области строительства и к выводу о необходимости проведения ремонта может прийти лишь на основании визуального осмотра. Осмотр здания (помещения) должна осуществлять управляющая компания. Строительная экспертиза не проводилась, прокурором не доказано, какой именно ремонт должен быть произведен (текущий или капитальный). Поскольку сведения о включении спорного объекта в план капитального ремонта на 2017-2018 годы подавались, отсутствует бездействие со стороны органов военного управления. Для определения состава объема работ по капитальному ремонту, определения действительного технического состояния сооружения необходимо заключение госконтракта с генподрядной организацией. Организация проведения капремонта имущественных объектов, закрепленных за Вооруженными Силами РФ, является процедурой требующей значительного количества времени. Сам по себе факт того, что спорный объект подлежит капремонту, не свидетельствует о том, что Минобороны РФ ненадлежащим образом выполняет возложенные на него полномочия.

Представитель третьего лица военного комиссариата Липецкой области возражал против иска, поддержал позицию Минобороны РФ.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Минобороны РФ просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылался на не установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела; суд не учел факт того, что осмотр здания проводился ненадлежащими лицами, строительная экспертиза не проводилась, прокурором не доказано, какой именно вид ремонта (текущий или капитальный) должен быть произведен; вопрос о назначении строительной экспертизы судом не рассматривался; судом не установлено, заключался ли Минобороны РФ договор доверительного управления имуществом, который имел существенное значение для правильного рассмотрения дела; не исследован вопрос правильности и корректности направления должностными лицами военного комиссариата Липецкой области заявок на включение спорного объекта в план капитального ремонта, соблюдения ими процедуры направления указанных заявок, наличие ответов на указанные заявки; судом вынесено заведомо неисполнимое решение указанием на конкретный срок (6 месяцев) в течение которого Минобороны РФ обязано произвести ремонт, т.к. заключение госконтракта, предусматривающего выполнение работ по капремонту возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы жалобы и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона РФ от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подп. 52, 71 п. 7 названного Положения Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

Подпунктом 33 п. 10 Положения на Минобороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу указанных норм Минобороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Частью 1 ст. 36 названного Закона предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Из материалов дела следует, что здание Правобережного районного военного комиссариата, согласно ЕГРН военного комиссариата Липецкой области, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью РФ, на праве оперативного управления закреплено за военным комиссариатом Липецкой области. Эксплуатирующей организацией является ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

По сообщению военного комиссариата Липецкой области от 13.12.2018 г. в здании по вышеуказанному адресу располагается центр соцобеспечения военного комиссариата Липецкой области, ОБУ «Центр патриотического воспитания населения Липецкой области», созданное постановлением Администрации Липецкой области от 23.04.2013 года № 206, группа инспекторов Министерства обороны РФ, пункт отбора граждан на контрактную службу в Вооруженные Силы РФ по Липецкой области. На учете в центре социального обеспечения состоят более 7 000 пенсионеров, постоянно в здании осуществляют свою деятельность порядка 50 работников гражданского персонала и военнослужащих Министерства обороны РФ.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о правомерности требований прокурора, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах РФ, собственностью которой является спорное здание, а ответчик является распорядителем, в обязанность которого входит его надлежащее содержание.

Согласно техпаспорту на объект (по состоянию на 24.11.1962 года, РТИ 12.08.2009 года) основное здание военного комиссариата лит. А выстроено в 1962 году, фундамент бутовый ленточный, стены и перегородки кирпичные, гипсокартонные, перекрытия – железобетонные плиты, крыша – металлическая по тесовой обрешетке, окна – 2 створных переплета, отделочные работы – штукатурка, побелка, внутреннее санитарно-техническое и электрическое устройство – отопление, водопровод, канализация, электроосвещение, радио, телефон.

Признаки износа конструктивных элементов: фундамент – трещины в цоколе, стены и перегородки – выветривание швов, трещины, перекрытия – трещины в местах сопряжения, крыша – ржавчина, полы – стертость досок, проемы – переплеты рассохлись, полотна осели, отделочные работы – трещины. Износ составляет 29 %.

