Дело № 2-22/194/2019
43RS0025-02-2019-000237-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2019 года п. Нема Кировской области
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Шуткиной Л.В.,
при секретаре Филипповой О.С.,
с участием помощника прокурора Немского района Кировской области Шкодырева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Немского района Кировской области к администрации Немского городского поселения Кировской области, об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Немского района Кировской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Немского городского поселения Кировской области об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, обосновывая исковые требования тем, что в результате проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности администрации Немского городского поселения Немского района Кировской области выявлены следующие нарушения.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 7 Закона Кировской области от 29.12.2004 №292-30 «О местном самоуправлении в Кировской области» и ст. 8 Федерального закона от 24 06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Уставом муниципального образования Немское городское поселение Немского района к вопросам местного значения относится организация сбора вывоза бытовых отходов (мусора) в границах муниципального образования.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Немское городское поселение <адрес>, на территории водоохранной зоны пруда, расположенного между <адрес> (кадастровый номер участка: 43:20:310121, категория земель: земли населенных пунктов), осуществляется несанкционированное размещение отходов:
тары стеклянной, загрязненной (код по ФККО 4 51 810 00 00 0) - бутылки из-под вино-водочных изделий, стеклянные банки;
тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненных (код по ФККО 4 38 110 00 00 0) - пластиковые бутылки, тара из-под моющих средств, пакеты;
покрышек пневматических шин отработанных (код по ФККО 9 21 130 00 00 0).
<адрес> территории, занятой несанкционированной свалкой, составляет 0,03 га, ориентировочный объем - 3 куб. м.
В месте отдыха, расположенного возле <адрес> в 476 метрах в северо- восточном направлении от а/д Нема-Кырчаны (кадастровый номер участка: 43:20:420104, категория земель: земли населенных пунктов) осуществляется несанкционированное размещение отходов:
тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненных (код по ФККО 4 38 110 00 00 0) - пластиковые бутылки, полиэтиленовая тара от пищевых продуктов;
тары стеклянной, загрязненной (код по ФККО 4 51 810 00 00 0) - бутылки из-под вино-водочных изделий.
<адрес> территории, занятой несанкционированной свалкой, составляет 0,008 га, ориентировочный объем - 1 куб. м.
На земельном участке, расположенном в 35 метрах справа от поворота на <адрес>, д. Незамаи (кадастровый номер участка: 43:20:390701, категория земель: земли населенных пунктов) осуществляется несанкционированное размещение отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) - код по ФККО 7 31 110 01 72 4.
<адрес> территории, занятой несанкционированной свалкой, составляет 0,023 га, ориентировочный объем - 3 куб. м.
Ненадлежащее выполнение администрацией муниципального образования возложенных на нее законом обязанностей по охране земель приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, просит обязать администрацию Немского городского поселения <адрес> в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных свалок бытового мусора на территории муниципального образования Немского городского поселения <адрес> на территории водоохранной зоны пруда, расположенного между <адрес>; в месте отдыха, расположенного возле <адрес> в 476 метрах в северо-восточном направлении от а/д Нема-Кырчаны; а также на земельном участке, расположенном в 35 метрах справа от поворота на <адрес>, д. Незамаи.
В судебном заседании помощник прокурора Шкодырев А.В. исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Глава администрации Немского городского поселения ФИО4 с исковыми требованиями согласен.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Судом установлено, что на территории муниципального образования Немское городское поселение <адрес> на территории водоохранной зоны пруда, расположенного между <адрес> (кадастровый номер участка: №, категория земель: земли населенных пунктов), осуществляется несанкционированное размещение отходов: тары стеклянной, загрязненной (код по ФККО 4 51 810 00 00 0) - бутылки из-под вино-водочных изделий, стеклянные банки; тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненных (код по ФККО 4 38 110 00 00 0) - пластиковые бутылки, тара из-под моющих средств, пакеты; покрышек пневматических шин отработанных (код по ФККО 9 21 130 00 00 0). <адрес> территории, занятой несанкционированной свалкой, составляет 0,03 га, ориентировочный объем - 3 куб. м.
В месте отдыха, расположенного возле <адрес> в 476 метрах в северо- восточном направлении от а/д Нема-Кырчаны (кадастровый номер участка: 43:20:420104, категория земель: земли населенных пунктов) осуществляется несанкционированное размещение отходов: тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненных (код по ФККО 4 38 110 00 00 0) - пластиковые бутылки, полиэтиленовая тара от пищевых продуктов; тары стеклянной, загрязненной (код по ФККО 4 51 810 00 00 0) - бутылки из-под вино-водочных изделий. <адрес> территории, занятой несанкционированной свалкой, составляет 0,008 га, ориентировочный объем - 1 куб. м.
На земельном участке, расположенном в 35 метрах справа от поворота на <адрес>, д. Незамаи (кадастровый номер участка: 43:20:390701, категория земель: земли населенных пунктов) осуществляется несанкционированное размещение отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) - код по ФККО 7 31 110 01 72 4. <адрес> территории, занятой несанкционированной свалкой, составляет 0,023 га, ориентировочный объем - 3 куб. м.
Наличие несанкционированных свалок подтверждается справками осмотра №, 33, 34 от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами, составленными главным специалистом по <адрес> отдела ООС и ЭБ <адрес> КОГБУ «Областной природоохранный центр» ФИО5, и не оспаривается стороной ответчика.
Принимая во внимание, что несоблюдение указанных норм федерального законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, на жизнь и охрану здоровья, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом изложенного, суд находит обоснованным установить срок для исполнения решения суда в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу
На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Немского городского поселения освобождается от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Немского района Кировской области удовлетворить.
Обязать администрацию Немского городского поселения Немского района Кировской области в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных свалок бытового мусора на территории муниципального образования Немского городского поселения Немского района на территории водоохранной зоны пруда, расположенного между <адрес>; в месте отдыха, расположенного возле <адрес> в 476 метрах в северо-восточном направлении от автодороги Нема-Кырчаны; на земельном участке, расположенном в 35 метрах справа от поворота на <адрес>, д. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Нолинский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.В. Шуткина