Дело №2-126/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Заволжск 21 июля 2011 года
Заволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Мамаева В.В.
при секретаре Смирновой С.А.
с участием старшего помощника прокурора Заволжского района Лебедева А.В.,
истца Р.М.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - главного специалиста отдела правового обеспечения Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Виноградова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заволжского района в интересах Р.М. к ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Р.М. к ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно. Заявление мотивировано тем, что ранее Р.М. состоял в трудовых отношениях с ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе», 29 июля 1998 года получил производственную травму в виде химического ожога обоих глаз, в результате которой был признан инвалидом 1-ой группы по зрению. Р.М. нуждается в посторонней помощи. За период с 15 по 16 мая 2011 года он понёс расходы на проезд к месту лечения и обратно по маршруту «Москва – Кинешма», «Кинешма – Москва», а так же расходы на проезд сопровождающего его лица, в сумме <*> рублей. Понесенные Р.М. расходы, по мнению прокурора, подлежат возмещению работодателем - ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» на основании ст.184 ТК РФ и Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусматривающих возмещение Р.М. и лицу, его сопровождавшему, дополнительных расходов на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, а также на основании ст.1085 ГК РФ, предусматривающей возмещение лицу всех дополнительно понесённых расходов, вызванных повреждением здоровья, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Заволжского района Лебедев А.В. в полном объёме поддержал исковые требования, заявленные в интересах Р.М. Пояснил, что ежегодно для Р.М. разрабатываются реабилитационные программы. В соответствии с программами реабилитации в 2009-2011 годах формы и объемы реабилитации Р.М. определены в виде предоставления лекарственных средств, перечисленных в справке. Данные лекарственные средства Р.М. получает бесплатно. В 1998 году областной клинической больницей Р.М.направлялся на консультацию в г. Москву в ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Фёдорова Росмедтехнологии» для определения дальнейшего хирургического лечения. Необходимость лечения была установлена. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета департаментом здравоохранения Ивановской области Р.М. как инвалиду в целях повышения качества и доступности высокотехнологичной медицинской помощи выдаются направления на лечение. После получения направления Р.М. обращается в исполнительные органы Фонда социального страхования для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов. Р.М. и лицу, его сопровождавшему, в 2009-2011 годах выдавались направления на лечение в ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнологии» и специальные талоны на проезд в г. Москву. После прохождения лечения Р.М. назначались дни приемных осмотров. Очередной день приемного осмотра был назначен на 16 мая 2011 года. Как человек, нуждающийся в посторонней помощи, Р.М. ездил в г. Москву с супругой. Проезд для приемных осмотров ни Р.М., ни сопровождающему его лицу не оплачивается, поскольку действующим законодательством оплата таких расходов не предусмотрена. В связи с этим Р.М. обратился в ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» с заявлением о возмещении ему расходов на проезд к месту лечения по маршруту «Москва-Кинешма», «Кинешма-Москва» его самого и лица, его сопровождающего, за период с 15 по 16 мая 2011 года в сумме <*> рублей. Однако ответа на данное заявление ему не последовало, поэтому он обратился за помощью в прокуратуру Заволжского района.
Истец Р.М. полностью поддержал доводы искового заявления, поданного прокурором Заволжского района в его интересах.
Представитель ответчика - ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе», о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без их участия. Представил письменный отзыв на иск, в котором сообщил, что решением Арбитражного суда Ивановской области от 27 июня 2005 года (дело №А17-1228/04-1-Б) ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, которое продлено до настоящего времени. Ссылаясь на подпункт 3 пункта 1, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и на Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 286), ответчик утверждает, что обеспечение по страхованию в виде проезда застрахованного лица, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации производится страховщиком, то есть Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Вместе с тем ответчик полагает, что, поскольку программой реабилитации Р.М. на 2009-2011 годы была определена нуждаемость истца только в лекарственных средствах, а не в лечении, то и расходы, понесённые Р.М. на проезд, не подлежат возмещению ни ответчиком ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе», ни Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования РФ. Ранее ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» на добровольной основе возмещал понесённые Р.М. расходы на поездки к месту лечения и консультации, но эти выплаты носили форму материальной помощи, а не компенсации. В настоящее время предприятие, находясь в конкурсном производстве, не имеет права и возможности производить выплаты подобного рода.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - главный специалист отдела правового обеспечения Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ-ИРО ФСС РФ) Виноградов А.С. в судебном заседании показал, что согласно материалам личного (учётного) дела пострадавшего, 29 июля 1998 года с Р.М. произошел несчастный случай на производстве, следствием которого явилось повреждение здоровья и утрата профессиональной трудоспособности. В соответствии с выпиской из акта освидетельствования ВТЭК от 23 ноября 1998 года Р.М. установлено 100% утраты профессиональной трудоспособности. Приказом от 15 ноября 1999 года № 583-В ГУ ИРО ФСС РФ пострадавшему было назначено страховое обеспечение в виде ежемесячных страховых выплат в размере <*> рублей <*> копеек. При последующих освидетельствованиях в учреждении медико-социальной экспертизы процент утраты Р.М. профессиональной трудоспособности сохранялся в том же объёме. Заключением учреждения МСЭ от 16 февраля 2010 года 100% утраты профессиональной трудоспособности пострадавшему установлено бессрочно. В настоящее время размер ежемесячных страховых выплат составляет <*> рублей <*> копейки.