Основное здание лит. А имеет сопряжение стен к гаражу лит. А1, выстроенному в 1965 году, процент износа лит. А1 составляет 30. Основное строение лит. А2 1982 года постройки имеет сопряжение стен к лит. А1, процент износа составляет 25. Гараж лит. А3 выстроен в 1982 году, износ 20 %.

В лит. А расположены коридоры, лестничные клетки, кабинеты, архив, комната дежурного, комната отдыха, склад, вестибюль, актовый зал, туалеты, кладовые.

На территории Липецкой области создана жилищно-коммунальная служба ЖКС № 10/3 (Липецкий) ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ЗВО), которая проводит только техническое обслуживание, включающее комплекс работ по контролю технического состояния зданий, поддерживанию их работоспособности или исправности зданий в целом, в соответствии с перечнем, объемом и периодичностью, согласно инструкции по порядку проведения технического обслуживания казарменно-жилищного фонда военных городков МО РФ.

12.02.2018 г. военным комиссаром Липецкой области утвержден дефектный акт по результатам комиссионного обследования представителей военкома ЛО и эксплуатирующей организации ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ здания военного комиссариата Липецкой области.

Согласно акту здание ЦСО военкомата имеет следующие дефекты: частичное обрушение штукатурки, необходима окраска по всему периметру здания, частичное протекание кровли, в двух кабинетах обрушилась штукатурка, в четырех кабинетах провисает потолочная штукатурка, линолеумное покрытие требует замены, оконные блоки разрушены, лестничные проемы и коридоры требуют косметического ремонта, системы электроснабжения и электроосвещения ветхие, требуют замены с увеличением проектной мощности, системы отопления и ХВС требуют замены труб и отопительных радиаторов. Заключение – необходим капитальный ремонт.

Приказом военного комиссара Липецкой области от 02.09.2018 г. № 361 создана временно действующая комиссия с участием ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ по осеннему осмотру жилищного и казарменного фондов, коммунальных объектов, инженерных сетей, а также подготовке к отопительному сезону 2018-2019 годов зданий (сооружений) военного комиссариата Липецкой области.

27.09.2018 г. проведено обследование здания центра соцобеспечения военного комиссариата Липецкой области по вышеуказанному адресу. Согласно акту общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 27.09.2018 г. здание 2-х этажное, выстроено в 1962 г., стены кирпичные, перекрытия - деревянное, общая площадь 1264,4 кв. м. При осмотре обнаружены следующие дефекты:

-фундаменты - отслоение и отпадение штукатурки стен, подвала, подтопление подвального помещения атмосферными водами в период дождей, таяния снега, постоянная откачка воды из приямка вызывают суффозию грунта, что вызывает дальнейшие неравномерные осадки основания и фундаментов;

-наружные стены (фасады) - отслоение и отпадение штукатурки стен, выветривание швов, ослабление кирпичной кладки, выпадение отдельных кирпичей, трещины в карнизах и перемычках, увлажнение поверхности стен, сколы и размораживание поверхности бетона карнизных плит и перемычек, осадочные вертикальные трещины в конструкциях наружных стен с шириной раскрытия до 20 мм;

-кровля - деревянные стропильные конструкции и обрешетка имеют следы замокания, усушечные тещины и локальные поражения гнилью;

-перекрытия - следы протечек на потолке, повсеместное отслоение и обрушение участков штукатурки по дранке, отслоение защитного слоя, сколы бетона плит, оголение и коррозия арматуры плит, трещины на поверхности бетонных плит с шириной раскрытия до 0,5 мм;

-перегородки - местные трещины в местах сопряжения перегородок с потолками;

-проемы (деревянные окна) - оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, часть приборов повреждена или отсутствует, нижний брус оконного переплета и подоконная доска поражены гнилью, древесина расслаивается, переплеты расшатаны;

-санитарно-технические устройства - унитаз подтекает, расколот, раковина для мытья рук расколота, узлы навески расшатаны, кран течет;

-система отопления - капельные течи в отопительных приборах и местах их врезки, следы протечек в отопительных приборах, неудовлетворительная работа радиаторов;

-система ХВС - поражение коррозией отдельных участков трубопроводов;

-канализация - следы подтекания в местах соединения труб;

-электрооборудование - ВТУ имеет следы подгорания на клеммах, требует замены;

-тепловой узел управления - поражен коррозией;

-отмостка - местное разрушение, локальное отслоение в местах примыкания к наружным стенам, трещины.

