Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-45/2016
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 5 мая 2016 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.
при секретаре Богданове Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магилевич ВВ к администрации Селиванихинского сельсовета Минусинского района, Скрипоченко АР, Скрипоченко МР, Скрипоченко ЯР о прекращении права собственности, взыскании компенсации морального вреда и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
истица через своего представителя по доверенности Яцковой С.В. обратилась в Минусинский городской суд с иском к администрации Селиванихинского сельсовета Минусинского района о прекращении права собственности и признании права собственности на следующие объекты недвижимости: квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>; квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, а также о взыскании компенсации морального вреда в размере 1200000 рублей. Мотивировав свои требования тем, что 24 июля 2015 года администрация Селиванихинского сельсовета Минусинского района на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>4 и свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>5, выданных 17 июля 2015 года нотариусом Минусинского территориального округа Красноярского края Сидоровой Н.М., наследственное имущество, оставшееся после смерти Максимовой А.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, а именно: квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>; квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>1, как выморочное, оформила в собственность МО Селиванихинский сельсовет Минусинского района. Между тем, вышеуказанное наследственное имущество, оставшееся после смерти Максимовой А.И., не является выморочным в силу обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Минусинского городского суда от 28.03.2012 г., принятым по гражданскому делу №2-493/2012. 16 мая 2012 г. Магилевич В.В. обратилась к нотариусу Минусинского территориального округа Красноярского края Сидоровой Н.М с заявлением о принятии наследства. Однако администрацией Селиванихинского сельсовета данное наследственное имущество, как выморочное, оформлено в собственность МО Селиванихинский сельсовет, соответственно истица считает, что нарушено её право на наследство, в связи, с чем вынуждена обратится в суд. Кроме того, незаконными действиями ответчика ей был причинён моральный вред, который она оценивает в размере 1 200000 рублей.
Определением суда от 29 февраля 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Скрипоченко АР, Скрипоченко МР, Скрипоченко ЯР (л.д. 55).
В судебном заседании истица Магилевич В.В. и её представители по доверенности Яцкова С.В. и Марьев А.С., на исковых требованиях настаивали в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Селиванихинского сельсовета Минусинского района по доверенности Сомова М.В. в судебном заседании исковые требования Магилевич В.В. не признала, поддержала ранее предоставленные суду письменные возражения (л.д 50-51). В удовлетворении исковых требований Магилевич В.В. просила отказать в полном объеме.
В судебном заседании законный представитель несовершеннолетних ответчиков Скрипоченко А.Р., Скрипоченко М.Р., Скрипоченко Я.Р. – Скрипоченко Р.В. исковые требования Магилевич В.В. не признал, суду пояснил, что в октябре 2015 года он был признан малоимущим и ему была предоставлена по договору соц.найма <адрес>. Данную квартиру он оформил на своих детей и сейчас на средства материнского капитала производит ремонт данного дома.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Пунктом 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из пункта 1 статьи 225 Кодекса, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Судом установлено, что на основании договор на приватизацию жилья № 351 от 25.02.1992г Максимову ВГ и Максимовой АИ передана безвозмездно, в совместную собственность квартира по адресу <адрес>. Согласно выписке из Постановления администрации Селиванихинского сельсовета земельному участку Максимова В.Г. присвоен адрес <адрес>1. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 24.09.2010 г. Максимов А.И. являлся собственником квартиры по адресу <адрес>15. Согласно справке администрации Селиванихинского сельсовета за Максимовым В.Г. и Максимовой А.И. числилась квартира по адресу <адрес>1. Согласно свидетельства на право собственности на землю № ККР 2518-000542 Максимов ВГ, являлся собственником земельного участка площадью 0,08 га.
Согласно свидетельству о смерти I-БА № Максимов ВГ, умер ДД.ММ.ГГГГ
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ Максимова АИ, признана недееспособной. Постановлением администрации Минусинского района №249-п от 30.05.2008г. Магилевич В.В. назначена опекуном Максимовой А.И..
Из свидетельства о смерти II-БА № следует, что Максимова АИ, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Минусинского городского суда от 28 марта 2012 года установлен факт родственных отношений между племянницей Магилевич ВВ, ДД.ММ.ГГГГ, уроженкой <адрес> и ее двоюродным дядей по линии матери Максимовым ВГ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцем <адрес>, умершим ДД.ММ.ГГГГ
Также, установлен факт родственных отношений между племянницей Магилевич ВВ, ДД.ММ.ГГГГ, уроженкой <адрес> и ее двоюродной тетей Максимовой АИ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженкой с. В-Ярское, <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ и принятия наследства.
В установлении факта принятия Магилевич ВВ, наследства – оставшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ ее двоюродного дяди Максимова ВГ было отказано (л.д. 8-9).
Определением Минусинского городского суда от 29.08.2012г. решение Минусинского городского суда от 28 марта 2012 года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, а заявление Магилевич ВВ об установлении фактов родственных отношений и фактов принятия наследства оставлено без рассмотрения (л.д. 25, 37).
В силу требований семейного законодательства имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (п. 1 ст. 34 СК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", общей совместной собственностью супругов, является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. ст. 128, 129, п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
На основании ст. 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 ГК РФ, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", изложенных в п. 33 Постановления, в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное.
На основании ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.
Согласно ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст. 1144 Гражданского кодекса Российской Федерации если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и не полнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.
В силу ст. 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации Если нет наследников первой, второй и третьей очереди (статьи 1142 - 1144), право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей. Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит. В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи призываются к наследованию: в качестве наследников четвертой очереди родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки наследодателя; в качестве наследников пятой очереди родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); в качестве наследников шестой очереди родственники пятой степени родства - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть, если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Из свидетельства о заключении брака I-ВЭ № следует, что Максимов ГА 14.01.1912г. заключил брак с Абрамовой ВК, жене присвоена фамилия Максимова.
Согласно свидетельству о рождении I-БА №, актовой записи о рождении № от 31.05.1927г. родителями Максимовой ИВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. указаны отец Максимов ВА, мать Максимова УА.
Из свидетельства о заключении брака I-БА №, актовая запись № от 15.04.1950г. следует, что Есяков ВВ заключил брак с Максимовой ИВ, жене присвоена фамилия Есякова.
Согласно свидетельству о рождении ВЭ №, актовая запись №№ от 28.04.1952г. родителями Есяковой ВВ указаны отец Есяков ВВ, мать Есякова ИВ.
Согласно справке о смерти № Максимов ВА умер ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 53 лет. Из актовой записи о смерти № следует, что Максимов ГА умер 21.02.1959г. Согласно свидетельству о смерти II-БА № Максимов ГА, умер ДД.ММ.ГГГГ, в возрасте 66 л.
Из копии формы № 1 следует, что отцом Максимова В.Г. является Максимов ГА.
Из анализа исследованных документов суд приходит к выводу, что Магилевич В.В. приходится племянницей её двоюродного дяди по линии матери Максимова ВГ.
Согласно сообщению нотариуса (исх.№ от 28.12.2011г.) после смерти Максимова В.Г., с заявлением о вступлении в наследство 31 января 2008 года обратилась супруга наследодателя Максимова А.И., после смерти Максимовой А.И., наследственного дела не зарегистрировано.
Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество в виде жилого помещения, земельного участка, доли в праве общей долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества переходят в порядке наследования по закону в собственность того городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа, на территории которого находятся (п. 2 ст. 1151 ГК РФ).
Определением Минусинского городского суда от 08 октября 2012 года вступившим в законную силу 24.10.2012г. установлено, что спорное имущество является выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное недвижимое имущество расположено (л.д. 26).
Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от 17.07.2015г., выданного нотариусом Минусинского нотариального округа Сидоровой Н.М. (реестр №5-1664, №5-1665) спорное имущество оставшееся после смерти Максимовой АИ, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования Селиванихинский сельсовет Минусинского района (л.д 11-14). Данное свидетельство о праве на наследство в установленном Законе порядке не оспорено и не отменено.
24 июля 2015 года спорное недвижимое имущество было зарегистрировано за муниципальным образованием Селиванихинский сельсовет Минусинского района (л.д 12,14).
02 ноября 2015 года по договору социального найма жилого помещения <адрес> была передана нанимателю Скрипоченко Р.В. и его членам семьи (л.д 83-84), а 11 декабря 2015 года между муниципальным о образованием Селиванихинский сельсовет Минусинского района и Скрипоченко А.Р., Скрипоченко Я.Р., Скрипоченко М.Р. заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан (л.д. 85).
Из выписки единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.02.2016г. следует, что с 19 января 2016 года собственниками <адрес>, являются Скрипоченко А.Р., Скрипоченко М.Р., Скрипоченко Я.Р. (л.д. 48) по 1/3 доли в праве.
Доводы Магилевич В.В. и её представителя о том, что она является собственником спорного имущества, так как решением Минусинского городского суда от 28.03.2012г. установлен факт её родственных отношений с наследодателем и факт принятия спорного имущества, являются не состоятельными, так как данное решение было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, а заявление Магилевич В.В. об установлении фактов родственных отношений и фактов принятия наследства оставлено без рассмотрения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что после смерти Максимова В.Г. наследство в виде спорного имущества приняла его жена Максимова АИ, так как обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу (ст.ст. 1152-1153 ГК РФ), исковые требования Магилевич В.В. о прекращении права собственности в отношении спорного имущества, зарегистрированного за ответчиками, и признании права собственности на недвижимое имущество за истцом, удовлетворению не подлежат.
Разрешая исковые требования Магилевич В.В. о взыскании в её пользу с администрации Селиванихинского сельсовета Минусинского района 1200000 рублей, в счет компенсации морального вреда, суд приход к следующим выводам.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Спорные правоотношения в рассматриваемом деле носят имущественный характер.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы в части взыскания 1 200 000 рублей в счет компенсации морального вреда, так как истицей не предоставлено доказательств совершения ответчиком действий, нарушающих её личные неимущественные права, либо посягающих на принадлежащие ей другие нематериальные блага.
Определением суда от 09 марта 2016 года в качестве мер обеспечения иска Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю запрещено производить государственную регистрацию права на спорные объекты недвижимости (л.д. 62).
В силу ч. 3 ст. 144 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска.
Учитывая, что необходимость в сохранении мер по обеспечению иска в виде вышеуказанного запрета, данная мера подлежит отмене.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>1, ░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>15, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 09 ░░░░░ 2016 ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░ 2016 ░░░░
░░░░░: ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░. ░░░░░░