Ссылаясь на статью 7 Федерального закона от 25 ноября 2008 года № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», статью 6 Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», статью 5 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», статьи 6.1-6.3, 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи», Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864, представитель ГУ-ИРО ФСС РФ пояснил, что Фонд социального страхования за счёт средств федерального бюджета осуществляет оплату стоимости проезда льготных категорий граждан, к которым относятся и инвалиды, к месту лечения, в том числе в специализированных медицинских учреждениях, и обратно.
На основании указанных положений и представленных истцом в ГУ-ИРО ФСС РФ проездных документов на междугородний железнодорожный транспорт направления «Кинешма-Москва», «Москва-Кинешма» оплата стоимости проезда по данным проездным документам была осуществлена за счёт средств федерального бюджета.
Ч.2 ст.8 Федерального закона 24 июля 1998 года № 125–ФЗ предусматривает оплату страховщиком дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию только в случае, если учреждением медико-социальной экспертизы определена нуждаемость в соответствующих видах реабилитации.
В связи с тем, что на 2011 год Р.М. учреждением МСЭ определена нуждаемость только в приобретении лекарственных средств и изделий медицинского назначения, представитель ГУ-ИРО ФСС РФ считает, что удовлетворение заявленных прокурором требований не может быть осуществлено за счёт средств федерального бюджета, а расходы Р.М. в сумме <*> рублей должны быть взысканы с ОАО «Заволжский химический завод имени М.В.Фрунзе».
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, приходит к следующему выводу:
Судом установлено, что Р.М. является инвалидом первой группы (по зрению) по причине трудового увечья на производстве. Ему установлено ограничение способности к трудовой деятельности третьей степени бессрочно и дано заключение о нетрудоспособности и нуждаемости в посторонней помощи. Указанное обстоятельство подтверждается справкой серии МСЭ-2001 № <*>, выданной Филиалом № 1 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области» 6 апреля 2005 года на основании акта повторного освидетельствования от 16 ноября 2004 года № <*> (л.д.12).
Из справки серии МСЭ-2006 № <*>, выданной Филиалом №1 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области» 16 февраля 2010 года, усматривается что Р.М. в связи с производственной травмой от 29 июля 1998 года с 16 февраля 2010 года бессрочно установлена стопроцентная степень утраты профессиональной трудоспособности (л.д.13).
В соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, разработанной Филиалом № 1 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области», - картой № <*> к акту освидетельствования № <*> от 08 февраля 2011 года, Р.М. определена необходимость реабилитации в форме лекарственных средств сроком на один год.
Судом также установлено, что 16 мая 2011 года Р.М. был обследован и проконсультирован в ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.Федорова Росмедтехнологии» в г. Москва (л.д.16).
К месту проведения осмотра и обратно истец Р.М. и сопровождавшее его лицо следовали автобусом по маршруту Кинешма-Москва и Москва-Кинешма по билетам серии <*> №№ <*>, <*> от 15 мая 2011 года и билетам серии <*> №№ <*>, <*> от 16 мая 2011 года соответственно, затратив за их приобретение <*> рублей (<*> руб. х 2 + <*> руб. х 2) (л.д.17).
27 мая 2011 года Р.М. обращался в ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» с заявлением об оплате проезда к месту лечения в ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.Федорова Росмедтехнологии» в г. Москва и обратно его и сопровождающего его лица в сумме <*> рублей.
Ответа не последовало, и 07 июня 2011 года Р.М. обратился в прокуратуру Заволжского района с заявлением, содержащим просьбу принять меры прокурорского реагирования по данному факту (л.д.4). Прокурор, в свою очередь, действуя в интересах Р.М., обратился с иском в Заволжский районный суд.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.11.2008 года № 216-ФЗ «О бюджете фонде социального страхования Российский Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», ст. 6 Федерального закона от 28.11.2009 года № 292- ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», ст. 5 Федерального закона от 08.12.210 года № 334- ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», ст.ст. 6.1.-6.3., 6.5. Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, за счёт средств федерального бюджета Фонд социального страхования осуществляет оплату стоимости проезда льготных категорий граждан, к которым относятся и инвалиды, к месту лечения, в том числе в специализированных медицинских учреждениях, и обратно.
Федеральным законом от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено только два вида лечения:
1) лечение пострадавшего непосредственно после произошедшего тяжелого случая до восстановления его трудоспособности или установления ему процента утраты профессиональной трудоспособности;
2) санаторно-курортное лечение по прямым последствиям несчастного случае на производстве или профессионального заболевания.
Оплата других видов лечения и, соответственно, оплата проезда на такие виды лечения Федеральным законом от 24.07.1998 года № 125-ФЗ не предусмотрена.
В рамках Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 286), программ реабилитации Р.М. подлежат возмещению только расходы на приобретение лекарственных средств.
Судом также установлено, что Р.М. как инвалид получает высокотехнологичную медицинскую помощь за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Фонд социального страхования, в соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864 за счет средств федерального бюджета осуществляет оплату стоимости проезда льготных категорий граждан, к которым относятся и инвалиды, к месту, лечения, в том числе специализированных медицинских учреждениях, и обратно. Согласно Порядку направлен граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения (далее - орган исполнительной власти) к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05 октября 2005 года № 617, на основании заключения врачебно-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения направляет в адрес медицинского учреждены осуществляющего лечение за счет средств федерального бюджета, медицинские документы гражданина, а также заключение с обоснованием необходимости прохождения лечения в указанном учреждении.
В случае принятия медицинским учреждением решения о необходимости госпитализации гражданина, оно информирует о своем решении орган исполнительной власти.
Гражданину органом исполнительной власти на основании решения медицинского учреждения выдается направление на лечение и Талон № 2, при предоставлении которого в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ заменяется на специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно. Такие талоны ежегодно выдаются Р.М. и сопровождающему лицу. При предъявлении такого талона в железнодорожную кассу выдается проездной документ, в котором указано, что проезд осуществляется за счет фонда социального страхования. Проезд для приемных осмотров Р.М. и сопровождающему его лицу не оплачивается.
Таким образом, возместить понесенные расходы в размере <*> рублей Р.М. за счет средств Фонда социального страхования РФ в рамках Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 года №286) не имеет права. Так же он не может возместить указанные расходы в рамках Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009, 2010 и 2011 годы, утверждённых Постановлениями Правительства РФ от 05 декабря 2008года №913, от 02 октября 2009года №811 и от 04 октября 2010года №782 соответственно, а так же Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2008года №786н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета», от 30 декабря 2009года №1047н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» и от 31 декабря 2010года №1248н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета», Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864.
В соответствии со статьёй 184 Трудового кодекса РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 1085 Гражданского кодекса РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
При таких обстоятельствах понесенные Р.М. расходы в связи с поездкой 16 мая 2011 года на приемный осмотр в ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнологии» в г.Москву на автобусе и обратно с сопровождающим подлежат возмещению ответчиком как причинителем вреда, поскольку истцом и материалами гражданского дела доказано, что Р.М. нуждался в такой помощи и не имеет право на её бесплатное получение.
Суд соглашается с представленным прокурором расчётом затрат, понесённых Р.М.
При подаче искового заявления государственная пошлина составила бы <*> рублей. В соответствии со статьёй 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобождён от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (часть 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ). Следовательно, с ответчика в доход бюджета Заволжского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере <*> рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.184 ТК РФ, ст.1085 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Заволжского района в интересах Р.М. к ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно удовлетворить полностью.
Взыскать с ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» в пользу Р.М. <*> рублей в возмещение расходов, понесенных в связи с проездом к месту лечения и обратно.
Взыскать с ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе» в доход бюджета Заволжского муниципального района государственную пошлину в размере <*> рублей.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в 10-дневный срок путём подачи жалобы через Заволжский районный суд Ивановской области.