Комиссией сделано заключение о том, что в здании необходимо проведение капремонта.

Согласно акту общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 01.10.2018 г. проведено обследование гаража ЦСО военного комиссариата Липецкой области по адресу: <адрес>. Установлено, что здание общей площадью 97,3 кв. м выстроено в 1965 году, стены кирпичные, перекрытие - железобетонные плиты. Кровля имеет локальную течь и требует капремонта, отмостка имеет частичное растрескивание.

Ранее капремонт здания не проводился, что подтверждено, в том числе, показаниями свидетеля О. Ю.Н. - ведущего инженера ЖКС № 10 ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ.

Суд установил, что ранее при оформлении заявочного плана капитального ремонта объектов на 2017-2018 годы сведения о неудовлетворительном техническом состоянии здании подавались для включения в планы первоочередных объектов капитального ремонта.

Военный комиссар Липецкой области обращался с заявлениями о включении здания военного комиссариата Липецкой области в план капитального ремонта на 2019 год на имя начальника 167 отдела (территориального) эксплуатации и контроля за оказанием услуг, на имя начальника 708 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) Министерства обороны России, на имя начальника ЖЭ(К)О № 10 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России (по ЗВО).

Однако до настоящего времени Минобороны России данное здание в план не включено, денежные средства, необходимые для ремонта не выделены, ремонтные работы не проведены.

Проанализировав представленные доказательства и установленные обстоятельства, исходя из того, что обследования здания проводились в соответствии с нормативными актами Минобороны РФ, результаты комиссионных обследований доведены до ответчика и им не опровергнуты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности необходимости проведения капремонта вышеуказанного здания и такая обязанность по обеспечению капитального ремонта здания возложена на Минобороны РФ, как на собственника (распорядителя) имущества.

Учитывая объем работ, необходимость соблюдения градостроительных норм и правил по разработке и утверждении документации, положений бюджетного законодательства, суд обоснованно предоставил девятимесячный срок для проведения ремонтных работ со дня вступления в законную силу решения суда для его исполнения.

Приведенные в апелляционной жалобе ответчика доводы несостоятельны, опровергаются материалами дела.

Ссылки ответчика на то, что судом не рассматривался вопрос о назначении строительной экспертизы, не может быть приняты во внимание.

Заключение экспертизы является одним из доказательств, о проведении экспертизы ответчик суд не просил. Оснований для назначения экспертизы по своей инициативе у суда не имелось при достаточности других допустимых и относимых доказательств, не опровергнутых ответчиком.

Доводы о том, что судом не был исследован вопрос правильности и корректности направления должностными лицами военного комиссариата Липецкой области заявок на включение спорного объекта в план капитального ремонта, соблюдения ими процедуры направления указанных заявок, а также наличия ответов на указанные заявки, юридически значимыми для дела не являлись исходя из регламентированной обязанности Минобороны РФ как собственника(распорядителя) имущества нести бремя его содержания.

Ссылки ответчика на то, что решение суда неисполнимо в связи с предоставлением 9 месяцев на проведение ремонта, т.к. заключение госконтракта, предусматривающего выполнение работ по капремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, т.к. судом предоставлен разумный срок для его исполнения, а с учетом обжалования решения данный срок увеличен до августа 2020 г.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда постановлено с учетом всех обстоятельств по делу, доводов сторон и представленных ими доказательств, которым дана надлежащая оценка. Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений не допущено.

Доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены либо изменения правильного по существу решения суда.

Однако судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения суда первой инстанции в иной редакции с указанием на возложение на Минобороны РФ обязанности провести капитальный ремонт здания, понятие которого закреплено законом, в том числе п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. № 279 (п. 3.11, приложение №8), и не требует дополнительного толкования.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 22 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

Изложить в резолютивную часть решения в иной редакции: «Обязать Министерство обороны РФ в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: <адрес>».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33-4486/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Военный прокурор Тамбовского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны РФ
Военный комиссариат Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Фролова Е.М.
11.12.2019[Гр.] Судебное заседание
19.12.2019[Гр.] Передано в экспедицию
19.12.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее